Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания. Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса:
Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880.
Израилев Ар. свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.
Латынин Л. А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.: Знание, 1983.
Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., 1973.
Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963.
Настоящий календарно-тематический план учитывает возрастную специфику учащихся. Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает ____1____ час базисного учебного плана в четвёртых классах. В соответствии с этим реализуется типовая программа по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского в объеме 34 часа. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по музыке и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в четвёртых классах. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
CD «Учимся понимать музыку»( Кирилла и Мефодия)
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень) В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать
слова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Тематическое планирование(34ч) Название разделов программы:
«Музыка моего народа»; -16 часов
«Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ» - 19 часов
Поурочно-тематическое планирование 1-я четверть
№
| Тема урока
| Слушание музыки
| Тип урока
| Информационная компетентность
| Разучивание песен
| Вид деятельности учащихся
| 1/1
| «Музыка моего народа»
Цель: Создать условия для знакомства учащихся истоками русской народной музыки.
| «Со вьюном я хожу.», «Во поле береза стояла.», «Рябинушка», «У зори у зорюшки», «В сыром бору тропинка», «Ах, вы сени»
| Вводный
| Усвоить характерные особенности русской песни. Широту фраз неква- дратностиь настроения. Распев как характерную особенность народной песни.
| Наша школьная страна.
| групповая, индивидуальная
| 1/2
| Многообразие жанров русской музыки.
Цель: Создать условия для знакомства с разными жанрами русской народной песни.
| «Вниз по матушке по Волге» р. н. п., варианты на песню «Вниз по матушке по Волге» «У зори у зорюшки», «Колыбельная», «Солдатушки», «А мы просо сеяли», «Милый мой хоровод».
| Ознаком
ление
| Осмыслить связь музыки с жизнью людей.
| Наша школьная страна.
| групповая, индивидуальная
| 1/3
| Взаимосвязь русской музыки: народной и профессиональной.
Цель: Создать условия для знакомства с «Могучей кучкой» и созданием Русского музыкального общества.
| А. Даргомыжского. «Светит месяц» р.н. плясовая песня, «В сыром бору тропинка.». Главная мелодия I ч. Третьего фортепианного концерт С.В. Рахманинова. .
| Урок-игра
| Усвоить связь народной музыки с профессиональной деятельностью. Научиться сравнивать русские народные мелодии с композиторскими.
| Из чего наш мир состоит
| групповая, индивидуальная
| 1/4
| Русские народные инструменты.
Цель: Создать условия для знакомства с русскими народными инструментами и историей их появления в народе.
| . Глав. мелодия I-й ч. Третьего фортепианного концерта Рахманинова. «Со вьюном я хожу.», «Плясовые Наигрыши», «Частушки», «Озорные частушки.» Р. Щедрина.
| Урок-игра
| . Научиться отличать по тембру русские народные инструменты и знать их названия.
| Из чего наш мир состоит
| групповая, индивидуальная
| 1/5
|
Оркестр народных инструментов.
Цель: Создать условия для знакомства с русским народным оркестрам.
| «Со вьюном я хожу.» «В сыром бору тропинка» «Эх ухнем.» «Урожай.» Частушки. «Сел комарик на дубочек» р.н. п. «Солдатушки браво ребятушки », «Вставайте люди русские.» из кантаты «Александр Невский.» С. Прокофьева
| Беседа
| Знакомство с р. н. инструментами с плясовыми песнями.
| Мы маленькие дети
| групповая, индивидуальная
| 1/6
| Маршевые и трудовые русские народные песни.
Цель: Создать условия для понимания того, что русская песня – это зеркало жизни русского народа.
| «Со вьюном я хожу.» «В сыром бору тропинка» «Эх ухнем.» «Урожай.» Частушки. «Солдатушки браво ребятушки ».
| Беседа
| «Русская песня- это русская история.» М. Горький. Выработка напевности в сочетании с энергичностью и дикционной четкостью.
| Мы маленькие дети
| групповая, индивидуальная
| 1/7
| Обрядовые песни.
Цель: Создать условия, для дальнейшего знакомства учащихся с русским народным творчеством.
| «Бояре» р.н. игровая п., «Сел комарик на дубочек» р.н. п., «Со вьюном я хожу.», «В сыром бору тропинка», «Милый мой хоровод».
| Беседа
| Познакомить учащихся со звучанием тембров народного хора, народной и академической манерой исполнения.
| Исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| 1/8
| Традиции и праздники русского народа.
Цель:Создать условия, для дальнейшего знакомства учащихся с русским народным творчеством.
| «Бояре» р.н. игровая п., «Сел комарик на дубочек» р.н. п., «Со вьюном я хожу.», «В сыром бору тропинка», «Милый мой хоровод», «У зори-то у зореньки», «Во поле береза стояла».
| Урок-театр
| Закрепить в сознании ребят, что музыка – зеркало жизни, народная музыка – источник постоянного обогащения музыки композиторов как в прошлые времена, так и в наши дни. Исполнение песен в академической манере.
| Исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| 1/9
| Калейдоскоп русских народных песен.
Цель: Создать условия для проверки усвоенного материала.
| Игра «Угадай мелодию.» - контрольное исполнение пройденного осеннего материала.
| Урок-концерт
| Определить качество усвоенного материала
| Исполнение песен
| групповая, индивидуальная
|
2-я четверть
2/1
| М.И. Глинка и русский фольклор.
Цель:Создать условия, что бы учащиеся глубже и тоньше почувствововали черты народности в музыке Глинки.
| «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин», «Ария Сусанина»
| Ознаком
ление
| Помочь услышать в музыке Глинки черты народности.
| Новогодние песни
| групповая, индивидуальная
| 2/2
| Традиции русской музыки в тв-ве Н.А. Римского-Корсакова.
Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся отыскали элементы народности в музыке Н.А. Римского-Корсакова.
| «Садко» фрагменты оперы, Римский-Корсаков.
| Беседа
| Отыскать элементы народности в музыке. Знакомство с песней – былиной. Работа над чистотой интонации и ансамблем.
| Новогодние песни
| групповая, индивидуальная
| 2/3
| Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.
Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся познакомились с музыкой Русской православной церкви.
| Бортнянский «Иже херувимы», «Достойно есть», «Отче наш». А.Архангельский «Милость мира».
| Урок-экскурсия
| Познакомить учащихся с русской духовной музыкой, церковным пением.
| Новогодние песни
| групповая, индивидуальная
| 2/4
| Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.
Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся познакомились с музыкой Русской православной церкви.
| Чесноков «Благослови, душа моя, Господа», «Благослови», «Величит душа моя», фрагменты песнопений «Всенощной» С.Рахманинова.
| Беседа
| Познакомить учащихся с русской духовной музыкой, церковным пением.
| Новогодние песни
| групповая, индивидуальная
| 2/5
| Колокольные звоны России.
Цель: Создать условия для знакомства с колокольными звонами России.
| «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин», бой Кремлёвских курантов, фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский», «Колокольные звоны России»
| Беседа
| Познакомить учащихся с предназначением колокола в церкви, с разнообразием колоколов и колокольных звонов.
| Новогодние песни
| групповая, индивидуальная
| 2/6
| Народная песня в тв-ве П.И. Чайковского
Цель:Создать условия для понимания учащимися, как музыка выражает различные черты человеческого характера: силу, мужество, нежность, мягкость, серьезность и веселость.
| Финал Четвертой симфонии П.И. Чайковского. «Во поле береза стояла» р.н.п. Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром. «Веснянка».
| Беседа
| Научить учащихся слышать музыкальную цитату, как средство выразительности.
| Новогодние песни
| групповая, индивидуальная
| 2/7
| Песенные интонации в концерте С.В. РахманиноваЦель: Создать условия для того, что бы учащиеся смогли зафиксировать поступенность движения мелодии характерного для русской народной песни.
| Главная мелодия 1-й части Третьего фортепианного концерта С.В. Рахманинова, «Мир похож на цветной луг», «Тонкая рябина».
| Урок-игра
| Познакомить уч-ся с концертом С.В. Рахманинова, отметить плавность, поступенность движения мелодии характерного для русской народной песни.
| Новогодние песни
| групповая, индивидуальная
| 3-я четверть.
3/1
| Плясовые народные интонации в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского. Цель: Создать условия для того, чтобы сами ученики смогли создать изобразительные моменты в музыке(на разных муз. инструментах)
| «Хованщина», фрагмент оперы. «Мир похож на цветной луг».
| Урок- игра
| Помочь уч-ся услышать плясовые нар. интонации в музыке Мусоргского.
| Школьный корабль
| групповая, индивидуальная
| 3/2
| Русский фольклор в современной композиторской музыке.Цель:Создать условия для знакомства ребят с тв-ом Г. Свиридова .
| Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Весна», «Романс» Г. Свиридов.
| Беседа
| Помочь уч-ся услышать плясовые нар. интонации в музыке Мусоргского.
| Служить России
| групповая, индивидуальная
| 3/3
| Праздник «Масленница»Цель:Создать условия для продолжения знакомства учащихся, с народными обрядовыми празднтками
| Масленичные песни.
| беседа
| Познакомить уч-ся с тв-ом Г. Свиридова.
| исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| 3/4
| Музыкальная викторинаЦель: Создать условия для проверки усвоенного материала.
| Игра «Угадай мелодию.» - контрольное исполнение пройденного материала.
| беседа
| Познакомить уч-ся с тв-ом Г. Свиридова.
| исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| 3/5
| Музыка других народовЦель: Создать условия для знакомства с музыкой других народов. Сравнить, выявить особенности. Работать над чистотой интонации и унисоном.
| «Молдовеняска», «Лезгинка», «Веснянка», финал Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковский (фрагмент).
| Ознакомление
| Выучить песни к празднику «Масленница»
| Исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| 3/6
| Музыка славянских народов. (Украинская, Белорусская музыка.)Цель: Создать условия для овладения учащимися способов сравнительного анализа.
| «Веснянка» у.н.п., «Перепелочка» б.н.п., «Попевка о природе», «Вариации на тему «Перепелочки», «Бульба», «Гопак», «Светит месяц».
| Ознакомление
| Усвоение знаний учащихся по пройденным темам.
| Как-то раз осенним утром…
| групповая, индивидуальная
| 3/7
| Молдавская народная музыкаЦель: Создать условия для овладения учащимися способов сравнительного анализа.
| «Молдавеняска», «Попевки о природе».
| Беседа
| Познакомить с народной музыкой молдавского, грузинского, украинского народа.
| Как-то раз осенним утром…
| групповая, индивидуальная
| 3/8
| Музыка народов ЗакавказьяЦель: Создать условия для знакомства детей с музыкой и бытом народов Закавказья.
| «Лезгинка» гр. н. п., «Цыплята» азерб. н.п., «Светлячок» гр. н.п.
| Беседа
| Выявить сходства и различия между музыкой русской и музыкой народов Закавказья.
| «Мир похож на цветной луг»
| групповая, индивидуальная
| 3/9
| Знакомство с музыкой народов Средней Азии.Цель: Создать условия для знакомства детей с музыкой и бытом народов Средней Азии.
| «Мавриги» уз. н. песня – танец, «Русская пляска» из балета «Гаяне» Хачатуряна
| Ознакомление
| Уметь выявлять колористические особенности музыки Средней Азии.
| Исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| 3/10
| Музыка народов Прибалтики.Цель: Создать условия для. накопление эмоционально слухового опыта.
| . «Вей ветерок» латышская народная песня, «Хор нашего Яна» эстонская народная песня. Пролог и фрагмент из 2 ч. кантаты «Не смейте трогать голубой глобус» Э. Бальсиса.
| Беседа, урок- концерт
| Познакомить с хоровыми традициями народов Прибалтики. Рассказ о массовых певческих праздниках. Дать представление о кантате как о жанре хорового искусства.
| Исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| 4-я четверть.
4/1
| Музыка русского композитора М.И. Глинки в духе итальянской баркаролы.Цель: Создать условия для. накопление эмоционально слухового опыта.
| «Полька» чешская нар. песня. «Венецианская ночь», «Арагонская хота» М.И. Глинка. «Мистер Жук» муз. Юдахиной.
| Ознаком
ление
| Познакомить с хоровыми традициями народов Прибалтики. Рассказ о массовых певческих праздниках. Дать представление о кантате как о жанре хорового искусства.
| Первой учительнице
| групповая, индивидуальная
| 4/2
| Французская народная песня в тв-ве австрийского композитора В.А. Моцарта.Цель: Создать условия для знакомства с творчеством Моцарта.
| «Пастушья песня» фр. нар. песня. Вариации на тему фр. нар. песни В.А. Моцарта.
| Беседа
| Усвоить понятие баркаролы. Познакомить с музыкальными традициями итальянского народа.
| Первой учительнице
| групповая, индивидуальная
| 4/3
| Японская народная песня в музыке Д.Б. Кабалевского.Цель: Создать условия для накопление эмоционально слухового опыта.
| «Вишня» японская нар. песня. Вариации на японскую нар. песню Д.Б. Кабалевского.
| Беседа
| Познакомить с творчеством В.А. Моцарта. Проверить умение ребят определять форму. Обратить внимание уч-ся на легкость и изящество муз. Моцарта.
| В коридорах становится тише…
| групповая, индивидуальная
| 4/4
| Ф. Шопен – основоположник польской музыки.Цель: Создать условия для накопление эмоционально слухового опыта.
| «Жаворонок» польск. нар. песня. «Мазурка № 47» Ф. Шопен.
| Беседа
| Познакомить с традициями и культурой японского народа, с особенностями муз. языка Японии. Закрепить понятие вариации.
| В коридорах становится тише…
| групповая, индивидуальная
| 4/5
| Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ .(музыка немецкая, норвежская чешская, венгерская, русская.)Цель: Создать условия для. накопление эмоционально слухового опыта.
| «Комаринская» р.н.п. Вариации на русскую тему Л. Бетховена, «Заход солнца», «Утро» Э. Григ, «Полька» чешская нар. песня. «Заход солнца» Э. Григ, «Чардаш из оперы «Хари Янош» З Кодая.
| Беседа
| Помочь учащимся услышать особенности польской народной и композиторской музыки.
| Исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| 4/6
| Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ (музыка азербайджанская, африканская, австрийская, турецкая)Цель: Создать условия для. накопление эмоционально слухового опыта.
| «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта К.Караев «Танец чёрных» из балета «Тропою грома», «Урок в школе»
| Беседа
| Помочь уч-ся почувствовать характерные интонационные черты чешской и венгерской нар. музыки. Сравнить муз. язык композиторов разных стран
| Исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| 4/7
| Композитор-исполнитель-слушатель .Цель: Создать условия для проверки усвоенного материала.
| Игра «Угадай мелодию.» - контрольное исполнение пройденного материала.
| Уроки-концерт
| Установление различных связей между музыкой народов мира
| Исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| 4/8
| Концерт Цель: создание ситуации успешности, демонстрация успехов учащихся.
| Исполнение песен и слушание музыки по выбору учащихся.
| Уроки-концерт
| Усвоение знаний учащихся по пройденным темам.
| Исполнение песен
| групповая, индивидуальная
| |