Скачать 254.19 Kb.
|
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания. Настоящий календарно-тематический план учитывает возрастную специфику учащихся. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа. Данная рабочая программа обеспечена типовой программой по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений; учебник «Музыка» 4 класс (М.: Просвещение, 2008), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы: (М.: Просвещение, 2006). Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи уроков музыки в 4 классе:
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором, устный опрос. Содержание тем учебного курса. Музыка моего народа (16 часов) Знакомит учащихся с русским музыкальным искусством. Это знание выступает как своеобразный стержень, вокруг которого затем последовательно группируются другие знания: связь родного искусства с музыкой других народов нашей страны, музыкой разных народов мира. Особое место в изучении музыки нашего народа занимают героические образы борьбы русского народа, а также образы-символы, полные духовного смысла (Гимн России, Баснер «С чего начинается родина»,Чесноков «Отче наш», «Херувимская», «Свете тихий», «Богословии душа», Бортнянский «Сей день», «Рече господи», «Тебе бога славим»). Русский характер раскрывается в таких народных песнях как «Эх, ухнем», «Солдатушки, бравы ребятушки». Сопоставление предсмертной арии Ивана Сусанина и торжественно-ликующего монументального хора «Славься» из той же оперы, воспевающего могучую силу и несокрушимость русского народа-помогает ребятам почувствовать, понять высокий нравственный смысл этой героико – патриотической оперы. Слушая музыку 1 части Третьего концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова, исполняя её главную мелодию, дети имеют возможность ощутить тонкий лиризм рахманиновской музыки. Учащиеся знакомятся с былинами, обрядовыми песнями, солдатскими, историческими. Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ (18 часов) Знания учащихся о музыке своего народа выступает как основа для понимания сходства, а также различия русской музыки и музыки других народов. Знакомство с украинской народной песней «Веснянка», грузинской («Лезгинка»), азербайджанской («Цыплята»). Знакомство с музыкой Хачатуряна («Русская пляска», «Колыбельная» из балета «Гаянэ». Учащиеся знакомятся с музыкой разных народов мира. Это японская народная песня «Вишня», норвежская музыка (Э.Григ), африканская (К.Караев «Тропою грома». Учащиеся узнают о произведениях Бетховена, Моцарта, Шопена, Гершвина. Требования к уровню подготовки учащихся за курс музыки 4 класса. По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся должны знать/понимать: -слова и мелодию Гимна России; -смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; -названия изученных жанров и форм музыки; -народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); -названия изученных произведений и их авторов; -наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров; уметь: -узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; -определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); -определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; -исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; -исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося); -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; -исполнения знакомых песен; -участия в коллективном пении; -музицирования на элементарных музыкальных инструментах; -передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами; -владеть компетенциями: эмоционально-целлостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной ; -способны решать следующие жизненно-практические задачи: -восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; -исполнения знакомых песен; -участия в коллективном пении; -музицирования на элементарных музыкальных инструментах; -передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; - певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; - самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый. Форма контроля: - самостоятельная работа; - устный опрос; - взаимоопрос; - синквейн; - цифровой диктант; - тест. Перечень учебно-методического обеспечения. 1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. 3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984. 6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996. 7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985. 9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. 10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981. 11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. 12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. 13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972. 14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972. 15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999. 17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997. 18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. MULTIMEDIA – поддержка предмета: - Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод». - Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002. - Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004. - Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999. - Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998. - Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997. - Импрессионизм в музыке. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.
|