Скачать 91.59 Kb.
|
Университетские исследования, 2013 УДК 512.5 Информационные технологии в образовании Рыжков Сергей Александрович, rischkov-5@mail.ru Симакина Надежда Ивановна, Пермский Государственный Гуманитарный Педагогический университет, Кафедра прикладной информатики в экономике Россия, 614000, г. Пермь, ул. им. Пушкина, 42. Изложены тенденции образования в России. Описана разработанная система дистанционного обучения по предмету «Информатика». Система спроектирована по технологии «Клиент – Сервер» работает на связке PHP и MySQL. Область применения системы: очное обучение на уроках информатики; самостоятельное дистанционное обучение. Разработанная система внедрена и протестирована в образовательном учреждении МБОУ «Сенькинская ООШ». Ключевые слова. Дистанционное обучение, видео уроки, презентации, информатика, ИТ-технологии. © Симакина Н.И., Рыжков С.А., 2013. 1. Предисловие. В настоящие дни немалая часть времени отводится на самостоятельное изучение предмета школьником, и в качестве источника дополнительного материала практически все предпочитают Интернет, а то и вовсе не считают нужным получать знания дополнительно. У преподавателей нет возможности контролировать самостоятельную подготовку, а ведь любой из учеников может столкнуться с недостоверной и неточной информацией. А поскольку на педагогов школ ложится большая ответственность по подготовке выпускников, то задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета [8]. Надежды на улучшение качества образования в ближайшие годы многие педагоги связывают с применением информационных технологий в традиционном обучении, которые будут включать в себя, как обязательные классные занятия, так и самостоятельную работу учеников. Фигура учителя должна оставаться центральной в учебном процессе и осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности [1]. Создание дистанционного курса, в котором будет содержаться дополнительный учебный и контролирующий материал, самостоятельно проверенный и методически выстроенный педагогами школ, благодаря которому повысится качество преподавания и качество подготовки школьников по информатике, является актуальной задачей. Взаимодействие информационных технологий с педагогическими – перспективное направление развития дистанционного обучения. Сегодня обучение является не только процессом передачи знаний от учителя к ученику, в результате которого происходит выработка необходимых знаний и навыков. В дистанционном режиме можно обмениваться учебными материалами, а также для целей контроля уровня усвоения учебного материала, можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. 2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. В настоящее время значительная часть средств учебного назначения состоит из электронных изданий, распределенных информационных ресурсов локальных и глобальных сетей. Применение учебно-методического обеспечения нового поколения, основанного на средствах информационно-коммуникационных технологий, создает предпосылки не только для изменения структуры представления учебного материала, но и в целом для реализации новых дидактических возможностей образовательного процесса [9]. Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становятся активными участниками урока [5]. К преимуществам использования ИКТ в образовании можно отнести [8]:
Подход, в котором происходит обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей обучающихся, вовлечения в самостоятельную творческую деятельность [2]. 3. Разработка дистанционной обучающей системы. В настоящее время разработано много систем дистанционного обучения [11]. Анализируя подобные системы в сети «Интернет», были выявлены следующие недостатки:
При проектировании системы дистанционного обучения по курсу «Информатика» все эти недостатки были учтены. Информационная система дистанционного обучения разрабатывалась по технологии «Клиент –Сервер» [4]. Для разработки системы был использован базовый пакет «Денвер-3» и СУБД MySQL-5.5 [12] . Система построена на связке PHP и MySQL [14]. Язык PHP позволяет управлять сервером и формировать динамические страницы, а база данных MySQL хранит информацию [13]. Вход в систему возможен только зарегистрированным пользователям. В системе существует 3 роли пользователей: ученик, преподаватель, администратор. В зависимости от роли пользователя система видоизменяется и трансформируется. Пользователь «Ученик» при входе в систему попадает на главную страницу, на которой размещено описание возможностей системы и инструкция пользователя. На следующей вкладке системы (Обучение) размещен теоретический материал, задания для самостоятельного выполнения, справочная и методическая литература [15]. Следующий пункт системы (Тестирование) предназначен для контроля уровня полученных знаний. Тестирование возможно в двух режимах: режим обучение и контрольное тестирование. В режиме «Обучения» ученик нарабатывает навыки и знания, отвечая на вопросы тестов. Информация о выполненных тестах в базу данных не заносится. В режиме «Контрольного тестирования» время выполнения теста учеников ограничено. Выставляется оценка по пятибалльной шкале, вся информация заносится в базу данных. На вкладке «Информация» пользователю предоставляется возможность обмениваться информационными сообщениями со своим учителем. Эта страница выполнена аналогично странице «Стена» в социальной сети «Вконтакте». При входе в систему пользователя «Учитель» преподаватель имеет возможность настраивать уровень оценки, время прохождения тестов, количество вопросов в тесте. Также может просматривать результаты тестов своих учеников, добавлять и удалять темы и вопросы в базу тестов. Анализируя результаты контрольных тестов в любое время, преподаватель может редактировать, добавлять и удалять материалы теоретического курса в зависимости от успеваемости учеников. Максимальное количество функций сосредоточено у пользователя «Администратор». Кроме перечисленных функций других пользователей, администратор системы регистрирует пользователей, раздает им логины и пороли для входа в систему. Кроме этого администратор распределяет учеников между зарегистрированными учителями. 4. Организация хранения теоретического материала. Весь теоретический материал системы разбит на параграфы и хранится на сервере в отдельной папке. В базе данных хранятся ссылки на эти параграфы. Папка параграфа содержит HTML-страницы и все содержимое, которое выводится на этой странице [16]. Если администратор или преподаватель удаляет параграф из системы, то автоматически удаляется вся папка содержимого этого параграфа.
В современном обществе информационная культура человека становится определяющим фактором его профессиональной деятельности. Изменяются требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования как такового. Основная задача заключается в грамотном использовании информационных ресурсов и услуг. Внедрение и использование дистанционных систем в образовательном процессе, для лучшей подготовки школьников по информатике, на основе интеграции с традиционными технологиями, является одним из следствий нового этапа в развитии образовательной отрасли [7]. Была создана электронная система обучения школьной информатике. Основные результаты работы:
Простота и гибкость редактирования теоретического и практического курсов позволяют обновлять и дополнять созданную систему преподавателю, умеющему работать на компьютере. Система просмотра результатов контрольных мероприятий создана так, что для ученика является его портфолио, а для учителя рейтинговой системой, благодаря которой он объективно знает, кого нужно «подтянуть» по предмету. Ученики могут самостоятельно повторить изученный материал и проверить свои знания, а также попробовать себя на новом уровне сложности, а благодаря объективному контролю со стороны компьютера не думать о субъективно выставленной оценке. Анализ экономической эффективности проекта показал, что такое обучение позволяет значительно снизить издержки как учителей и школ, так и учеников. А за счет того, что данная система возможна для изучения информатики по всей России, где есть выход в Интернет, вся интересная и полезная информация будет собрана в одном месте. Кроме того, оболочку такой системы, разработанную для одной предметной области, можно использовать, как базу для проектирования оболочки, для другой предметной области. Библиографический список Законодательные материалы
Статья из периодического издания
Раздел, глава из книги
Электронные ресурсы
Information Technologies in Education Sergey Ryzhkov , rischkov-5@mail.ru Simakina Nadezhda Ivanovna , Perm State Pedagogical University for the Humanities , Department of Applied Informatics in Economics Russia , 614000, Perm, ul. im. Pushkin , 42 . Out the trends of education in Russia . The developed system of distance learning on the subject of " Science ." The system is designed on the technology " Client - Server " works on a bunch of PHP and MySQL. Field of application of the system : full-time education science lessons , independent distance learning . The developed system has been implemented and tested in education institutions MBOU " Senkinskaya secondary school ." Keywords. Distance learning, video tutorials , presentations , computer science, IT technology. © Simakina NI Ryzhkov, SA, 2013 . Симакина Н.И., Рыжков С.А. стр. из |