Скачать 45.47 Kb.
|
Интерактивный прием «АЖУРНАЯ ПИЛА» как средствоформирования коммуникативных УУД младших школьниковЕ.А. ПрипузоваАчинский педагогический колледж, Красноярский край Научный руководитель Л.Ю.Петрова Российская система обучения всегда требовала от педагога охвата большого объёма информации и была ориентирована на уровни «знания» и «понимания». Это толкает педагога на использование в основном пассивных методик обучения. В прежние годы использование пассивных методов обучения было оправдано. Учитель мог передать весь объём известной информации по какому-либо предмету своему ученику. В современном мире ситуация кардинально изменилась. Невозможно одному человеку знать всё даже в какой-нибудь узкой области знания. В настоящее время учащиеся должны обладать совершенно другими навыками и умениями: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на их основе уметь искать нужную информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы, которые, к сожалению, недостаточно широко применяются в реальном образовательном процессе. Слово «Интерактивные» произошло от английского слова «interact» (inter – «взаимный»; act – «действовать»). [3:38] Таким образом, дословный перевод обозначает: интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Одним из интерактивных методов является прием «Ажурная пила», который был разработан американским профессором Эл. Аронсонс в 1978 году. В 1986 году он был модифицирован Р. Славиным, американским педагогом из университета Дж. Хопкинса. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х г.г. ХХ в. Разработка их присутствует в трудах Сухомлинского (60-е г.г.), а также в «педагогике – сотрудничества» (70-80-е г.г.) – В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой. Прием «Ажурная пила» позволяет учащимся работать в сотрудничестве, получать большое количество информации в течение короткого промежутка времени, самостоятельно изучать новый материал. Этапами этого метода являются: деление на группы, распределение вопросов, самостоятельное изучение материала, работа в экспертной группе, подробное освещение вопросов в основной группе, выборочный итоговый контроль учителя, оценка работы группы. Учащиеся делятся на группы, которые называются «основными», и имеют номера, например, от 1 до 5. «Основные» группы должны решить поставленную задачу (задачи группам могут быть даны разные). Каждый член «основной» группы является экспертом по определенной теме и обозначен определенным цветом. Им можно раздать разноцветные карточки, и обозначить такими же карточками места сбора «экспертных» групп. После того, как члены «основной» группы познакомились друг с другом и с заданием (а иногда требуется провести короткое обсуждение), члены группы, то есть эксперты, расходятся по «экспертным» группам. В каждой из них собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему (или какую-то сторону проблемы). Группа экспертов решает, чему каждый из экспертов научит свою «основную» группу. За тем эксперты возвращаются в свои «основные» группы и докладывают о проделанной работе (если рассматривается достаточно сложная проблема, можно проделать несколько этапов работы «основных» и «экспертных» групп). У учащихся должно быть достаточно времени, чтобы стать «экспертами» по своему материалу: для этого может потребоваться целый урок или пол-урока, если материалы сложные или объемные. Для работы в «основных» группах также может потребоваться много времени. После окончания работы предоставление слова представителям «основных» групп для презентации группового решения проблемы (результатов выполнения задания). Далее подведение итогов, определение вклада разных экспертов в общее решение проблемы и оценка работы группы. Введенный в действие, ФГОС НОО определяет целью образования общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Учащиеся должны самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Применение на уроках интерактивного приема «Ажурная пила» может способствовать достижению цели, обозначенной Федеральным государственным образовательным стандартом. Результаты наблюдений за работой учеников на уроках во время прохождения практики «Пробные уроки и занятия» и в рамках курсового исследования в МОУ СОШ №6 г. Ачинска показали, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок не является актом передачи знаний от учителя к ученику, между ними формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели. Ученик при этом чувствует себя успешным, создается ситуация творческого роста. Нами разрабатывались и проводились уроки с применением приема «Ажурная пила» с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Дети на уроках активно включались в учебный процесс, общались друг с другом, передавали полученные знания своим сверстникам. Большинству учащихся понравилась такая форма работы. Многим детям было легко и интересно работать на уроке при такой форме организации учебной деятельности. Применение приема «Ажурная пила» при изучении нового материала на уроках математики более затратное по времени, но усвоение нового материала «в команде» имеет много положительных сторон. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Таким образом, интерактивный прием «Ажурная пила» формирует интерес учащихся к овладению знаниями, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками. Библиографический список
|