Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса информатики для 4 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы курса информатики для обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений автора С.Н. Тур, Т.П. Бокучава (Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2008 года). В соответствии с учебным планом школы на 2010/2011 учебный год данная программа рассчитана на 34 часов, в том числе на контрольные – 4 часа. Курс информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навык работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков. Материал курса излагается с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их знаний. Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи. Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе). В курсе программы основное внимание уделяется алгоритмам решения задач и исполнителям. На многочисленных примерах рассматриваются типы алгоритмов, формируются такие понятия информатики, как «команда», «исполнитель», «алгоритм». Понятие координатной плоскости вводится как обобщение графических построений. Учебный исполнитель Колобок позволяет осваивать материал как в машинном, так и в безмашинном варианте. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). Цели изучения информатики в начальной школе: освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Решаются следующие задачи общего учебного процесса: формирование общеучебных умении: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умении составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики. В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии". Содержание курса построено на следующих дидактических принципах: отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Содержание программыЧетвертый класс (34 часа)Повторение изученного материала (2 часа). Повторение. Алгоритмы и исполнители (26 часов). Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Контрольная работа. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Алгоритмический язык стрелок: линейные алгоритмы, игра"Найди клад"; контрольная работа; циклические алгоритмы; пропедевтика вложенных циклов; контрольная работа. Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет". Алгоритмы работы на координатной плоскости. Повторение изученного материала. Годовая контрольная работа. Контрольные работы (4 часа).Резерв (2 часа)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предметаЛичностные результатыК личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты1. Технологический компонентРегулятивные универсальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия: поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
2. Логико-алгоритмический компонентРегулятивные универсальные учебные действия: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результатыТребования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школуУчащиеся должны знать: роль информации в деятельности человека;
источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
понятия алгоритма, исполнителя, блок-схема;
знать систему команд алгоритмического языка стрелок;
иметь представление о координате точки и координатной плоскости;
назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь: выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
решать логические задачи;
решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
приводить примеры массивов, работать с одним и несколькими массивами в пределах изученного материала;
упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
кодировать информацию одним из изученных способов;
уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для Исполнителя Колобка;
организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы к базе данных в пределах изученного материала;
выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;
вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК).
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни; готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ учебник-тетрадь для учащихся (С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Информатика 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2008 года);
методические рекомендации для учителя на каждый год обучения (С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ - Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2005 года);
самостоятельные, проверочные и контрольные работы (в 2-х вариантах) в 4 классе — вынесены в отдельную тетрадь-вкладыш;
электронное пособие, содержащее учебные программы для уроков со 2 по 4 классы (на CD)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №
| Изучаемый раздел, тема учебного материала
| Кол-во часов
| Планируемые результаты
| Дата
| знания
| умения
| Личностные, метапредметные и результаты
| 1.
| 1.
| Повторение изученного материала Повторение изученного материала
| 1
| Правила техники безопасности
| Уметь выполнять правила
| критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
|
| 2
| Повторение изученного материала
| 1
| История развития вычислительной техники, виды информационных процессов, устройств
| Умение использовать ссылки при поиске
|
| 2.
| 3
| Алгоритмы и исполнители Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов
| 1
| История развития вычислительной техники, понятие алгоритм, исполнитель
| Уметь анализировать и делать выводы
| планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
|
| 4
| Примеры алгоритмов
| 1
| Алгоритмы в математике
| Уметь анализировать и делать выводы
|
| 5
| Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами".
| 1
| Виды алгоритмов, графический способ записи алгоритмов, линейные алгоритмы
| Уметь составлять алгоритмы
|
| 6
| Разветвляющиеся и циклические алгоритмы
| 1
| Разветвляющие и циклические алгоритмы
| Уметь графически записывать алгоритмы
|
| 7
| Контрольная работа
| 1
| Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы
| Уметь графически записывать алгоритмы
|
|
| 8
| Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти
| 1
| Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы
| Уметь находить и исправлять ошибки
| Разбор ошибок
|
| 9
| Знакомство с алгоритмическим языком стрелок
| 1
| Краткая и доступная форма записи простейших алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок, исполнитель и его характеристики
| Уметь работать с исполнителем «Колобок»
| моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
|
| 10
| Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы
| 1
| Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок
| Уметь работать с исполнителем «Колобок»
|
| 11
| Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы
| 1
| Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок
| Уметь работать с исполнителем «Колобок»
|
| 12
| Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы
| 1
| Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок
| Уметь работать с исполнителем «Колобок»
|
| 13
| Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Игра "Найди клад"
| 1
| Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов рисования симметричных изображений фигур и букв
| Уметь работать с исполнителем «Колобок»
|
| 14
| Подготовка к контрольной работе
| 1
| Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок
| Уметь работать с исполнителем «Колобок»
|
| 15
| Контрольная работа
| 1
| Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок
| Уметь работать с исполнителем «Колобок»
| Составление простейших программ
|
| 16
| Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти
| 1
|
| Уметь составлять алгоритмы
|
|
| 17
| Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы
| 1
| Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок
| Уметь составлять циклические алгоритмы
| планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
|
| 18
| Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы
| 1
| Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок
| Уметь составлять циклические алгоритмы
|
| 19
| Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы
| 1
| Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок
| Уметь составлять циклические алгоритмы
|
| 20
| Алгоритмический язык стрелок — пропедевтика вложенных циклов
| 1
| Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок, вложенные циклы
| Уметь составлять циклические алгоритмы
|
| 21
| Подготовка к контрольной работе
| 1
| Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок
| Уметь составлять циклические алгоритмы
|
| 22
| Контрольная работа
| 1
| Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок
| Уметь составлять циклические алгоритмы
|
|
| 23
| Исполнитель Колобок на линейке
| 1
| Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел
| Уметь составлять алгоритмы
| Составление алгоритмов.
|
| 24
| Исполнитель Колобок на линейке
| 1
| Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел
| Уметь составлять алгоритмы
| Составление алгоритмов.
|
| 25
| Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа
| 1
| Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел
| Уметь составлять алгоритмы
| освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
|
| 26
| Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет"
| 1
| Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость
| Уметь работать на координатной плоскости
|
| 27
| Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет"
| 1
| Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость
| Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами
|
| 28
| Алгоритмы работы на координатной плоскости
| 1
| Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость
| Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами
|
| 29
| Повторение изученного материала
| 1
| Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке
| Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем
|
| 30
| Подготовка к годовой контрольной работе
| 1
| Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке
| Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем
|
| 31
| Годовая контрольная работа
| 1
| Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке
| Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем
|
| 32
| Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти
| 1
| Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке
| Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем
|
| 3.
| 33-34
| Резерв (2 часа)
|
|
|
|
|
| |