Скачать 74.77 Kb.
|
Урок информатики в 4-м классе по теме: "Алгоритм. Линейный алгоритм"Тема урока: Алгоритм. Линейный алгоритм. Цель урока: Познакомить школьников с понятиями алгоритма и линейного алгоритма. Задачи урока: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Тип урока: комбинированный урок. План урока:
Оборудование урока:
Ход урока 1. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, мои пытливые умы! Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус. Ученики разгадывают ребус на экране проектора. Учитель: Запишите в тетрадь число и тему урока: “Алгоритм. Линейный алгоритм”. Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги на ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение. И сейчас снова повернемся, вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь. У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего. Итак, наша цель на уроке – узнать, что такое алгоритмы, где и когда мы их используем, зачем они нам нужны и познакомиться с одним из видов алгоритмов – линейным. 2. Объяснение нового материала Учитель: Вы решили порадовать маму и в день её рождения испечь любимый торт. Для этого вы возьмете кулинарную книгу и найдете там подходящий рецепт. Например такой (на экране): Торт “Пай” Для теста: 200 г маргарина, 200 г сметаны, 3 стакана муки, 1 ч.л. соли. Для бисквита: 4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан муки. Для начинки: 1 стакан яблочного конфитюра, полстакана сахарной пудры. Муку и масло положить в миску, порубить ножом, чтобы получилась маслянистая крупа, влить сметану, смешанную солью. И быстро замесить тесто. Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем, прижимая пальцами, поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить. Затем вынуть. Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита. Снова поставить в печь, убавив огонь. Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт, и обсыпать сахарной пудрой. Учитель: Чтобы приготовить торт нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. Такую последовательность действий принято называть алгоритмом. Обратите внимание на экран:
Учитель: Таким образом, алгоритм – последовательность действий, приводящая к достижению заранее поставленной цели. Запишем это определение себе в тетрадь. Учитель: Алгоритм, в котором все действия выполняются в заданном порядке, не повторяясь, называют линейным. Дети: Записывают в тетрадь. Учитель: При составлении алгоритма нужно быть очень внимательным, поскольку даже от одного знака может зависеть смысл всего алгоритма. Вспомните мультфильм, в котором царь должен был подписать указ: “Казнить нельзя помиловать!” (на экране). Смысл меняется только от перестановки запятой. Сравните: Казнить нельзя, помиловать! Казнить, нельзя помиловать! Учитель: Зачем же нам нужны алгоритмы? Дети: высказывают предположения. Учитель подводит ребят к идее - алгоритмы нужны для того, чтобы можно было сложные действия разбивать на простые, которые легко выполнить. Кажется, трудно испечь торт, но посмотрите, как легко этот процесс описывает рецепт из кулинарной книги. То есть алгоритм упрощает решение сложной задачи. 3. Обобщение и систематизация знаний Учитель: Как вы думаете, можно ли считать алгоритмом приказ, отданный царем из другой сказки: “Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что”? Дети: Нет, нельзя. Непонятно куда нужно идти и что именно принести. Алгоритм задан неточно, непонятно. Учитель: Давайте попробуем исполнить несколько линейных алгоритмов (один человек работает у доски, остальные в тетради). ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?
КТО СЪЕЛ ТОРТ?
КТО БРАТ СЕРЁЖИ?
Учитель: А сейчас немного поиграем. Что ж, начну я по порядку, Загадать хочу загадку… Загадка будет про мужика, Ох, и смышлен он был наверняка, Но для игры нам нужны персонажи. Какие? А это очень важно! Их вы сразу узнаете, Как другие мои загадки отгадаете. Загадка первая. Зубастый, сероватый, по полю рыщет, телят да овец ищет. Правильно, волк. Вы ответили верно. И будете у нас персонажем первым. Загадка вторая. С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза) Верно вы ответили сейчас, будете вторым персонажем у нас. Загадка третья. Натянута на рубашку рубашка и все нараспашку. (Капуста) Команда есть у нас, поприветствуем её дружно, что же нам еще нужно? Нужен нам еще самый смышленый! Сейчас мы его и выявим. Загадка: Два батрака выкапывают 2 метра канавы за 2 часа. Сколько батраков за 5 часов выкопают 5 метров канавы? (2 батрака) Верно ответившие ребята одевают маски волка и козы, “дед” берет весло в руки, а “капусте” на грудь прикалывается изображение капусты. Учитель: Жили были Дед и Бабка. Отправила Бабка Деда на базар, купить кочан капусты для супа, козу, чтобы всегда было молоко и волка на воротник для шубы. Базар находился на другом берегу реки, Дед сел в лодку и отправился в путь. Все купил, а как перевезти не знает. В лодочке он может поместиться только с кем-нибудь одним: либо с волком, либо с козой, либо с капустой. А товар “не дружный”! Если уедет он с волком – коза съест капусту. Уедет с капустой – волк съест козу. Только в присутствии деда они ведут себя смирно. Как же ему быть? Решать вам – наши артисты. Ученики – артисты решают задачу, играя свои роли. Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте коротко запишем решение этой задачи себе в тетрадь. Алгоритм: 4. Физкультминутка “Моя тетя”
5. Компьютерный практикум Учитель: У этой задачи есть второе решение, его мы попробуем найти, используя программу “Перевозчик” из Роботландии. Дети: садятся за компьютеры и работают самостоятельно. Когда основная масса справится с заданием, один из учеников садится за компьютер, подключенный к проектору, и показывает решение. В случае затруднения остальные помогают. 6. Домашнее задание Учитель: ваше домашнее задание – составить алгоритм, а какой - выберите сами. Алгоритм (на экране):
7. Подведение итогов Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось чтобы каждый из вас сказал свое мнение о нем. А начать попробуйте со слов: “Сегодня на уроке я узнал…”, или “Сегодня мне понравилось …”, или “Сегодня мне не понравилось …”. Приложение Литература, использованная при подготовке к уроку
|