Скачать 53.25 Kb.
|
МКОУ «Извековская основная общеобразовательная школа» Открытый урок по окружающему миру на тему «Средства информации и связи» Подготовила: Учитель начальных классов Семыкина Людмила Николаевна Участники: обучающиеся 3 класса 2013 – 2014 учебный год Средства информации и связь Цель урока: дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, ознакомить со схемой передачи информации. Задачи урока:
Тип урока: открытие нового знания. Оборудование: компьютер, учебные диски по окружающему миру, учебник, рабочая тетрадь. Ход урока:
Дети входят в класс. - Ребята, улыбнитесь мне, а теперь повернитесь лицом к друг другу и улыбнитесь.
Давайте немного поиграем. Ваша задача, не называя предмет, описать его, а ваш сосед по парте должен как можно быстрее угадать его. (Дети по очереди загадывают друг другу различные виды транспорта, не называя его). - Я тоже приготовила для вас немного загадок. Попробуйте догадаться о чем пойдет речь. 1. Какой конь землю пашет, а сена не ест? (трактор) 2. Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус) 3. Что за птица: Песен не поёт, Гнезда не вьёт, Людей и груз везёт? (Самолёт) 4. Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй. (Метро) 5. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Наш российский. . . (Вертолёт) 6. Плывёт белый гусь – Брюхо деревянное, Крыло полотняное. (Яхта) - Ребята, а каким одним словом можно назвать все эти предметы? (Транспорт) - А кто может дать определение слова «транспорт»? - Какие виды транспорта вы знаете? - Давайте с вами немного отдохнем и попробуем составить из слова «транспорт» много разных слов (записываю слово на доске, а дети составляют различные слова). Аня и Ваня на каникулах путешествовали на различном транспорте. Аня, например, побыв у бабушки на Украине, поплавала на теплоходе. А Ваня ездил на поезде в Москву. Всё время они общались между собой. 3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. - Вернувшись после летних каникул, Ваня восхищался современными средствами связи: «Как хорошо, что есть возможность быстро связываться с друзьями, родными, отправлять смс или ммс – сообщение, поделиться впечатлениями! Как раньше жили люди?»- удивлялся Ваня. Аня возразила другу о том, что всегда можно было позвонить или отправить письмо, а в экстренных случаях – телеграмму. Ваня согласился, но тут же возразил: «Я не понимая, как в давние времена сообщали новости, когда ещё не было телефона и телеграфа!» Этот вопрос привёл Аню в замешательство, она не смогла дать ясный ответ. 4. Выявление места и причины затруднения. - Ребята, а как вы думаете, были ли в древние времена средства общения, которые позволяли срочно передать информацию? (учащиеся предлагают разные версии) - Есть ли у вас желание узнать о средствах связи, которые предшествовали мобильному телефону, телеграфу, Интернету, чтобы помочь Ане и Ване? 5. Построение проекта выхода из затруднения. - Что нам нужно знать, чтобы помочь Ане и Ване? - Расскажите, что помогает нам узнать новости. 6. Реализация построенного проекта. Работа с учебным диском по окружающему миру. С давних пор замечательный способ общения и обмена информацией – речь. Но возможности человеческого голоса ограничены. В древности важные новости передавались разными способами. Могли, например, бить в барабаны, приглашая в гости. Или звонить в колокол при пожаре. А допустим, при нападении врага разжигали сильные костры на вершинах гор или на сторожевых башнях вдоль границы своей территории (слайд 1). Чтобы помочь кораблям найти дорогу к пристани, строили маяки на высоких берегах (слайд 2). До появления радиосвязи между кораблями моряки пользовались особой азбукой при помощи движения рук. Для лучшей видимости сигнальщик брал в руки красные флажки (слайд 3). А как передавать письменные сообщения? Так и появились гонцы – люди, которых специально отправляли из одного места в другое с сообщениями. Позже была создана передачи писем и газет – почтовая (слайд 4). В годы Великой Отечественной войны у солдат не было ни марок, ни клея. На клочке бумаги они писали родным, что живы. Складывали листок треугольником, отсылали и ждали ответ. Фронтовые треугольники многие и сейчас берегут в фотоальбомах как святыню (слад 5). Проходят годы и сейчас у нас многое меняется. Появилось новое чудо техники – Интернет (слайд 6). Для передачи радио- и телесигнала нужна большая высота. Для этого созданы телебашни (слайд 7 - 8). Средства связи помогают также и в экстренных ситуациях. Например существует международный сигнал, крик о помощи «SOS!», азбука Морзе и т.д. Физкультминутка Раз — подняться, подтянуться Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать Шесть — за стол тихонько сесть. 7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Давайте рассмотрим фотографии на с. 40 – 41. Расскажите, какими средствами информации и связи ты уже умеешь пользоваться. Работа по учебному диску. - Рассмотрите фотографии. Подберите к каждой фотографии соответствующее название. 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в рабочей тетради с. 33 №4. Запиши по памяти названия средств информации и связи. Проверь себя по учебнику. 9. Включение в систему знаний и повторение. - Расскажите о способах обмена информацией в древние времена. - Кто может объяснить значение слова «гонец». - Расскажите о средствах информации и связи, которыми вы умеете пользоваться. - Кто может рассказать о средствах, которые помогают в экстренных ситуациях – при пожаре, болезни, несчастном случае на корабле, кораблекрушении. Работа в рабочей тетради с. 32 №2. Представь, что ты посылаешь письмо другу. Оформи с помощью необходимых сведений почтовый конверт. 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Продолжите, пожалуйста предложения: - «На уроке я научился…» - «На уроке я затруднялся….» - «Я оцениваю себя….» 11. Домашнее задание. Р.т. с.32 №1. Предложите свои условные знаки передачи информации и оформите к ним иллюстрацию. |