Содержание/деятельность
| Экран
| Хронометраж
|
1. Актуализация имеющейся у детей информации об олимпийских ценностях.
Примерные вопросы учителя:
Учитель:
– Что вам известно об Олимпийских играх?
– С чем, прежде всего, связывают понятие "Олимпийские игры"?
|
| 3 мин.
|
Учитель:
– Знаете ли вы, что в Сочи будут проходить не только Олимпийские игры, но и Паралимпийские? Обратите внимание на сроки проведения Игр.
– Что вы знаете о Паралимпийских играх?
– Как выступила российская сборная в Играх 2010 в Ванкувере? Сколько медалей мы получили? Можете ли назвать имена самых ярких спортсменов?
|
| 3 мин.
|
Учитель:
– Какими видами спорта вы увлекаетесь? Какие из названных вами относятся к олимпийским видам?
– Сколько олимпийских зимних видов спорта?
Всего 7 олимпийских зимних видов спорта по классификации МОК, что соответствует числу международных федераций.
Лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды. Всего их 15.
В России более распространена другая классификация – 15 видов, которые соответствуют 15 названиям на слайде.
Количество видов спорта, включенных в Игры, постоянно растет.
Так в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд.
Обратите внимание на символ Олимпийских игр: пять колец, символизирующих пять континентов.
|
| 2 мин.
|
Учитель:
– Паралимпийских зимних видов спорта всего пять. В отличие от олимпийских, эти виды спорта регулируются не международными спортивными федерациями, а непосредственно Международным паралимпийским комитетом.
Исключение составляет паралимпийский керлинг на колясках, который регулирует WCF (Всемирная федерация керлинга).
Обратите внимание на символ Паралимпийских игр (в правом верхнем
углу): три "агитоса" символизируют соответственно разум, тело и несломленный дух. (Agitos = "я двигаюсь" на латыни.) Три наиболее распространенных цвета во флагах государств мира.
|
| 2 мин.
|
Учитель:
–Предлагаю вам познакомиться с талисманами игр прошлых Олимпийских и Паралимпийских игр.
–Известно ли вам, когда будет выбран талисман наших Игр 2014 года?
Талисман Игр 2014 года в Сочи всенародно будет выбран за 3 года до их начала.
Талисман – это символ игр, приносящий удачу. Это могут быть милые зверушки или сказочные существа, которые будут любимы всеми жителями нашей страны.
–7 февраля 2011 г. в прямом эфире телевизионного шоу страна выбрала из присланных со всей нашей страны талисманов, которые придумывали и дети, взрослые, Талисман Игр Сочи 2014 г. Их будет целых три! Леопард, Зайка и Белый медведь. А Талисманом Паралимпийских игр станут Лучик и Снежинка. А вам, ребята нравится этот выбор?
|
| 2 мин.
|
2. Мотивация школьников к освоению новой информации
Учитель:
– Какие качества необходимы для того, чтобы заниматься спортом?
– Принимали ли участие в соревнованиях? Кто? Когда? В каких?
– Какие качества вам потребовалось проявить для того, чтобы победить (или принимать участие)?
– Вы верно отмечаете, что Олимпийские игры – это не только спорт, но и проявление качеств характера.
|
| 3 мин.
|
3. Проведение организационно-деловой игры
Учитель:
– Как мы выяснили, Олимпийское и Паралимпийское движение выходит далеко за рамки Игр. Все спортсмены, которые выступают на Играх или только тренируются, чтобы туда попасть, обладают качествами, которые можно объединить в ряд жизненных принципов. Эти принципы называются олимпийскими и паралимпийскими ценностями.
Приведу несколько примеров.
|
| 5 мин.
|
– Вам известно имя этой спортсменки? Можете что-нибудь рассказать об этом человеке?
Есть виды спорта, в которых Россия традиционно сильна: хорошие тренеры, специальные стадионы, целая история замечательных побед и т.д. Но иногда приходится создавать историю побед с нуля. Так, Екатерина Илюхина впервые в истории России выиграла серебряную медаль в сноуборде (параллельном слаломе) – спорте, который в России только развивается. Она поставила перед собой цель и сделала все, чтобы ее добиться. Так она действует не только в спорте, но и в жизни.
К чему нужно стремиться, чтобы достигать таких результатов? Сочетать стремление к победе, трудолюбие, желание осваивать новое, идти своим путем в спорте, в жизни?
|
| 2 мин.
|
Ответы школьников.
Учитель:
– Как вы понимаете фразу "стремиться к совершенству"? Что это значит для вас?
|
| 1 мин.
|
Учитель:
–Кто знает, как это звучит на английском?
| На экране появляется слово
Excellence
|
|
Учитель:
– Вы знаете, что в Древней Греции во время Олимпиад останавливали войны, и сейчас олимпийский спорт активно используется для поддержания мира.
В 1936 году Олимпийские игры проходили в нацистской Германии. Гитлер, расист, впадал в ярость от побед чернокожих спортсменов. Однако неожиданно для Гитлера весь мир обошла фотография немецкого легкоатлета Лутца Лонга, который весело болтал со своим чернокожим соперником – четырехкратным олимпийским чемпионом Джесси Оуэнсом. Они подружились на Олимпийских играх. Какие отношения между народами пропагандирует Олимпизм?
|
|
|
Ответы школьников.
Учитель:
– У вас есть друзья? Приведите примеры, когда настоящие друзья помогли вам.
|
| 1 мин.
|
Учитель:
– А на английском?
| На экране появляется слово
Friendship
| 2 мин.
|
Учитель:
– В спорте есть такой термин как Фэйр Плей. Кто знает, как это переводится? (Честная игра.) Это означает, что спортсмены должны соблюдать правила и соревноваться между собой только в честной борьбе, без подножек и без допинга (запрещенных лекарств).
Вот еще один эпизод: в 2001 году знаменитый американский велосипедист Лэнс Армстронг заметил падение своего ближайшего соперника Яна Ульриха, двигающегося позади него, остановился и подождал, пока тот снова вошел в гонку. Двумя годами позже Ульрих ответил Армстронгу тем же.
Какое качество проявили спортсмены?
|
| 2 мин.
|
Ответы школьников.
|
| 2 мин.
|
Учитель:
– А на английском?
| На экране появляется слово
Respect
| 1 мин.
|
Учитель:
– Одна из олимпийских ценностей – уважение – подразумевает уважение к людям и окружающей среде. Спорт и окружающая среда взаимосвязаны потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду.
Олимпийские объекты Игр 2014 частично соприкасаются с особо охраняемой природной территорией Сочинского национального парка. Как можно оберегать природу Сочи? (Ответы школьников.)
А как на английском будет "Спорт и окружающая среда"?
|
| 2–3
мин.
|
Учитель:
– Итак, мы с вами сформулировали три ценности Олимпийского движения.
Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!"
|
| 1 мин.
|
Учитель:
– Добиваться побед всегда нелегко. Мы сегодня уже говорили о победах наших спортсменов-паралимпийцев.
Как вы думаете, какие качества помогли им преодолеть себя?
Школьники называют 2–3 качества.
|
| 2 мин.
|
Учитель:
– Как называется этот вид спорта?
Слышали имя – Ирек Зарипов?
Ирек Зарипов, который в 17 лет попал в аварию и остался инвалидом (ампутация обеих ног), через два года после несчастья сделал важный шаг, начав заниматься лыжами и биатлоном. А теперь он – четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере и посол "Сочи 2014". Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов? (Смелость.)
|
| 1 мин.
|
Ответы школьников
Учитель:
– Кто из ребят вашей школы проявил смелость и в какой ситуации?
|
| 1 мин.
|
Учитель:
– А как на английском?
| На экране слово
Courage
| 1 мин.
|
Учитель:
– Что такое соревнование? Вы правы, это отбор лучших из большого количества спортсменов, участников соревнований. Но в начале события все находятся примерно в одинаковых стартовых условиях.
Каждый должен иметь возможность проявить себя и добиться успеха.
Как вы назовете принцип, условие, которое обеспечит объективность соревнований, их справедливость? (Равенство.)
|
| 1 мин.
|
Ответы школьников
Учитель:
– Когда и в связи с чем вы вспоминаете о равенстве?
|
| 1 мин.
|
Учитель:
– А как на английском?
| На экране появляется слово
Equality
| 1 мин.
|
Учитель:
– Знаете ли вы, что паралимпийская чемпионка Пекина Олеся Владыкина смогла всего за полгода после тяжелой травмы (потеряла руку) целенаправленно и планомерно научиться плавать по-новому и в конце концов установить мировой паралимпийский рекорд? Какое качество ей в этом помогло? (Решимость.)
|
| 1 мин.
|
Ответы школьников
Учитель:
– Кто из вашей школы самый решительный? Согласитесь, что решимость связана с таким качеством, как ответственность, сила воли. Можно принять решение, но важно довести его до воплощения. Те спортсмены-паралимпийцы, о которых мы сегодня говорили, сумели не только принять решение, но и следовать поставленной цели. (Решимость.)
|
| 1 мин.
|
Учитель:
– А как на английском?
| На экране появляется слово
Determination
| 1 мин.
|
Учитель:
– (Для образовательных учреждений Сочи) Вы помните, как г. Сочи отстаивал свое право на проведение Олимпийских игр? Люди
принимали в этом участие? Какое? Это, действительно, коснулось каждого сочинца. (Вдохновение.)
|
| 1 мин.
|
Учитель:
– Как вы думаете, какие чувства испытывают спортсмены-паралимпийцы, которые сами сумели изменить свою жизнь? Ведь у каждого из них за плечами – месяцы, годы болезней, у многих утрата веры в собственные возможности и силы. Но они сумели победить собственные болезни, стать первыми. (Вдохновение.)
|
| 1 мин.
|
Ответы школьников
Учитель:
– Когда и в связи с чем вы вспоминаете о вдохновении?
|
| 1 мин.
|
Учитель:
– А как на английском?
| На экране появляется слово
Inspiration
|
|
Учитель:
– Итак, мы с вами сформулировали 4 ценности паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!"
|
| 1 мин.
|
Учитель:
– А теперь предлагаю устроить небольшое соревнование.
Разделитесь на две группы. У каждого из вас есть карточки двух цветов: красный цвет символизирует олимпийские ценности, а синий – паралимпийские.
Одна группа называет ценности, а другая поднимает карточку того цвета, которому соответствует эта ценность: Олимпийского или Паралимпийского движения.
Команда №1 задает вопросы до тех пор, пока команда №2 не допустит ошибок. Потом меняетесь ролями. Победит та команда, которая не ошибется. (Вариант: если школьники сидят за партами, то каждый последовательно называет ценности, а соседний ряд реагирует поднятием красной или синей карточки.)
| Дидактический материал: карточки двух цветов
| 3 мин.
|
Учитель:
– А теперь определим самую оперативную команду. Кто быстрее угадает все слова?
|
| 1 мин.
|
3. Обобщение полученной информации
Учитель:
– Игры – это не просто спорт. А значит, и ценности Игр можно применить не только к профессиональным спортсменам. Никто не станет спорить, к примеру, что равенство – это хорошо или что дружба делает общение приятным и интересным. И честно признаемся, что немного решимости никому еще не повредило.
Олимпийские и паралимпийские ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, с окружающим миром и другими людьми.
|
| 1 мин.
|
4. Домашнее задание
1) Напишите (можно вместе с друзьями, родителями) эссе на темы олимпийских и паралимпийских ценностей, взаимосвязи спорта и окружающей среды.
|
|
|
|
| 40 мин.
|