Скачать 73.77 Kb.
|
Урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Родительный падеж (кого? Чего?). Цели: 1. Ознакомить с предлогами родительного падежа. 2. Формировать умение употреблять в речи существительные в родительном падеже, обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных. 3. Формировать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные компетентности обучающихся. Учебные материалы: учебник «Русский язык» (4 класс) (авт. В.И.Бычков и другие), рабочая тетрадь, карточки с работой Пети, компьютер, мультимедиапроектор. Ход урока.
На доске запись: Мороз, кормушка, у дерева, ель, Слава. Учитель: Прочтите и спишите данные слова. Подчеркните орфограммы. У доски работает один ученик. У: Объясните свой выбор. ( Ученик объясняет, другие оценивают работу).
Сегодня мы будем писать цепочку букв: озшеьС озшеьС. У:Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки. Дети пишут. У: Еще раз прочтите эти слова. Что вы можете о них сказать?
Игра «Мозговой штурм» Дети: Здесь все имена существительные. У: Расскажите, что вы знаете об этой части речи? Д. Обозначает предмет, явления, события. Отвечает на вопросы что?, кто?. У. Дайте, проверим. Ученики ставят вопросы к словам. Д. Бывают собственные, нарицательные. У. Докажите. Ученики поясняют своё решение. Д. Одушевленные, неодушевлённые. У. Дайте, проверим. Дети называют их. Д. Бывают мужского, женского, среднего рода. У. Сможем ли определить род? Дети, используя слова- помощники определяют род. Д. Изменяются по числам и падежам. У. Определите число данных имён существительных и назовите их во множественном числе. Д. Мороз- морозы, кормушка - кормушки, у дерева - у деревьев, ель - ели, Слава - Славы. У: Что значит изменять по падежам? Д. Изменение окончаний имён существительных по вопросам, т.е. склонение. У: Вы можете определить склонение этих существительных? Д. Да. Дети определяют склонение. У: Как узнали? Ученики рассказывают правило. У. Сможем ли определить падеж у этих существительных? Д. Да. У. Как? Д. По окончаниям и по вопросу. Дети определяют падежи существительных. У. Ребята, что вы заметили? Д. У дерева в родительном падеже.
У. Правильно. Значит, какая тема урока? Д. Родительный падеж имён существительных. Я научусь определять имена существительные в родительном падеже и правильно употреблять существительные в этом падеже. У. Давайте поставим цель на сегодняшний урок.
У. Сегодня узнаем об особенностях родительного падежа и будем учиться правильно употреблять существительные в этом падеже. У. Ребята, закройте тетрадь и обратите внимание на надписи на обложках ваших тетрадей. Поставьте вопрос к существительным, обозначающим ваше имя и фамилию. В каком падеже употреблены эти слова? Д. Тетрадь чья? Николаевой Натальи. Родительный падеж. У. Правильно. Существительные в родительном падеже указывают на лицо, которому принадлежат предметы.
1 слайд Опорные слова: Мороз, кормушка, у дерева, ель, Слава. Дети составляют рассказ по картине. Когда птичкам холодно и голодно? Кто сделал им кормушку? Что дети насыпали туда? Примерный текст: Наступила вьюжная зима. Снег укрыл всё своим белым покрывалом. Холодно и голодно птицам зимой. Мы с папой решили помочь птичкам. Сделали кормушку и повесили на дереве около нашего дома .В кормушку насыпали корм. Я стал наблюдать за ними. Первыми прилетели воробьи и угостились хлебными крошками. На другой день прилетели две синички. Они с удовольствием полакомились несолёным салом. А красавцам снегирям и свиристелям папа развесил на ветках дерева рябину. Как только я приходил из школы, я бежал к кормушке и наблюдал за птицами. Я знал, что пернатые друзья меня ждут. А друзей в беде бросать нельзя.
1. Рассказ В.Чаплиной «Лесная кормушка» У. Ребята, откройте учебник и на стр. 100 прочитаем рассказ В.Чаплиной «Лесная кормушка». 2 Выборочное чтение. Как Слава смастерил кормушку? 2 слайд У. Посмотрите, еще как можно смастерить кормушку. У. Как вы думаете, зачем нужно сохранить птиц? Ответы детей. 3 слайд. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. У. Все прочитаем стихотворение, найдём здесь имена существительные в родительном падеже. Д. Без песен. У. Докажите. Д. Ставим вопрос без чего? Это родительный падеж. У. С чем употребляется имя существительное? Д. Употребляется с предлогом без. У. Найдём в тексте выделенные слова, определяем падеж. Д. Определяют падежи имён существительных У. С какими предлогами употреблены имена существительные в родительном падеже? Д. С предлогами после, для, от, из, У. Еще с какими предлогами может употребляться родительный падеж? Прочитайте правило по учебнику. Дети читают. 3. Выполнение упр.3. Дети читают задание и начинают выполнять. Д. Берег – 2 скл. , так как муж род, окончание . Запишем в родительном падеже Берега, у берега. Выделяем окончание –а. задание выполняют до конца. У. С какими предлогами употребляются им. существительные в родительном падеже? Какие имеют окончания?
Класс делится на три группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. Задание для первой группы. Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными. У ( 2 скл., м. р., Р. П.); без ( 1 скл., ж.р., Р.п.); для (3 скл., Р.п.). Задание для второй группы. Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными. От ( 2 скл., ср. р., Р. П.); после ( 1 скл., м.р., Р.п.); до (3 скл., Р.п.). Задание для третьей группы. Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными. Из ( 2 скл., м. р., Р. П.); с ( 1 скл., ж.р., Р.п.); около (3 скл., Р.п.) . У. Какие имеют окончания имена существительного первого, второго, третьего склонения в родительном падеже? Д. 1 скл. – ы, -и; 2 скл. - -а, -я; 3 скл. – и. У. Как проверить безударное окончание? Д. 1 скл. – слова-помощники река, земля; 2 скл. –двор, конь, село; 3 скл. – степь.
У. Чему мы учились сегодня на уроке? Вспомним цели, мы их выполнили? Д. Отвечают. У. Если вам понравился урок, если было всё понятно, понравилось, как вы сами работали, то нарисуйте солнышко. Учитель оценивает работу детей. Д. Рисуют.
Рабочая тетрадь, урок 42. У. Вы замечательно сегодня работали. Спасибо, урок окончен. |