САЛАВАТСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с.МАЛОЯЗ
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №
__________2012 г.
| Согласовано:
зам. директора по УВР
_____________Блиновских В.Ф.
| Утверждаю:
Директор МОБУ СОШ №1__________Мурзин У.Ф.
Приказ №___ ________2012 г.
|
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 8 класса
Составитель: учитель информатики и ИКТ
МОБУ СОШ №1 С.Малояз
Сафаргалина Рамиля Тимерьяновна
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 16 часов; во 2 полугодие - 19 часов, всего за год – 35 часов.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, количество контрольных работ - 3.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Учебно-тематический план
№
| Название темы
| Количество часов
| 1
| Информация и информационные процессы.
| 9
| 2
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации
| 7
| 3
| Коммуникационные технологии.
| 17
| 4
| Повторение.
| 1
|
| Итого:
| 34
|
Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора». Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов». Коммуникационные технологии
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ Учащиеся должны:
Знать/понимать:
Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике.
Особенности и преимущества двоичной формы представления
Основные единицы измерения количества информации.
Различие между данными и программами.
Названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств.
Принципы работы процессора.
Названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств.
Виды памяти.
Способы организации хранения.
Назначение действий мышью при работе с файлами и папками.
Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения.
Основные элементы ОС. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей.
Что такое компьютерный вирус. Чем он опасен и как избежать его попадания в компьютер.
Виды антивирусных программ.
Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий
Понятие информационного ресурса. Основные принципы работы во всемирной паутине.
Понятие интерактивного общения. Правила поведение в коллективном взаимодействии: форуме, телеконференции, чате.
Правила переписки, приложения к письмам.
Правила поиска информации в различных источниках.
Понятие файлового архива. Правила работы с программами архиваторами.
Правила поиска информации по ключевым словам.
Основные понятия гипертекста, технологии World Wide Web. Основные понятия языка HTML.
Знать элементы форматирования гипертекстового документа.
Знать элементы внедрения изображений в гипертекстовый документ.
Принципы организации групповой работы над документом.
Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Уметь/применять:
Приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике.
Объяснять принципы кодирования информации.
Решать задачи на определение количества информации. Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка).
Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам.
Выполнять операции с файлами.
Определять тип программного обеспечения.
Различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей.
Работать с графическим интерфейсом ОС.
Настраивать и использовать антивирусные программы.
Различать типы сетей, по основным параметрам. Рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации.
Осуществлять путешествие по Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
Регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения.
Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютерных сетях.
Создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора.
Загружать файлы из файлового архива.
Сохранять для индивидуального использования информационные объекты из глобальной компьютерной сети (Интернет) и ссылки на них
Используя язык гипертекстовой разметки документа форматировать текст, используя цветовые схемы.
Внедрять изображения в гипертекстовый документ
Создавать комплексный информационный объект в виде web-странички, включающей графические объекты организовывать индивидуальное информационное пространство, создавать личные коллекции информационных объектов; передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке.
Перечень учебно-методических средств обучения Литература
Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008
Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008
Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2005.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система Alt Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
| План
| Факт
| Тема урока, практическое занятие
| Тип урока
| Примечание
| Класс «А»
| Класс «Б»
| Класс «А»
| Класс «Б»
| Информация и информационные процессы (9 ч.)
|
|
|
|
|
| Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Информация в обществе и технике.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Кодирование информации с помощью знаковых систем.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Количество информации.
Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации»
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Определение количества информации.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Алфавитный подход к определению количества информации.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Количество информации».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа № 1 «Количество информации».
| Урок контроля
|
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации ( 7 ч.)
|
|
|
|
|
| Устройство компьютера.
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Файлы и файловая система.
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Программное обеспечение компьютера.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Графический интерфейс операционных систем
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
| Урок контроля
|
| Коммуникационные технологии (16 ч.)
|
|
|
|
|
| Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Локальные компьютерные сети.
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Практическая работа № 10 «География Интернета».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта.
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Файловые архивы.
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
| Урок изучения нового материала
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
| Комбинированный урок
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».
| Урок контроля
|
| Повторение (1 ч.)
|
|
|
|
|
| Повторение по теме: «Информация и информационные процессы»
| Комбинированный урок
|
| |