Скачать 186.39 Kb.
|
4 Критерий. Использование информационно-коммуникативных технологий и дистанционного обучения. В центре внимания педагогического коллектива гимназии - организация образовательного процесса с ориентацией на увеличение роли самостоятельной работы обучающихся, на приобретение ими опыта самообразования, обучения рациональным приемам работы с текстом, учебником, другими источниками информации, на развитие интеллектуальных умений и навыков как основы исследовательской деятельности. В настоящее время в образовательном процессе широко используются информационно-коммуникативные технологии обучения. Современную парадигму образования принято называть социально-личностным, личностно ориентированным, гуманным образованием. Одним из главных направлений реализации ФГОС является развитие социально значимых качеств младших школьников в процессе воспитания и обучения:
Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса – ученик, его познавательная и творческая деятельность. Основным способом реализации социально-личностного типа образования является использование информационно-коммуникативных технологий, как одним из приоритетных направлений развития гимназии. 85 % педагогов начальной школы прошли курсы повышения квалификации по Интернет-технологиям. Информационно-коммуникативные технологии используются на основных учебных предметах, а также в дополнительном образовании, во внеурочном процессе, в проектной деятельности. Использование данной технологии в урочной и внеурочной деятельности позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости, повышению мотивации, сохраняет устойчивый интерес к знаниям. Данная технология способствует формированию умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей обучающихся, формирует исследовательские умения. В учебной и внеучебной деятельности используются аудио-, видео - материалы, цифровые образовательные ресурсы. Все чаще на уроках и во внеурочной деятельности используется презентационно-иллюстративный материал, который готовят не только учителя, но и учащиеся начальных классов вместе с родителями. Создан банк уроков с компьютером, в том числе с использованием критериального оценивания. Учителя данную технологию используют на любом этапе урока и во внеурочное время: - во вступительном слове учителя или учащихся; - на этапе предъявления учебной информации; - на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; - на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений); - на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; - на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.; - во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к олимпиадам, конкурсам, внеклассным мероприятиям. Информационно-коммуникативные технологии позволяют повысить интерес учащихся учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед гимназией, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших школьников, повышается информационная культура. Организация дистанционного образования Интерактивные занятия в современной школе далеко не редкость. Начальная школа МАОУ гимназии № 26, - не исключение. Учителя стараются разнообразить учебный процесс с помощью дистанционных технологий. В частности, начальная школа гимназии № 26 использует дистанционные технологии для дополнительного обучения школьников в каникулярное и «карантинное» время. Для этих целей мы используем Skype- технологии, с помощью них проводим чат-занятии и телеконференции. Для учителей начальных классов разработан обучающий курс по работе с программой Skype: http://gim26.tomsk.ru/files/img/file/kosakina/oby_sk.zip Разработаны медиаприложения для самостоятельной дистанционной работы школьников: Задания по русскому языку Задания по математике Задания для выполнения в графическом редакторе Paint Презентация кружка "Компьютерная графика" (работы обучающихся 1-3 классов) Устройство компьютера Информация. Действия над информацией Виды информации Кодирование информации Представление алгоритма Задания на олимпиаду начальная школа При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы младших школьников, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны учителей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (лекции, практики). На первый взгляд, личный контакт учащихся с преподавателями при дистанционном обучении ограничен, но реально использование информационных технологий расширяет возможности для проведения консультаций. Школьникам и их родителям предлагается обсудить вопросы по уроку и домашнему заданию на форуме, созданном в системе дистанционного обучения (СДО) Moodle: http://kosyakin-ap.h01sites.zzzing.ru/moodle/ В этой же среде для зарегистрированных пользователей, находящихся on-line предусмотрено чат – взаимодействие: (http://kosyakin-ap.h01sites.zzzing.ru/moodle/mod/chat/view.php?id=20) Совместно с психологом разработана и апробирована тестовая технология на определение уровня интеллекта дошкольников и младших школьников: http://kosyakin-ap.h01sites.zzzing.ru/moodle/ Тесты реализованы в СДО Moodle (4 тестовых уровня). Дистанционное образование обучающихся также осуществляется через организацию участия детей в разнообразных всероссийских, региональных предметных олимпиадах, конкурсах. Достижения обучающихся начальной школы в дистанционных конкурсах. (2011-2012 учебный год)
Одной из форм контроля (оценки) сформированности компетентности в дистанционном обучении выступает тестирование. Дистанционное обучение предполагает разработку тестов, главным образом, в рамках критериально-ориентированного подхода, при котором задачей тестирования является сопоставление учебных достижений отдельного ученика с планируемым к усвоению объемом знаний, умений и навыков, с прогнозируемым уровнем компетентности. Мы в своей работе используем два вида критериально-ориентированных тестов. Первый вид критериально-ориентированных тестов предназначен для оценки доли от полного объема учебного материала, который усвоил ученик. Предполагается, что в результате обучения обучающийся должен приобрести определенную сумму знаний, умений и навыков, соответствующих определенному уровню сформированности компетентности в предметной области, являющейся областью содержания теста, и условно принимается за 100 %. Тогда уровень учебных достижений каждого ученика можно выразить в проценте от полного объема области содержания теста. Критериально-ориентированные тесты второго вида используются для перевода тестовых баллов в традиционную систему оценок. Например, ученик, выполнивший более 90 % заданий, получает оценку «отлично», от 80 % до 90 % заданий – «хорошо», от 60 % до 80 % - «удовлетворительно», ниже 60% - «неудовлетворительно». Критерий оценки устанавливается учителем, разработчиком теста, в зависимости от степени отклонения от прогнозируемого уровня достижения целей обучения в конкретной предметной области. Суть педагогических измерений при оценке сформированности компетентности заключается не в сравнении уровней обученности отдельных учеников, а в фиксации достижения (или не достижения) каждым учеником прогнозируемого (заданного в стандарте) уровня сформированности компетентности. Какой тип теста выбрать, каждый ребенок определяет сам. Тесты разработаны по математике, русскому языку, окружающему миру с учетом дифференцированного подхода. Также разработаны тесты и в электронном варианте. Учащиеся имеют возможность работать дома, проверить свои знания, получить затем консультацию у учителя. Интересные тесты по окружающему миру разработаны Нагорновой М.А., с которыми можно ознакомиться на персональной странице учителя. Также в дистанционном обучении используем критериальное оценивание, так как система дистанционного образования направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования. Характерной чертой критериального оценивания является то, что критерии имеют открытый прозрачный характер. Они доводятся до сведения всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей. Ученик находится в ситуации абсолютной информированности, ему известны "правила игры", также ему известно, что они соблюдаются всеми. При критериальном оценивании основная функция оценки - обратная связь, благодаря которой ученик видит успехи или неудачи в разных аспектах своей учебной деятельности. Критериальное оценивание используется при выполнении исследовательской работы, критерии все открыты, с ними каждый желающий может ознакомиться на сайте гимназии перед выполнением работы. Критерии выполнения исследовательской работы
Критерии защиты исследовательской работы
Использование критериального подхода делает оценивание более объективным, позволяет привлекать к процессу оценивания самих учащихся, то есть проводить самооценивание, являющееся важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексивная деятельность учащихся позволяет им извлекать опыт из своей деятельности, мобилизовывать внутренние ресурсы на решение поставленных задач. Разработаны также критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников. Благодаря такой работе учащиеся достигают высоких результатов в проектно-исследовательской деятельности. |