Информатика. 6 класс
Алгоритмы и исполнители Урок объяснения нового материала с элементами закрепления (групповая работа за компьютерами по карточкам) Тема:
Исполнители алгоритмов. Цели урока:
Закрепить понятие алгоритма как одного из основных понятий информатики.
Дать определение исполнителя, системы команд исполнителя.
Систематизировать представления об исполнителях.
Отработать навыки решения простейших алгоритмических задач.
Структура урока:
Объяснение нового материала учителем с использованием решения простейших компьютерных задач. Обсуждение различных вариантов решений. (Презентация к уроку, программа Хиты Роботландии)
Групповая практическая работа за компьютерами по карточкам. (Программа Хиты Роботландии)
Подведение итогов урока. Обсуждение домашнего задания.
Основные понятия:
Алгоритм;
Исполнитель;
Система команд исполнителя;
Среда исполнителя;
Отказы.
Ход урока I. Объяснение нового материала учителем с использованием решения простейших компьютерных задач. Обсуждение различных вариантов решений. (Презентация к уроку, программа Хиты Роботландии) Исполнители алгоритмов. Объяснение нового материала.(20 мин)
На экране ребус (слайд 1). Разгадать. ИСПОЛНИТЕЛИ Тема урока «Исполнители алгоритмов».
Перед тем как начать разговор об исполнителях, мы с вами должны вспомнить, что такое алгоритм. Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к нужному результату. (слайд 2)
Кто или что может выполнять алгоритмы?
Человек
Группа людей
Животное
Машина
(слайд 3)
Можно дать определение ИСПОЛНИТЕЛЯ:
ИСПОЛНИТЕЛЬ – это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (слайд 4)
Любой исполнитель имеет ограниченную систему команд. Команды, которые может выполнить исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ). Кроме этого каждый исполнитель имеет среду исполнителя.
Рассмотрим простейший пример исполнителя и его СКИ. (слайд 5)
Исполнитель – собака.
Исполнитель – человек, стоящий на переходе у светофора. Какая у него СКИ?
Исполнитель – стиральная машина (слайд 6). Решить задачу. Составить алгоритм.
Задача: встреча кораблей. (Слайды 7,8,9) Рассмотреть среду исполнителя, СКИ, решение задачи.
II. Решение алгоритмических задач. Практическая работа. (20 мин)
На экране программа Хиты Роботландии. Пример исполнителя – КВАДРАТИК. (Роботландия 96 – исполнители – квадратик) Групповая практическая работа по карточкам у компьютера.
III. Подведение итогов урока.
Обсуждение выполнения заданий, сбор заполненных карточек.
Задание на дом: (слайд 10)
§3.2
Решить задачу: В вашем распоряжении имеется два кувшина емкостью 3 и 8 литров. Как с помощью только этих кувшинов набрать из реки 7 литров воды? Опишите возможный план действий.
Практическое задание
Запустить программу Роботландия.
Открыть папки Роботландия 96 → Алгоритмика → Конюх → Монах → Переливашка
Для выхода из программ использовать на клавиатуре клавиши Ctrl + Break.
Для получения информации о программе использовать клавишу F1.
Для выхода из справки – клавишу Esc.
Заполнить таблицу.
Исполнитель
| Среда исполнителя
(можно зарисовать)
| СКИ
| Решение задачи
| Конюх
|
|
|
| Монах
|
|
|
| Переливашка
|
|
|
|
Условия задач.
1. КОНЮХ. Пользуясь правилами хода шахматного коня, переставить местами тройку белых и тройку черных коней. Конь ходит буквой Г и может вставать только на свободные места.
2. МОНАХ. На первом стержне лежит 3 кольца. Нужно переложить кольца со стержня 1 на стержень 3. За один ход можно перемещать только одно кольцо. Кольцо можно перекладывать либо на пустой стержень, либо на кольцо большего размера. 3. ПЕРЕЛИВАШКА.
Составьте алгоритм, с помощью которого робот Переливашка разделит объем 8 литров на две равные части. |