Конкурс «Современный урок» МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова
Любимова Татьяна Леонидовна, учитель информатики, первая квалификационная категория Занятие дистанционного курса «Выходим в Интернет» в 8а классе
Тема: «Электронная почта. Компьютерная арифметика»
Цели:
Обучающие
Закрепить понятие «Электронная почта»
Научить переводить числа из системы счисления с основанием q в систему счисления с основанием qk
Развивающие
Продолжить развитие навыков работы на компьютере с электронным учебником
Воспитывающие
Воспитывать умение слушать друг друга.
Воспитывать уверенность при выполнении практической работы на ПК, бережное отношение к технике.
Знания, умения, навыки.
Учащиеся должны знать:
Определение электронной почты
Основные требования к электронному ящику
Классификацию электронных ящиков
Правила перевода чисел из системы счисления с основанием q в систему счисления с основанием qk
Учащие должны уметь:
Работать с электронной почтой
Переводить числа из системы счисления с основанием q в систему счисления с основанием qk
Время проведения: 60 минут
Этапы урока
| Содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| Организационный. Мотивация учащихся к познавательной деятельности
Приложение 1 (презентация учителя)
| Готовность учащихся к занятию
| Проверяю готовность учащихся к занятию.
| Проверяют свою готовность к занятию.
| 3 мин
| Тема урока.
Слайд 1.
| Сообщаю тему урока.
| Слушают тему урока.
| Постановка цели.
Слайд 2.
| Ставлю цели, знакомлю с планом проведения урока.
| Слушают сообщение учителя о цели, плане проведения урока.
| Актуализация знаний
| Проверка знаний (устная работа).
Слайд 3.
| Задаю вопросы по пройденному материалу (приложение 2)
| Отвечают на вопросы
| 10 мин
| Проверка знаний
(зачет 1)
| – А теперь предлагаю вам решить зачет по пройденному материалу.
Проверяю работу учащихся за компьютером.
Приложение 3.
|
Выполняют тестовые задания за компьютером. Зачет 1.
| 10 мин
| Оценка знаний (лист оценивания)
| Просматриваю оценки, выставленные компьютером.
| Записывают свою оценку в лист оценивания.
| 2 мин
| Изучение нового материала
| Компьютерная арифметика
| Задаю вопрос:
– Что такое «компьютерная арифметика»?
| Отвечают на вопрос.
| 5 мин
| Рассказываю о связи систем счисления друг с другом.
| Слушают, записывают.
| Перевод чисел из системы счисления с основанием q в систему счисления с основанием qk.
Слайд 4.
| Рассказываю правила перевода чисел из системы счисления с основанием q в систему счисления с основанием qk.
Привожу примеры.
Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7.
Приложение 4.
| Слушают, записывают.
Слушают, записывают, помогают решать задачи.
| 10 мин
| Закрепление изученного материала.
| Решение заданий зачетного класса.
| Предлагаю решить задания зачетного класса. Зачет 2 (приложение 5)
Проверяю правильность решения тестов.
| Применяют теоретические знания при решении заданий зачетного класса.
Пользуются таблицей (приложение 6)
| 10 мин
| Обобщение и систематизация.
| Фронтальная беседа.
| Подвожу итог занятия. Прошу высказать свое мнение о занятии.
| Слушают. Высказывают мнение.
| 3 мин
| Рефлексия.
| Лист рефлексии (приложение 7)
| Прошу заполнить лист рефлексии.
| Оставляют рефлексию
| 2 мин
| Домашнее задание.
| Используя доступные источники информации, подготовьте сообщения по приведённым ниже темам.
| Кто придумал электронную почту? Каким образом знак “@” связан с электронной почтой (смысл знака и история его появления)?
|
| 2 мин
|
Приложение 1
Приложение 2
Объясните смысл следующих терминов:
Электронная почта
Адрес электронной почты
Провайдерский адрес
Корпоративный адрес
Коммерческий адрес
Бесплатный адрес
Электронный почтовый ящик
Размер электронного почтового ящика
Трафик
Почтовый фильтр
Почтовые протоколы
SMTP
POP3
Ответьте на следующие вопросы:
Запишите формулу электронного почтового адреса.
Что происходит, когда адрес электронного письма написан неверно?
Расскажите, как письмо следует по сети от отправителя к получателю.
Приложение 3
Общие вопросы
Нажмите кнопку Сброс, затем приступайте к решению.
Отметьте правильную формулу электронного почтового адреса:
корреспондент.сервер
сервер&корреспондент
сервер@корреспондент
сервер.корреспондент
корреспондент&сервер
корреспондент@сервер
Отметьте допустимые электронные почтовые адреса:
Вася Кук@pereslavl.ru
Вася_Кук@pereslavl.ru
Vasil Kuk@pereslavl.ru
Vasil_Kuk@pereslavl.ru
VKuk@yandex.ru
agent007@yandex.ru
Отметьте верные высказывания:
электронная почта является сервисом сети Интернет
с электронной почтой можно работать в локальной сети
с электронной почтой можно работать по мобильному телефону
для электронной почты необходим Интернет
для электронной почты необходим компьютер
Провайдерский адрес выделяется:
по месту работы
почтовой службой за плату
почтовой службой бесплатно
организацией, предоставляющей доступ к сети
Корпоративный адрес выделяется:
по месту работы
почтовой службой за плату
почтовой службой бесплатно
организацией, предоставляющей доступ к сети
Коммерческий адрес выделяется:
организацией, предоставляющей доступ к сети
по месту работы
почтовой службой за плату
почтовой службой бесплатно
Бесплатный адрес выделяется:
по месту работы
почтовой службой за плату
почтовой службой бесплатно
организацией, предоставляющей доступ к сети
Отметьте верные высказывания:
работа с почтой на бесплатном ящике — бесплатна
при работе с бесплатной почтой в оплату входит трафик или время передачи
провайдерский ящик всегда выделяется бесплатно
провайдерский ящик, как правило, выделяется бесплатно
Провайдерский адрес работает, как правило, очень быстро. Почему?
провайдерский сервер пропускает почту в сеть вне очереди
связь с провайдером всегда устанавливается по быстрому каналу
путь к серверу провайдера короче путей к другим серверам
провайдерский сервер работает быстрее
Размер почтового ящика это:
пикселный размер изображения ящика на экране пользователя
пикселный размер изображения ящика на экране почтового сервера
объём отведённой пользователю части жёсткого диска на почтовом сервере
объём отведённой под почту части жёсткого диска на компьютере пользователя
Почтовый фильтр:
не пропускает письма с грамматическими ошибками
защищает от спама и вирусов
стабилизирует напряжение электрической сети на почтовом сервере
стабилизирует напряжение электрической сети на компьютере пользователя
переводит иностранные письма на русский язык
Отметьте верные высказывания о протоколе SMTP:
пересылка писем от сервера отправителя к серверу получателя
пересылка писем от почтового сервера на компьютер пользователя
прикладной протокол сети Интернет
базовый протокол сети Интернет
пересылка писем от пользователя на почтовый сервер
Отметьте верные высказывания о протоколе POP3:
прикладной протокол сети Интернет
базовый протокол сети Интернет
пересылка писем от пользователя на почтовый сервер
пересылка писем от сервера отправителя к серверу получателя
получение писем с почтового сервера на компьютер пользователя
Отметьте верные высказывания:
письмо передаётся по Интернету, разделённое на части
если компьютер пользователя отключён, письмо возвращается
письмо с неверным адресом возвращается в почтовый ящик отправителя
письмо передаётся целиком в пункт назначения
Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку Оценка.
Приложение 4
Компьютерная арифметика
Компьютерная арифметика базируется на двоичной системе счисления. Но запись большого числа нулями и единицами получается длинной, поэтому в компьютерной литературе (и языках программирования) гораздо чаще используют шестнадцатеричную систему счисления, реже восьмеричную.
Дело в том, что перевод чисел из 16-ой (или 8-ой) системы в двоичную и обратно выполняется очень просто. Он основан на том, что основание одной системы является степенью другой, так 8 = 23, а 16 = 24.
Перевод из q-ой в qk-ую
Разделяем запись числа в системе с основанием q справа налево на группы по k цифр, при необходимости дополняя запись слева незначащими нулями.
Каждое выделенное число из k цифр заменяем одной цифрой в системе счисления по основанию qk.
Пример 1
Перевести двоичное число 1010011111101 в восьмеричную систему счисления.
Решение. Так как 8 = 23, разделяем двоичную запись справа налево на группы по 3 цифры, и каждое выделенное число заменяем одной восьмеричной цифрой:
001 010 011 111 1012 = 123758
Пример 2
Перевести двоичное число 1010011111101 в шестнадцатеричную систему счисления.
Решение. Так как 16 = 24, разделяем двоичную запись справа налево на группы по 4 цифры, и каждое выделенное число заменяем одной шестнадцатеричной цифрой:
0001 0100 1111 11012 = 14FD16
Пример 3
Перевести троичное число 102112001 в девятиричную систему счисления.
Решение. Так как 9 = 32, разделяем троичную запись справа налево на группы по 2 цифры, и каждое выделенное число заменяем одной девятиричной цифрой:
01 02 11 20 013 = 124619 Приложение 5
Системы счисления Перевод из q-ой в qk-ую
Нажмите кнопку Сброс, затем приступайте к решению.
1. 110010111102 = 16 2. 11111111111112 = 4 3. 1002 = 8 4. 111000001112 = 8 5. 1002 = 4 6. 120202103 = 9 7. 110000111101112 = 16 8. 100002 = 4
Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку Оценка.
Приложение 6
q = 10
| q = 2
| q = 8
| q = 16
| q = 3
| q = 9
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 2
| 10
| 2
| 2
| 2
| 2
| 3
| 11
| 3
| 3
| 10
| 3
| 4
| 100
| 4
| 4
| 11
| 4
| 5
| 101
| 5
| 5
| 12
| 5
| 6
| 110
| 6
| 6
| 20
| 6
| 7
| 111
| 7
| 7
| 21
| 7
| 8
| 1000
| 10
| 8
| 22
| 8
| 9
| 1001
| 11
| 9
| 100
| 10
| 10
| 1010
| 12
| A
| 101
| 11
| 11
| 1011
| 13
| B
| 102
| 12
| 12
| 1100
| 14
| C
| 110
| 13
| 13
| 1101
| 15
| D
| 111
| 14
| 14
| 1110
| 16
| E
| 112
| 15
| 15
| 1111
| 17
| F
| 120
| 16
|
Приложение 7
Лист оценивания и рефлексии:
Фамилия, имя
|
| Зачет 1
|
| Зачет 2
|
| Рефлексия:
|
| 1. интересно и понятно
|
| 2. интересно, но непонятно
| 3. понятно, но неинтересно
| 4. непонятно и неинтересно
|
©
Любимова Татьяна Леонидовна, учитель информатики
|