Пояснительная записка В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказания ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. И наконец, трудовая деятельность – это объективная потребность общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться.
На этапе инновационных изменений в коррекционно-педагогической деятельности возникла потребность в создании комплексной программы, корректировке традиционных целей и соответственно задач трудового воспитания и обучения.
Целью комплексной программы по трудовому обучению и воспитанию является создание единого образовательного пространства, направленного на эффективную подготовку учащихся к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного производства. Задачи программы:
создание условий для осуществления трудового обучения и предпрофильной подготовки; для развития творческой деятельности педагогического коллектива и обучающихся, воспитанников;
интеграция детей в социум, социальная и профессиональная адаптация;
коррекция нарушений психофизического развития;
развитие технических и технологических компетентностей в области трудового обучения учащихся;
развитие умения анализировать информацию, приобретение навыков практической работы и опыта решения реальных задач;
совершенствование трудовой и общей культуры общения и социального поведения обучающихся, воспитанников.
Основные направления программы:
образовательное, обеспечивающее усвоение системы знаний, формирование трудовых умений и навыков, развитие познавательного интереса, активизация познавательной деятельности;
воспитательное, направленное на социальное формирование личности с нравственными, умственными, трудовыми и эстетическими потребностями;
коррекционно-развивающее, способствующее исправлению нарушений и компенсации психофизического развития;
оздоровительно-профилактическое, обеспечивающее укрепление здоровья учащихся посредством повышения двигательной активности в процессе трудовой деятельности; применение элементов здоровьесбережения.
1
Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Сроки реализации
Структура и содержание программы определяется на пять лет. В ходе реализации программы возможна корректировка в соответствии с реальными условиями. Содержание программы
Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации: в условиях интернатного учреждения, где семья заменена школой; в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности.
Трудовое и предпрофильное обучение и воспитание в образовательном учреждении организовано по следующим направлениям: Трудовое обучение
Сельскохозяйственный труд – учащиеся изучают основные сельскохозяйственные культуры, агротехнику их возделывания, приобретают навыки планирования сельскохозяйственных оборотов.
Начальная трудовая подготовка - учащиеся приобретают элементарные технико-технологические знания и практические умения, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке; обучаются доступным видам труда: работа с бумагой и картоном, с природным материалом, с текстильным материалом, с древесиной.
Трудовая деятельность в процессе обучения (межпредметные связи) – при изучении других дисциплин учащимися осуществляется: приобретение организационных умений в труде, решение специальных задач, направленных на коррекцию умственной деятельности (анализ объекта, установление логических последовательностей, определение правильности действий и результатов).
Внеурочная трудовая деятельность – воспитанники закрепляют трудовые знания и умения, необходимые им для дальнейшей самостоятельной жизни. Знакомятся с дополнительными элементами прикладного творчества: техника бисероплетение, изонить, вышивка, вязание, соломка, папье-маше.
Предпрофильное обучение
Столярное дело – учащиеся приобретают навыки работы со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками; могут самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели своими руками.
Швейное дело – учащиеся работают на швейных машинках с различными приспособлениями, учатся их обслуживать, овладевают технологией изготовления различных швейных изделий.
Обоснованность выбора направлений трудового обучения и воспитания:
Следующий этап профессиональной подготовки учащихся:
ГБОУ РХ НПО ПУ -15 с. Бея, ПУ - 6 г. Абакан, ПУ – 3 г. Абакан.
Образовательное учреждение тесно сотрудничает с данными ПУ исходя из направлений трудового обучения и воспитания в ОУ и в целях дальнейшего успешного обучения выпускников.
2
По окончании школы учащиеся в основном проживают в сельской местности, исходя из этого, возрастает необходимость организации сельскохозяйственных практических работ на школьном огороде и в школьной теплице, развития навыков и умений ухода за растениями (посадка, полив, прополка, сбор урожая). Школьная теплица функционирует в течение всего учебного года, это даёт возможность учащимся ухаживать за растениями и в зимний период; выращивать рассаду овощных культур в нужном видовом и сортовом составе и цветов для школьных цветников.
В процессе начальной трудовой подготовки учащихся, делается акцент на работу с текстильным материалом и древесиной, для дальнейшего успешного трудового обучения в школе швейному и столярному делу. Направления внеурочной трудовой деятельности определяются исходя из профессионального творческого мастерства педагогов и дальнейшей профессиональной подготовки учащихся. В коррекционной школе трудовое образование (обучение и воспитание) школьников приобретает поистине первостепенное значение. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.
Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создаётся благодаря:
формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (обучение с опорой на интерес, создание ситуации успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;
использованию методов, активизирующих учебный процесс;
использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;
неразрывному единству обучения и воспитания.
3
Актуальными и перспективными для коррекционной школы являются активные формы обучения. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:
между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей;
между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
Проанализировав все противоречия, мы пришли к выводу, что, обучая школьников труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития учащихся. Такую возможность предоставляют инновационные технологии: метод проектов и использование в трудовом обучении информационных компьютерных технологий. Метод проектов Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат;
достаточно высокой эффективностью уроков;
развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
развитием и поддержанием интереса к предмету;
практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
развитием коммуникативных навыков учащихся;
созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации познавательного интереса к предмету.
Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
4
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, он может быть использован при обучении детей с разными возможностями. Идеи проектных работ успешно находят не только учителя, но и сами учащиеся.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп учащихся с интеллектуальной недостаточностью применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалёва, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):
школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;
учащиеся с преимущественными нарушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);
учащиеся с преимущественным нарушением исполнительной стороны трудовой деятельности;
школьники с преимущественным нарушением энергетической стороны трудовой деятельности;
учащиеся с одновременным нарушением двух-трёх сторон трудовой деятельности.
Использование метода проектов позволяет учителю на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении, а учащимся – на практике использовать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин.
Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов.
Цель работы над такими проектами – включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до её осуществления. Этот метод позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
Классификация проектов
№ п/п
| Параметры
| Виды проектов
| 1
| Уровень творчества
| Исполнительские (репродуктивные)
Конструктивные
Творческие
| 2
| Содержание
| Монопредметные
Межпредметные
Надпредметные
(вне школьной программы)
| 3
| Назначение
| Учебные
Личные (семейные)
Общественные
Производственные
|
5
4
| База для выполнения
| Школьные
Внешкольные (выполняются на базе учреждений дополнительного образования, в семье, на производстве)
Комплексные
| 5
| Количественный состав исполнителей
| Индивидуальные
Групповые
Коллективные
| 6
| Возрастной состав исполнителей
| Одновозрастные
Разновозрастные
| 7
| Продолжительность исполнения
| Мини-проекты (несколько занятий)
Четвертные, полугодовые
Годовые, многолетние
| Осуществление проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определённая часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.
На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчётов учащихся, выставку лучших изделий. Характеристика основных этапов учебного проектирования Из опыта работы учителей технологии Червякова Р.В. (столярное дело)
Козловской О.Н. (сельскохозяйственный труд)
№ п/п
| Этапы проектирования
| Решаемые задачи
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Формы и методы обучения
| 1
| Поиско-вый
| - поиск и анализ
проблемы;
- выбор темы
проекта;
- планирование
проектной
деятельности по
этапам;
- сбор, изучение,
обработка и
анализ
информации по
теме проекта.
| - обсуждают
проблему с
учителем и
сверстниками;
- формируют
задачи;
- уточняют и
анализируют
информацию;
- устанавливают
цели и выбирают
план действий;
- проводят
исследования,
фиксируют
результаты (под
контролем
учителя).
| - ставит перед
участниками
проблему и
организует её
обсуждение,
объясняет цели
проекта;
- наблюдает;
- консультирует.
| - проблемная
беседа;
- рассказ;
- консультация;
- самостоя -
тельная работа;
- экскурсия.
|
6
2
| Конструк-торский
| - поиск
оптимального
решения задачи
проекта;
- исследование
вариантов
конструкции с
учетом
требований
дизайна;
- выбор технологии
изготовления;
- экономическая
оценка;
- экологическая
экспертиза;
- составление
конструкторской,
технологической
документации.
| - работают с
информацией;
- проводят
синтез, анализ
и оценку идей
(под
руководством
учителя);
- выполняют
графические
работы
(совместно с
учителем);
- оформляют
документацию (по алгоритму).
| - организует,
активизирует и
направляет
поиск и
выработку идей;
- высказывает
предположения;
- помогает в
выборе решений;
- советует;
- рекомендует;
- наблюдает;
- консультирует.
| - беседа;
- дискуссия;
- «мозговой
штурм»;
- дизайн-
анализ;
- самостоятель-
ная работа.
| 3
| Техноло-гический
| - составление плана
практической
реализации
проекта, подбор
необходимых
инструментов,
материалов и
оборудования;
- выполнение
запланированных
технологических
операций;
- текущий контроль
качества;
- внесение при
необходимости
изменений в
конструкцию и
технологию.
| - выполняют
необходимую
подготовку,
-изготавливают
изделие;
- осуществляют
- самоконтроль,
коррекцию
своей
деятельности;
- проводят
контроль
качества
обработки
деталей
изделия
(учитель
координирует
действия).
| - обеспечивает
материальную
базу;
- косвенно
руководит
деятельностью
учащихся;
- организует и
координирует
процесс
изготовления;
- знакомит с
новыми приёмами
обработки
материалов;
- консультирует,
советует.
| - беседа;
- показ;
- упражнение;
-самостоя -
тельная
работа;
- практическая
работа.
| 4
| Заключи-тельный
| - оценка качества
выполнения
изделия;
- анализ процесса и
результатов
выполнения
проекта;
- изучение
возможности
использования
результатов
проектирования.
| - осуществляют
самоанализ и
самооценку
результатов
проектиро -
вания;
- защищают
проект;
- участвуют в
коллективном
обсуждении.
| - консультирует;
- оказывает
помощь;
- организует
защиту и
обсуждение
проектов;
- слушает;
- участвует в
анализе и оценке
результатов
проекта.
| - беседа;
- дискуссия;
- консультация;
- деловая
ролевая игра;
- имитационно - деятельнос-
тная игра.
| |