Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11
Тема: Алгоритм.
Подготовка к контрольной работе
Урок информатики в 3-ем классе
Составила:
учитель информатики
Пронькина С.И.
г. Чебаркуль
Урок №6 Тема: Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе Цель:
Закрепить знания учащихся об основных алгоритмических структурах: линейные, с ветвлением, с циклом, с ветвлением и циклом. Закрепить умение составлять алгоритм по схеме и схемы по алгоритму. Совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов. Проверить знание и понимание детьми терминов «информатика», «информация», «алгоритм», «команда алгоритма», «схема алгоритма», «условные обозначения», «линейный алгоритм», «алгоритм с ветвлением», «условие», «циклический алгоритм».
Продолжить работу по развитию логического мышления, творческого воображения, памяти, речи.
Воспитывать ответственность, серьёзное отношение к работе, аккуратность при работе в тетрадях, при построении алгоритмов.
Оборудование: карточки (схема; условные обозначения; информация; виды информации; компьютер как средство получения, хранения, обработки и передачи информации; алгоритм; команда алгоритма; циклический алгоритм), наглядность (яблоки, деревья), тетрадь на печатной основе «Информатика в играх и задачах» 3 класс 1 часть, компьютер, проектор, интерактивная доска. Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте ребята. Садитесь. Начнём урок информатики и компьютерных технологий. Сегодня на уроке вы должны вспомнить всё, что мы знаем об алгоритмах и подготовиться к контрольной работе. Над какой темой мы работали на прошлых уроках? (Алгоритм)
Повторение
Что такое «Алгоритм»? (Порядок действий ведущих к цели)
Что такое «Команда алгоритма»? (Шаг алгоритма)
Какие команды принято писать в начале алгоритма? (Начало и конец)
Сколькими способами можно записать алгоритм? Какими? (3 способа: командами, схемой, условными обозначениями)
Как обозначаются команды «Начало» и «Конец» в схеме? (Начало – овалом, команда – прямоугольником)
Ребята, что такое информация? (Сведения об окружающем мире, которыми обладает человек)
С помощью каких органов человек получает информацию? (С помощью глаз, ушей, рук, носа, языка)
Какие виды информации по способу восприятия человеком вы знаете? (Зрительная, звуковая, тактильная, обонятельная, вкусовая)
Какие виды информации по способу представления вы знаете? (Текстовая, графическая, цифровая)
Что такое текстовая информация? (Информация, которая представлена с помощью букв, слов и предложений)
Что такое цифровая информация? (Информация, которая представлена с помощью цифр, чисел и числовых выражений)
Что такое графическая информация? (Информация, содержащаяся в рисунках, схемах, фотография и других изображениях)
Проверка домашнего задания
Проверка задания №22
В каком порядке нужно выполнять действия команд-подсказок? (1. Приди в лес или парк 2. Собери листья 3. Принеси листья домой 4. Возьми один лист 5. Осмотри лист 6. Засуши лист)
Назовите условие в этом алгоритме? (Лист хороший?)
Какое действие нужно выполнить, если условие не выполняется? (Выброси лист)
Есть ли в этом алгоритме цикл? (Есть)
Какие действия повторяются? (Возьми один лист, осмотри лист, лист хороший? Нет – выброси лист, да – засуши лист)
Почему? (Потому, что листьев много)
Какое действие может ни разу не выполняться? (Выброси лист, если все листья хорошие)
Подготовка к контрольной работе
Выполнение задания №23
Рассмотрите рисунок на странице 20. Что нужно сделать?
Что обозначают стрелки?
Выполните самостоятельно. (Один человек выполняет задание у доски)
Обменяйтесь тетрадями и сверьте с доской. Как был написан этот алгоритм? (Условными знаками)
Выполнение задания №24
Алгоритм «Отправь письмо» записан действиями, прочитайте их по порядку.
Получилось ли у вас выполнить задание? (Нет)
Почему? (Действия перепутались)
Ваша задача – пронумеровать по порядку действия алгоритма.
Прочитайте команды по порядку. (Читает один человек на отметку)
Составь схему к данному алгоритму. (Выполняет один человек у доски)
Выполнение задания № 25
Вспомните, какие действия нужно выполнить, если вы решили позвонить другу?
Как представлен алгоритм на рисунке? (В виде схемы)
Сосчитайте команды. Каких не хватает? (Снять трубку, набрать номер)
Есть ли в этом алгоритме условие? (Есть)
Обведите его. Как можно назвать данный алгоритм? (С ветвлением)
Какие команды могут выполняться несколько раз? (Набрать номер)
Дополните самостоятельно схему, вписывая пропущенные слова и дорисовывая стрелочки. (Один человек выполняет задание у доски)
Выполнение задания №27
Рассмотрите рисунок. Как называется алгоритм? (Собери урожай)
Прочитайте команды. (Один человек выполняет эти команды у доски)
Вы выполнили команды по порядку, сколько у вас получится яблок? (1)
Сколько нужно собрать яблок? (Все)
Что не хватает в алгоритме? (Повтора, цикла)
Какое условие можно поставить? (Есть ещё яблоки?)
Запишите условие в тетради и нарисуйте стрелки.
Сколько раз придётся повторить алгоритм для первого дерева? (5) Один человек выполняет эти команды у доски)
Собрали все яблоки? (Нет, остались яблоки на двух других деревьях)
Какое ещё условие нужно вписать в алгоритм? (Все деревья обошли? или Есть яблоки на других деревьях?)
Проверим, соберём ли мы теперь все яблоки. Один человек выполняет эти команды у доски)
Это дополнительный цикл, таким образом, в этом алгоритме два цикла. Для чего нужен первый цикл? (Чтобы собрать все яблоки с дерева)
Для чего нужен второй цикл? (Чтобы обойти все деревья)
Когда алгоритм закончится? (Если собраны яблоки со всех деревьев)
Выполнение задания №29
Рассмотрите рисунок. Что делает Янт? (Готовит салат)
Какие команды пропущены в этом алгоритме? (Возьми помидор, перемешай продукты в салате)
Запишите эти команды.
Внимательно прочитайте первое условие. Это условие ветвления или цикла? (Цикла, так как в зависимости от ответа повтор начинается либо нет)
Какие действия будут повторяться в этом цикле? (Возьми помидор, вымой помидор и положи его на тарелку, остались немытые помидоры?)
Покажите это на схеме. Один человек выполняет эти команды у доски)
Когда цикл прекратится? (Когда будут вымыты все помидоры)
Второе условие – условие цикла или ветвления? (Цикла, так как в зависимости от ответа повтор начинается либо нет)
Зачем в алгоритм включен ещё один цикл? (Для того, чтобы порезать помидоры)
Когда цикл прекратится? (Когда все помидоры будут порезаны)
Эти два цикла связаны друг с другом? (Нет, так как 1 – мыть помидоры, 2 – резать помидоры)
Чем интерес этот алгоритм? (В нём два цикла, не связанных друг с другом)
В каком алгоритме вы встречали связанные циклы? (Собери урожай)
Итог урока
Рефлексия
Над какой темой мы сегодня с вами работали? (Алгоритм)
Что такое «Алгоритм»? (Порядок действий ведущих к цели)
Что такое «Команда алгоритма»? (Шаг алгоритма)
Сколькими способами можно записать алгоритм? Какими? (3 способа: командами, схемой, условными обозначениями)
Какие команды принято писать в начале алгоритма? (Начало и конец)
Как обозначаются команды «Начало» и «Конец» в схеме? (Начало – овалом, команда – прямоугольником)
Что в схеме обозначается ромбом? (Условие)
Как называется алгоритм с условием? (Алгоритм с ветвлением)
Какой алгоритм называется линейным? (Алгоритм, действия которого выполняются друг за другом)
Ребята, что такое информация? (Сведения об окружающем мире, которыми обладает человек)
С помощью каких органов человек получает информацию? (С помощью глаз, ушей, рук, носа, языка)
Какие виды информации вы знаете? (Зрительная, звуковая, тактильная, обонятельная, вкусовая)
Выставление отметок
Домашнее задание
Дома выполните задания 26 на странице 21 и 28 на странице 23. В задании 26 вам нужно составить 2 вопроса на которые можно ответить «да» или «нет» и 2 вопроса на которые нельзя ответить «да» или «нет». В задании 28 вам нужно дополнить алгоритм с двумя связанными между собой циклами.
Дополнительное задание
Откройте страницу 28. Выполните диктант по клеточкам.
2↑, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1→, 2↓, 1←, 1↓, 3→, 1↑, 1←, 2↑.
4↑, 1←, 4↓, 2←, 4↑, 1←, 5↓, 7→, 5↑, 1←, 4↓, 2←.
1↓, 2→, 1↑, 1→, 4↑, 3←, 2↓, 6←, 2↓, 1→, 1↓, 2→, 1↑, 3→.
8→, 2↑, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 2↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 2↑, 8←, 2↑.
4↓, 1→, 2↑, 1→, 2↓, 1→, 2↑, 2→, 2↓, 1→, 2↑, 1→, 2↓, 1→, 4↑, 1→, 3↑, 1←, 1↓, 1←, 1↑, 1←, 3↓, 5←, 3↑, 1←, 3↓.
1←, 1↑, 2←, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 1↑, 1←, 3↑, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 2→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↑, 1→, 1↑, 2→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 3↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 2←, 1↓.
3→, 3↓, 1←, 1↓, 5→, 1↓, 4←, 13↓, 1→, 1↓, 2←, 9↑, 1←, 9↓, 2←, 1↑, 1→, 13↑, 4←, 1↑, 5→, 1↑, 1←, 3↑.
|