Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 97.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.02.2014
Размер97.11 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
План – конспект урока

Тема урока: Основы алгебры логики. Логические выражения. Составление таблиц истинности логических выражений


ФИО (полностью)


Антипова Галина Антоновна

Место работы


ГБОУ СОШ №2034 ВАО г.Москвы

Должность


Учитель черчения, информатики и ИКТ

Предмет


Информатика

Класс


10 класс

Тема и номер урока в теме


Логические выражения. Составление таблиц истинности логических выражений, урок №3

Базовый учебник

«Информатика» для 105 класса. Авторы И.Г.Семакин и др.. М. 2013. БИНОМ Лаборатория знаний.


Предметные результаты:

  1. Иметь представление, об основах алгебры логики, понятии «таблица истинности»;

  2. Знание основных правил последовательность действий построения таблиц истинности,

  3. Умение находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности.

Личностные результаты:

  1. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся: активные методы обучения, фронтальная, индивидуальная

Цели урока:

  1. Обучающие:

    1. Научить составлять логические выражения из высказываний

    2. Ввести понятие “таблица истинности”

    3. Изучить последовательность действий построения таблиц истинности

    4. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности

    5. Ввести понятие равносильности логических выражений

    6. Научить доказывать равносильность логических выражений, используя таблицы истинности

    7. Закрепить навыки нахождения значений логических выражений посредством построения таблиц истинности

  2. Развивающие:

    1. Развивать логическое мышление

    2. Развивать внимание

    3. Развивать память

    4. Развивать речь учащихся

  3. Воспитательные:

    1. Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников

    2. Воспитывать аккуратность ведения тетради

    3. Воспитывать дисциплинированность

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать основы логики и тема нашего сегодняшнего урока «Составление логических выражений. Таблицы истинности». Изучив данную тему, вы научитесь, как  из высказываний составляются логические формы, и определять их истинность посредством составления таблиц истинности.

Проверка домашнего задания

Записать решение домашних задач на доску
Все остальные откройте тетради, я пройду, проверю, как вы выполнили домашнее задание
Вопросы для проверки знаний по пройденному материалу.
1.В каком случае в результате операции логического умножения составное высказывание будет истинно?

2.В каком случае в результате операции логического сложения составное высказывание будет ложно?

3.Как влияет инверсия на высказывание?

4.Что вы можете сказать об импликации?

5.Что вы можете сказать о логической операции эквивалентности?

Ответы:

1. Составное высказывание, образованное в результате операции логического умножения, истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые высказывания.
2. Составное высказывание, образованное в результате операции логического сложения, ложно тогда, когда ложны все входящие в него простые высказывания.
3. Инверсия делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное – истинным.
4. Логическое следование (импликация) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи «если…, то…».
Обозначается А -> В
Составное высказывание, образованное с помощью операции логического следования (импликации), ложно тогда и только тогда, когда из истинной предпосылки (первого высказывания) следует ложный вывод (второе высказывание).
5. Логическое равенство (эквивалентность) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи “... тогда и только тогда, когда…”, “…в том и только в том случае…”
Составное высказывание, образованное с помощью логической операции эквивалентности истинно тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно либо ложны, либо истинны.

Объяснение нового материала

На прошлом уроке мы находили значение составного высказывания путем подстановки исходных значений входящих логических переменных. А сегодня мы узнаем, что можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или ложность логического выражения при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных) и, что можно определить значения исходных логических переменных, зная какой нам нужен результат.

Таблица истинностиэто таблица, устанавливающая соответствие между возможными наборами значений логических переменных и значениями функций.
Еще раз рассмотрим наш пример:

F = (AvB)&(AvB)

и построим таблицу истинности для этого составного высказывания

При построении таблиц истинности есть определенная последовательность действий.

  1. Необходимо определить количество строк в таблице истинности - количество строк = 2n,  где n – количество логических переменных

  2. Необходимо определить количество столбцов в таблице истинности, которое равно количеству логических переменных плюс количество логических операций.

  3. Необходимо построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью  выполнения  логических  операций  с  учетом скобок и приоритетов;

  4. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений

  5. Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.

Записали. Строим таблицу истинности

Определить количество столбцов в таблице.
Для этого считаем количество переменных. В нашем случае логическая функция  содержит 2 переменные А и В
Количество строк в таблице истинности должно быть равно 4.
Определяем количество столбцов = количеству логических переменных плюс количество логических операций.
Строим таблицу с указанным количеством строк и столбцов, обозначаем столбцы и вносим в таблицу возможные наборы значений исходных логических переменных и заполняем таблицу истинности по столбцам.
Какую операцию будем выполнять первой? Только учитывайте скобки и приоритеты
Можно сначала выполнить логическое отрицание или найти значение сначала в первой скобке, затем инверсию и значение во второй скобке, затем значение между этими скобками

А

В

АvВ

¬А

¬В

¬Аv¬В

(AvB)&(¬Av¬B)

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

Теперь мы можем определить значение логической функции для любого набора значении логических переменных
Теперь записываем пункт “Равносильные логические выражения”.
Логические выражения, у которых последние столбцы таблиц истинности совпадают, называются равносильными. Для обозначения равносильных логических выражений используется знак “ = “,
Докажем, что логические выражения  ¬ А& ¬В и AvB равносильны. Построим сначала таблицу истинности логического выражения

¬  А & ¬  В

Сколько строк будет в таблице?           4
Сколько столбцов  будет в таблице?    5
Какую операцию будем выполнять первой?    Инверсию А, инверсию В

А

В

¬А

¬В

¬А&¬В

0

0

1

1

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

0

Теперь построим таблицу истинности логического выражения AvB
Сколько строк будет в таблице?           4
Сколько столбцов  будет в таблице?    4

Мы все понимаем, что, если нужно найти отрицание для всего выражения, то приоритет, в нашем случае,  принадлежит дизъюнкции. Поэтому сначала выполняем дизъюнкцию, а затем инверсию. К тому же мы можем переписать наше логическое выражение AvB. Т.к. нам нужно найти отрицание всего выражения, а не отдельных переменных, то инверсию можно вынести за скобки ┐(AvB), а мы знаем, что сначала находим значение в скобках

А

В

AvB

¬(AvB)

0

0

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

Построили таблицы. Теперь сравним значения в последних столбцах таблиц истинности, т.к. именно последние столбцы являются результирующими. Они совпадают, следовательно, логические выражения равносильны и мы можем поставить между ними знак “=”

 ¬А& ¬В = AvB

Решение задач

1.  Построить таблицу истинности для формулы

Av(Bv¬B=>¬C)

Сколько переменных содержит данная формула? - 3
Сколько строк и столбцов будет в таблице? - 8 и 8
Какова будет в нашем примере последовательность операций? (инверсия, операции в скобках, операцию за скобкой)

А

В

С

¬B

¬C

Bv¬B (1)

(1) =>¬C

Av(Bv¬B=>¬C)

0

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

1

2. Докажите с помощью таблиц истинности равносильность следующих логических выражений:

 (А → B) И (Av¬B)

А

В

A → B

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1






















А

В

¬B

Av¬B

0

0

1

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

1

0

1

Какой делаем вывод? Данные логические выражения не равносильны

Домашнее задание §1.6.2. (В учебнике) Ответить на вопросы. Выполнить задания:

 доказать, используя таблицы истинности, что логические выражения

¬A v ¬B и А&В равносильны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск