Скачать 54.58 Kb.
|
МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Тема урока: «Полифония и гомофония в музыке» Подготовила и провела Учитель музыки Орлова Елена Николаевна П.Первомайский 2010 г. Цель: Развитие и закрепление темы «Гомофония и полифония». Знакомство с новыми типами музыки; сравнение музыки немецких композиторов – И.С.Баха и Л.В.Бетховена, определение типов музыки этих композиторов. Разучивание песни «Наша школьная страна» Ю. Чичкова. Задачи:
Оборудование: ПК, музыкальный центр, аккордеон, проектор. Тип урока. Изучение нового материала. Ход урока Слайд №1 У. - Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Типы музыки :полифония и гомофония». -Кто-нибудь слышал такие слова? -Что они означают? (ответы учащихся) У. – Чтобы мы могли понимать значения и отличия этих слов обратимся к творчеству двух великих немецких композиторов. - Как вы думаете о каких композиторах пойдет речь у нас на уроке? Ответы учащихся. (И.С.Бах, Л.В.Бетховен) Слайд №2 Вспомним некоторые события из жизни этих композиторов. Кто кратко расскажет о жизни И.С.Баха. Слайд №3 (Родился Себастьян в небольшом немецком городке Эйзенахе в 1685 году. Первые уроки игры на скрипке он получил от отца, городского музыканта. Мальчик имел прекрасный голос и пел в хоре городской школы. Отец умер, когда Баху было 9 лет. И дальнейшим его воспитанием занимался брат. У брата имелся сборник нот «модной музыки» знаменитых тогда композиторов, но брат запирал ноты в шкаф, чтобы Иоганн не смог его достать. Однако по ночам юный Бах все же умудрялся вытаскивать из шкафа сборник и тайком переписывал ноты. Свечи у него не было, и мальчик трудился при свете луны. Когда же работа была закончена, брат застал его, отобрал и нотный оригинал, и почти переписанную копию. В отчаянии Бах воскликнул: - Тогда я сам напишу такую музыку! Нет, я напишу еще лучше. В 15 лет он начал самостоятельную жизнь. Иоганн был церковным органистом, играл на органе и клавесине. Сочинял много произведений для органа и клавесина. К старости он стал терять зрения, сказались переписки при свете луны. Ему сделали операцию, но это не помогло, и слепота поразила его окончательно. Умер в бедности и о нем совершенно забыли ). Сейчас мы послушаем Прелюдию ( ми минор) этого великого композитора, которая исполняется на органе. Слайд №4 Это самый большой музыкальный инструмент и относится к клавишно-духовым. Звук в трубах рождается оттого, что в них поступает струя воздуха. При прослушивании прелюдии попробуйте определить, есть ли в музыке главный голос, который можно пропеть или все голоса переплетены. Слушание: Прелюдия (ми минор) И.С.Баха. Отвечаем на вопрос: есть ли в музыке главный голос, который можно пропеть или все голоса переплетены? - Правильно. В этом произведении каждый голос, а их 4, ведет свою мелодию самостоятельно и свободно, но в то же время так, что образуется единство с другими голосами. Такие сочинения называются полифоническими, а многоголосие – полифонией. Слайд №5 Запишите определение в тетради: Тип музыки, в котором нет деления на главный голос и аккомпанемент, называется полифоническим типом или полифонией. Почти все произведения И.С.Баха являются полифониями. А теперь обратимся к другому немецкому композитору – Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827). Вспомним кратко о жизни великого композитора. Слайд №6 ( Родился в Германии, в г. Бонне. Детство его было трудным. Отец был придворным певцом и имел слабость к алкоголю. Иногда пьяный он будил маленького Людвига среди ночи и заставлял играть на клавесине до самого утра. В 11 лет он пошел работать, замещал органиста в церкви . А в 14 лет – получил место органиста при княжеском дворе и стал концертместером. В 26 лет у него начался ухудшаться слух, но Бетховен продолжал работать. И в последствии Людвиг Ван оглох, но к удивлению, тогда появились самые красивые его произведения. Мы послушаем произведение великого композитора - «Менуэт», исполняется он на клавесине. Клавесин – это клавишный струнный инструмент, создан около 1400 года. Слайд №7 При слушании Менуэта определите: есть ли в музыке самостоятельный голос, который можно исполнить голосом или все голоса взаимосвязаны. Слушание: «Менуэт»(соль мажор)Л.В.Бетховен. У.- Как звучали голоса одинаково или один из голосов звучал ярче, и его можно пропеть? Ответы учащихся. (Один голос звучал громко, а другие составляли фон. Его можно пропеть) Слайд №8 У. – Музыка, в которой мы ясно слышим главную мелодию в одном голосе, а аккомпанемент в других голосах, называется музыкой гомофонного типа или гомофонией. Запишите определение в тетради. Если у Баха преобладала гомофония, то у Бетховена почти все произведения гомофонного типа. Слайд №9 Давайте закрепим новый материал и ответим на вопросы: 1) Какой голос в полифонии главный? (все равны). 2) Есть ли в полифонии аккомпанемент? (нет). 3) Зачем в музыке нужен аккомпанемент? ( помогает выразить содержание, передавать настроение). 4)Как вы думаете, если мы к полифонии добавим аккомпанемент, музыка станет понятнее? (будет мешать). 5) Чем отличается гомофония от полифонии? ( в гомофонии есть главный голос и аккомпанемент, а полифонии голоса равны). Слайд №10 У. – Молодцы. Посмотрите на доску, перед вами головоломки, в которых зашифрованы высказывания композиторов Л.В.Бетховена и И.С.Баха. Прочитайте эти высказывания. Слайд №11 «Музыка должна высекать огонь из людских сердец…» Л.В.Бетховен Слайд №12 Слайд №13 «Цель музыки – трогать сердца» И.С.Бах У. - Вы согласны с этими высказываниями?(да) Мы не раз убеждались в том, что музыка может влиять на человека, трогать наши сердца и влиять на настроение. Слайд №14 Послушайте песню Ю.Чичкова «Наша школьная страна» , определите характер, к какому она типу относится – полифоническому или гомофонному. Исполнение песни учителем. Вопросы:
Работа над песней. Исполнение классом и по одному. Итак, подведем итоги.
Наш урок подошел к концу, за работу на уроке получают оценки: … Слайд №15 Спасибо за внимание. Литература:
4.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.. Методика музыкального воспитания в школе. – Москва, из-во «Акадения»,1997г. |