Рабочая программа по информатике 8 класс УМК Угринович Н. Д.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.
В нашей школе курс информатики изучается в 8 класс 1 час в неделю (34 часа в год)
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы. Содержание курса информатики и ИКТ в 8 классе
1. Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
3. Коммуникационные технологии – 14 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
4. Итоговое повторение - 2 ч
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта. Перечень учебно-методических средств обучения
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор
· Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
· Операционная система – Windows, Linux.
· Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
· Антивирусная программа.
· Программа-архиватор.
· Клавиатурный тренажер.
· Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
· Простая система управления базами данных.
· Простая геоинформационная система.
· Система автоматизированного проектирования.
· Виртуальные компьютерные лаборатории.
· Программа-переводчик.
· Система оптического распознавания текста.
· Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
· Система программирования.
· Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
· Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
· Программа интерактивного общения.
· Простой редактор Wеb-страниц. Практические работы 8 класс
Название практической работы
| Дата проведения
| Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
|
| Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
|
| Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
|
| Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
|
| Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
|
| Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
|
| Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
|
| Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
|
| Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
|
| Практическая работа № 10 «География Интернета».
|
| Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
|
| Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
|
| Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
|
| Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
|
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
|
|
Контрольные работы
Название контрольной работы
| Дата проведения
| Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
|
| Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
|
| Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии».
|
| Итоговая контрольная работа. №4 «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
|
|
«Утверждаю» приказом «Согласовано» Утверждена решением
№____ от ____________ зам.дир.по УВР: педагогического совета
Директор школы: ______________ муниципального казенного
______Сухорученко В.И. Дергабузова Г.С. общеобразовательного учреждения 01.09.2012. «Русятинская средняя
общеобразовательная школа
___ августа 2012 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русятинская средняя общеобразовательная школа»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
"ИНФОРМАТИКА И ИКТ"
8 КЛАСС 2012-2013 учебный год
Годовое количество часов – 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Плановое количество практических работ – 15
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла, протокол № ____ от ___________ 2012 г.
Учитель: Королькова Н.С.
Календарно-тематическое планирование по информатике 8 класс, 34 часа в год
№ урока
| Тема урока
| д/з
| Дата
| заплан
| фактич
| ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (8 часов)
| 1
| Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе
|
|
|
| 2
| Человек и информация. Информационные процессы в технике
|
|
|
| 3
| Знаковые системы
|
|
|
| 4
| Кодирование информации. Повторение материала.
|
|
|
| 5
| Вводный контроль
|
|
|
| 6
| Количество информации. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
|
|
|
| 7
| Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
|
|
|
| 8
| Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
|
|
|
| КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (11 часов)
| 9
| Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.
|
|
|
| 10
| Устройства ввода и вывода информации
|
|
|
| 11
| Оперативная память. Долговременная память
|
|
|
| 12
| Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
|
|
|
| 13
| Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет»
|
|
|
| 14
| Программное обеспечение компьютера. Операционная система.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
|
|
|
| 15
| Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
|
|
|
| 16
| Графический интерфейс операционных систем
|
|
|
| 17
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
|
|
|
| 18
| Правовая охрана программ и данных
|
|
|
| 19
| Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
|
|
|
| КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (14 часов)
| 20
| Передача информации
|
|
|
| 21
| Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
|
|
|
| 22
| Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету»
|
|
|
| 23
| Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета».
|
|
|
| 24
| Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
|
|
|
| 25
| Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
|
|
|
| 26
| Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
|
|
|
| 27
| Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
|
|
|
| 28
| Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете
|
|
|
| 29
| Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.
|
|
|
| 30
| Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по Тб.Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
|
|
|
| 31
| Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы.
|
|
|
| 32
| Списки и интерактивные формы наWeb-страницах
|
|
|
| 33
| Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии».
|
|
|
| ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 час)
| 34
| Итоговая контрольная работа. №4 «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
|
|
|
|
|
|
|
|
| |