Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания.
Настоящий календарно-тематический план учитывает возрастную специфику учащихся. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 35 часов.
Данная рабочая программа обеспечена типовой программой по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений; учебник «Музыка» 4 класс (М.: Просвещение, 2008), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы: (М.: Просвещение, 2006).
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки в 4 классе:
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке; понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод создания «композиций»;
Метод игры;
Метод художественного контекста;
Метод концентричности организации музыкального материала.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором, устный опрос.
Раздел II. Учебно-тематический план. I раздел «Музыка моего народа» (16 часов).
№
| Наименование темы
| Всего
часов
| Контроль-ные работы
| Образовательный
продукт
| 1.
| Музыка моего народа.
| 4
| -
| Гимн России. М. Глинка «Патриотическая песня», р.н.п. «Вниз по матушке по Волге», «Во поле берёза стояла», А. Даргомыжский – вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге». Р. н. п «Тонкая рябина», «Среди долины ровныя», Римский-Корсаков. песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко». С. Рахманинов. Фрагмент концерта №3 для фортепиано с оркестром.
| 2.
| Танцевально-плясовая музыка
Шуточная песня.
| 1
| -
| Р. н. п: «Калинка», «Светит месяц», «Барыня», «Пойду ль я, выйду ль я», «Камаринская». Воронежские частушки, Р. Щедрин «Озорные частушки» (фрагмент).
| 3.
| Трудовые песни
Обрядовые песни.
| 1
| -
| Р. н. п «Эй, ухнем!» (Дубинушка). И. Дунаевский «Урожайная».
Р. н. п «Блины». «Гори, гори ясно». Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» (Проводы Масленицы).
| 4.
| Народные музыкальные инструменты.
| 1
| -
| Р. н. п. «Светит месяц», «Камаринская», плясовые наигрыши, «Тонкая рябина». Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» (3-ья песня Леля). П. Чайковский «Детский альбом» (Мужик на гармошке играет).
| 5.
| Былины.
| 1
| -
| Рус. нар. песня «Ой, да ты, калинушка». А. Гречанинов «Добрыня Никитич» (хор Проводы Добрыни). Н. Римский-Корсаков Опера-былина «Садко» (фрагмент).
| 6.
| Солдатские и исторические песни.
| 1
| -
| Р. н. п. «Солдатушки, бравы ребятушки»; «Ты взойди, солнце красное»; « Песня про татарский полон».
| 7.
| Связь народной и композиторской музыки.
| 3
| -
| Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», (Сеча при Керженце), С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты); М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (фрагменты). Д. Шостакович «Новороссийские куранты».
| 8.
| Колокольный звон.
| 1
| -
| Колокольный звон. М. Глинка «Иван Сусанин» (хор «Славься»). С. Рахманинов. 1 часть 2-го концерта для фортепиано с оркестром. Рус. нар. песня «Вечерний звон».
| 9.
| Революционные песни.
| 1
| -
| Революционные песни «Смело, товарищи, в ногу!»; «Варшавянка», «Замучен тяжёлой неволей».
| 10.
| «Музыкальная ярмарка».
| 2
| -
| Муз. материал, пройденный за полугодие.
| II раздел «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (19 часов)
| 11.
| Музыка народов разных стран.
| 1
| -
| Р. н. п. «Вниз по матушке по Волге», Д. Крыжановский «Реве та стогне Днепр широкий», украинская народная песня «Веснянка».
| 12.
| Украинская музыка.
| 1
| -
| Украинская народная песня «Веснянка». П.И. Чайковский. Фрагмент финала концерта №1 для фортепиано с оркестром, М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка». Н. Римский-Корсаков «Колядка девчат» из оперы «Ночь перед Рождеством».
| 13.
| Белорусская и молдавская музыка.
| 1
| -
| Белорусские народные песни «Перепёлочка», «Реченька», «Бульба» (песня-танец), молдавский народный танец «Молдовеняска».
| 14.
| Музыка прибалтийских народов.
| 1
| -
| Эстонские народные песни «Хор нашего Яна», латышская народная песня «Вей, ветерок», литовская народная песня «Солнышко встало». Э. Бальсис. Пролог и фрагмент 2-ой части кантаты «Не смейте трогать голубой глобус».
| 15.
| Музыка Центральной Азии.
| 1
| -
| Узбекская народная песня «Мавриги». О. Садыков «Родничок». В. Князятов «Гульпак» (каракалпакская народная песня). М. Бурханов «Дударай» (обр. казахской мелодии), «На горе высокой» (таджикская народная песня)
| 16.
| Музыка закавказских народов.
| 2
| -
| Осетинский народный танец «Лезгинка», грузинская народная песня «Сулико», Г. Гусейнли «Цыплята». А. Хачатурян «Марш» из «Оды радости», фрагменты из балета «Гаянэ», 2-ая часть сонатины для фортепиано. А. Спадавеккиа «Добрый жук».
| 17.
| Музыкальный язык понятен всем народам.
| 1
| -
| Дж. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс», болгарская народная песня «Посадил полынь я». Э. Григ «Заход солнца».
| 18.
| Норвежская музыка.
| 1
| -
| Норвежская народная мелодия «Камертон», Э. Григ «Заход солнца», П. Чайковский «Времена года» (осенняя песня, Баркарола).
| 19.
| Русская песня в творчестве немецкого композитора.
| 1
| -
| Рус. нар. песня «Камаринская». Л. Бетховен «Вариации на тему русской народной песни «Камаринская», фрагмент 2-ой части сонаты №4; 3-ья часть симфонии №5.
| 20.
| Чешская и венгерская музыка.
| 1
| -
| Чешская народная песня «Полька». З. Кодай. Чардаш из оперы «Хари Янош».
| 21.
| Итальянская песня в произведениях русских композиторов.
| 1
| -
| Итальянская нар. песня «Макароны», «Санта Лючия». М. Глинка «Венецианская ночь». П. Чайковский «Детский альбом» (Неаполитанская песенка), С. Рахманинов «Итальянская полька».
Портреты М. Глинки, П.Чайковского и С. Рахманинова.
|
22.
| Французская песня и имитация турецкого барабана в произведениях австрийского композитора.
| 1
| -
| Французская народная песня «Пастушья песня». В. Моцарт «Вариации на тему французской народной песни», «Рондо в турецком стиле», 1 часть «Симфонии №40».
| 23.
| Японская песня в вариациях советского композитора.
| 1
| -
| Японская народная песня «Вишня» (Сакура). Д. Кабалевский «Вариации на японскую народную песню».
| 24.
| Использование музыки африканских народов в творчестве азербайджанского композитора.
| 1
| -
| К. Караев. Фрагменты из балета «Тропою грома».
| 25.
| Польская музыка.
| 1
| -
| Польская народная песня жаворонок. Ф. Шопен. Прелюдии №7,15,20. Мазурки № 43,47. Полонез №2 (фрагмент 1-ой части. В. Соловьев-Седой «Если бы парни всей Земли» (разучивание).
Портрет Ф. Шопена.
| 26.
| Музыка сближает и объединяет народы.
| 3
| -
| Д. Шостакович «Родина слышит», А. Александров «Нас много на шаре земном», В. Соловьев-Седой «Если бы парни всей Земли», И. Дунаевский «Летите, голуби», «Марш веселых ребят», П. Пикассо «Голубь мира». Ф. Решетников «За мир».
| Всего часов
| 35
| -
|
| |