Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 155.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.02.2014
Размер155.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема урока: Основные промышленные способы получения металлов.

Комплексная цель урока: Сформировать понятие о металлургии; изучить основные промышленные способы получения металлов.

Задачи урока:

- обучающие:

- используя межпредметные и внутрипредметные связи сформировать представление об основных сырьевых источниках для

получения металлов;

- раскрыть суть основных способов получения металлов.

- развивающие:

- продолжить формирование представлений о роли металлов в современном обществе;

- продолжить формирование умений пользоваться справочными материалами, проводить сравнение, анализировать и делать выводы;

- расширить представление о научных принципах химического производства.

- воспитательные:

- продолжить формирование природоохранных и здоровьесберегающих знаний;

- содействовать экологическому образованию и воспитанию учащихся;

- содействовать патриотическому воспитанию учащихся;

- продолжить формирование знаний о целесообразном и экономически обоснованном подходе в химическом производстве веществ и

материалов;

- поддерживать постоянный интерес учащихся к приобретению новых знаний, используядля этой цели современные методы и приемы

подачи новой информации с помощью современных ТСО.

Тип урока: урок формирования знаний.

Методы и средства обучения: информационно-коммуникативный; частично-поисковый; эвристическая беседа; современные электронные

средства обучения

Оборудование: компьютер. мультимедийный проектор.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап


Приветствие, отметка отсутствующих.




2.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Прежде чем приступить к рассмотрению нового материала, давайте вспомним, что мы усвоили на прошлом уроке?

Теперь ответьте на вопрос, как определить местоположение металлов в ПС по группам и подгруппам?
Верно. Металлы занимают 80% ПС и принадлежат ко всем 4-м электронным семействам.

Скажите, по совокупности каких физических свойств можно отличить простые вещества металлы от неметаллов?


Мы рассмотрели общую характеристику металлов.


Если провести диагональ от бора к астату, то в левом нижнем углу будут находиться металлы. Они располагаются в I A группе( кроме Н); во II A группе ; в III А(кроме В); IV А это олово и свинец, в V A сурьма и висмут, в VI A полоний. Кроме того все элементы побочных подгрупп являются металлами, а также лантаноиды и актиноиды.


Металлы различаются по физическим свойствам, но все они: обладают металлическим блеском, непрозрачностью, ковкостью, пластичностью, тепло- и электропроводностью.


3.

Сообщение темы урока, цели, задач и мотивация учебной деятельности учащихся.

Именно ковкость и пластичность металлов были важнейшими свойствами, благодаря которым металлы начали активно использоваться человеком.

Первые сведения использования металлов в хозяйственной деятельности людей относятся к 4-3 тыс. до н.э. Это время называют медным веком или энеолитом (от лат. аeneus – медный и греч. lithos – камень)

Основное занятие населения - мотыжное земледелие, скотоводство и охота. В это время помимо каменных орудий появляются медные орудия.

Скажите, а в чем преимущество медных орудий труда перед каменными?

Историки считают медный век переходным периодом от каменного к бронзовому веку ( конец 4 начало 3 тыс. до н.э.)

В чем причина того, что постепенно бронза заменила чистую медь и именно из этого сплава начали изготавливать орудия труда и оружие?

Но со временем и бронза отошла на второй план. Сейчас бронзу используют для производства пружин, шестерней, часовых механизмов, художественных изделий. Бронза – это один из основных материалов скульпторов. Знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол также отлиты из сплава меди с оловом.

А вот когда человек научился получать температуру более 1500 С наступила эпоха изделий из железа и его сплавов – чугуна и стали. Это время стали называть железным веком, начало которого датируют с середины 1 тыс. до н.э.

А когда закончился железный век?

Наверное, условно можно сказать, что железный век продолжается и по сей день. Ведь примерно 9/10 из всех используемых металлов и сплавов – это сплавы на основе железа.

Ни одна сторона человеческой жизни не обходится на сегодняшний день без использования металлов и сплавов из них. В современном мире используют практически все известные металлы. О применении некоторых металлов мы говорили на прошлом уроке.

Учитывая большую значимость металлов, мы должны знать, как же их получают. Поэтому главная цель нашего урока – изучить основные промышленные способы получения металлов. Запишите тему урока «Основные промышленные способы получения металлов».

Это легкая обрабатываемость и легкость в обращении.

Медь - металл мягкий и легко деформируется, а бронза более прочная и твердая.


Учащиеся высказывают свои предположения.


4.

Актуализация знаний.

Можно ли, опираясь на положение металла в ряду активности, спрогнозировать, в каком состоянии он будет находиться в природе – в самородном виде или в виде соединений: оксидов, сульфидов, галогенидов, карбонатов, сульфатов и пр.

Совершенно верно. Активные металлы будут находиться в природе только в окисленной форме, а малоактивный металл золото, например, может встречаться в природе и в свободном состоянии.

Если большинство металлов находятся в природе в окисленной форме, сделайте вывод, какой процесс необходимо провести, чтобы можно было выделить металл из руды?

Верно. Нужно провести восстановление иона металла:




Ме n+ + n e  Ме 0

Какие восстановители вам известны на данный момент?



Да, можно. Чем активнее металл, тем больше вероятность того, что в природе он находится в виде соединений с различными элементами.
Необходимо провести процесс восстановления.

Водород, углерод, угарный газ.


5.

Введение материала с учетом закономерностей процесса познания.

Реализация этого процесса в металлургической промышленности может быть разной. Это зависит от активности получаемого металла и целесообразности данного способа с учетом экономических и экологических факторов. Что же такое металлургия?

Металлургия ( от греч. metallurgio – обрабатывать металлы) – это область науки, техники и производства, связанная с промышленным получением металлов из природного сырья.

Природное сырье, из которого получают металл, называют рудой.

Огромный вклад в развитие металлургии, становление ее как отдельной области науки внесли русские и советские ученые.

Павел Петрович Аносов (1799 - 1851)

Предложил новый метод получения стали, раскрыл секрет приготовления булатной стали, первым применил микроскоп для исследования внутреннего строения стали, положив начало микроскопическому анализу металлов.

Дмитрий Константинович Чернов

(1839 – 1921) - основоположник современного металловедения, основатель крупной научной школы русских металлургов и металловедов, способствовал превращению металлургии из ремесла в теоретически обоснованную научную дисциплину.

Иван Павлович Бардин

(1883 – 1960). Активный участник решения основных технических вопросов черной металлургии. Руководил проектированием крупных металлургических комбинатов, совершенствованием агрегатов, разработкой и внедрением непрерывной разливки стали и кислородно-конвертерного процесса.

А теперь обратите внимание на следующие уравнения химических реакций:
(1) FeO + H 2 = Fe + H 2 O (ж) – 21 кДж

(2) 3 FeO+2Al = 3Fe+Al2O3 - 882 кДж

ток

(3) 2 FeCl3 (расплав) = 2 Fe+3Cl2-Q

(4) 2 FeO + C = 2Fe + CO2+137 кДж

(5) FeO + CO = Fe + CO2 - 19 кДж
Подумайте и скажите, какой из способов может быть использован для получения железа в промышленности?

(1) способ – это электрометаллургический способ. Он достаточно дорогой. (2) способ – алюминотермия и (3) способ -водородотермия – также дорогие, т.к. получение восстановителей связано с большими экономическими затратами.

(4) – карботермия (восстановление углеродом). Используется редко, т.к. углерод взаимодействует с железом, образуя карбиды различного состава.

(5) – также карботермический способ, но восстановителем является оксид углерода (II). Именно этот способ лежит в основе производства чугуна. С экологической точки зрения процесс не является чистым, да и железо получается в виде сплава с углеродом, кремнием. Но этот способ наиболее дешевый.

А теперь остановимся более подробно на каждом способе получения металлов.

Итак, первый способ, который мы рассмотрим, называется ПИРОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ. Восстановление металлов в этом случае происходит при высокой температуре («пиро» - огонь). Частным случаем пирометаллургии является КАРБОТЕРМИЯ – восстановление металлов углеродом или угарным газом при высокой температуре. Карботермия используется в том случае, когда восстанавливаемый металл не образует с углеродом устойчивых карбидов. В частности этот способ часто применяют в цветной металлургии. Цветные металлы встречаются в природе часто в виде сульфидов. Так цинк содержится в руде, которую называют сфалерит или цинковая обманка (ZnS).

Восстановление цинка из такой руды происходит в несколько этапов:

1 этап - Обжиг руды
2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2

Подумайте и скажите, какие три важных вопроса необходимо решить в этом случае для достижения наилучших результатов обжига?


Для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо вспомнить и применить на практике основные научные принципы химического производства.

Какие условия увеличивают скорость химической реакции вообще и в нашем случае в частности?


Как можно увеличить концентрацию кислорода?

Верно. А можно ли увеличить концентрацию сульфида цинка в руде?

Оказывается, можно. Этот процесс называется обогащение руды, когда соединение, содержащее металл отделяют от пустой породы, т.е. неметаллической части руды. Получают при этом концентрат и хвосты.

Итак, мы сможем увеличить скорость реакции обжига, если увеличим концентрации исходных веществ данной гетерогенной реакции.
Чтобы ответить на вопрос, как увеличить производительность обжига, нужно вспомнить, как проводят обжиг серного колчедана в производстве серной кислоты.

Верно. Такие же печи применяют и при обжиге сульфидных руд цветных металлов. При этом происходит быстрое выгорание, увеличивается выход продуктов и уменьшается выход отходов. Используется принцип противотока: измельченный концентрат подается в печь сверху, а снизу - воздух, обогащенный кислородом.

Подумайте, как можно избежать загрязнения окружающей среды сернистым газом?
Верно. В производстве цветных металлов в качестве побочного продукта образуется до 80% сернистого газа SO2. Раньше его выбрасывали в воздух, причиняя огромный ущерб окружающей среде. Сейчас на комбинатах, производящих цветные металлы, SO2 улавливают и производят из него серную кислоту с очень низкой себестоимостью .
2 этап - Восстановление металла из оксида.

Образующийся оксид смешивают с углем и прокаливают.
ZnO + C = Zn + CO

В данном случае это возможно, так как цинк не образует прочного карбида.

Таким же образом из сульфидных руд получают медь, кадмий и некоторые другие металлы.
Второй разновидностью пирометаллургии является МЕТАЛЛОТЕРМИЯ. Это получение одних металлов с помощью других при высокой температуре.

Применяют его в том случае, когда металл невозможно восстановить с помощью угля, угарного газа или водорода. Причины могут быть различными: либо данный металл вступает во взаимодействие с восстановителем, либо с продуктами окислительно-восстановительного процесса, либо это слишком слабые восстановители.

В зависимости от металла-восстановителя различают:

А) алюминотермию

3 Rb2O + 2Al = 6Rb + Al2O3 + Q

Б) магнийтермию

TiO2 + 2Mg = Ti + 2MgO + Q

и другие способы.
Третьим частным случаем пирометаллургии является ВОДОРОДОТЕРМИЯ. Это восстановление металлов из их соединений с помощью водорода при высокой температуре.

МоО3 + 3Н2 = Мо + 3 Н2О (при t)
Для получения щелочных металлов в промышленном масштабе использовать металлотермию невыгодно, т.к. это достаточно дорогостоящий процесс (получение металлов-восстановителей, дорогостоящая аппаратура, предохраняющая металл от окисления). Поэтому активные щелочные металлы получают электролизом расплавов их солей (в основном хлоридов):

2 NaCl = 2Na + Cl 2 (условия: постоянный ток).

Это второй способ получения металлов в промышленности, и называется он ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИМ.


Рассмотрим третий способ получения металлов, получивший последнее время широкое распространение, – ГИДРОМЕТАЛЛУРГИЮ.

Суть метода заключается в следующем: руду обрабатывают кислотой. Затем из полученного раствора металл восстанавливают либо более активным металлом, либо с помощью электрического тока.

Преимущества метода:

  1. не нужно извлекать руду на поверхность;

  2. можно перерабатывать бедные руды (с небольшой массовой долей металла)

  3. возможна комплексная переработка руд (одновременное получение нескольких металлов, входящих в состав полиметаллической руды).


CuO + 2 HCl = CuCl2 + H 2 O
CuCl 2 (раствор) = Cu  + Cl 2  (ток)
CuCl2 (раствор)+Fe=FeCl2 + Cu 
В заключение беседы о способах получения металлов составим обобщающую схему «Классификация основных промышленных способов получения металлов» (Приложение 1)

Всякая хозяйственная деятельность человека связана с изменением и преобразованием окружающей среды.

Не всегда это воздействие бывает положительным. Вот некоторые экологические проблемы металлургии.

Предложите способы решения этих проблем:

  1. Получение 1 т железа сопряжено с извлечением до 10 т породы. А на марганцеворудных карьерах при добыче 1 т руды снимают до 40 т породы. Раньше вскрышные породы складывались в отвалы, которые занимали плодородную землю, загрязняли воздух и воду. В этих отвалах содержались: мел, мергель(СaCO3 + MgCO3 + глина), глинистые сланцы (SiO2+Al2O3+H2O).



  1. Горные разработки, особенно те, которые ведутся открытым способом, нарушают огромные площади пахотных земель.



  1. При выплавке 1 т алюминия используется 1500 м 3 воды

(1.150.000 литров). При этом промышленные воды загрязняются огромным количеством вредных веществ. Сброс такой отработанной воды в водоемы приведет к экологической катастрофе, а полная ее очистка на предприятии экономически не выгодна.


Учащиеся высказывают свои предположения.


  1. Процесс должен происходить быстро;

  2. Выход продукта должен быть максимальным, а количество отходов минимальным;

  3. Не загрязнять окружающую среду.


Увеличение концентрации реагирующих веществ.


Для обжига использовать воздух, обогащенный кислородом.

Серный колчедан измельчают и обжиг проводят в «печах для обжига в кипящем слое».
Его необходимо улавливать и использовать для производства серной кислоты.

Предполагаемые ответы

Из глинистых сланцев производят цемент, кирпич. Из песка - стекло и силикатный кирпич. Из каменных материалов - щебень для строительства дорог. Это называется комплексной эксплуатацией месторождений железной руды. Себестоимость строительных материалов, полученных из отходов, примерно в 5 раз ниже, чем из природного сырья.
Проводится рекультивация земель, нарушенных горными разработками. На территориях, отведенных под горные разработки, заблаговременно снимают и сохраняют слой чернозема. После выработки карьер заполняют породой, выравнивают поверхность, засыпают слоем чернозема. На восстановленных таким образом землях собирают полноценные урожаи зерновых культур.


Необходимо применить замкнутый цикл потребления воды. Воду максимально очищать от веществ, которые могли бы помешать металлургическому процессу и снова ее использовать.

6.

Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

  1. Перечислите способы получения металлов из природного сырья.




  1. Назовите черты сходства и различия в разных видах металлургии.


На (3) и (4) вопросы ответьте письменно (время на выполнение работы 5 минут)

  1. Определите способ получения металла и разновидность этого способа:


А) восстановление меди из медной руды куприта (Cu2O)
Cu2O + C = 2Cu + CO (при t)
Б) восстановление хрома из оксида хрома (III)
Cr2O3 + 2Al = 2 Cr + Al2O3 (при t)
В) восстановление вольфрама из оксида вольфрама (VI)
WO3 + 3H2 = W + 3 H2O (при t)
Г) получение натрия из расплава хлорида натрия:
2NaCl = 2Na + Cl2  (ток)
4. Какой из железосодержащих минералов экономически предпочтительнее использовать для получения железа с точки зрения содержания в руде нужного элемента: пирит FeS2, лимонит Fe2O3  2H2O, магнетит Fe3O4, гематит Fe2O3. Ответ обоснуйте, рассчитав массовую долю железа в соединениях.

Задачи на карточках

  1. Какой объём оксида углерода СО(II) потребуется (н.у.), чтобы восстановить железо, содержащееся в 960 т Fe2O3

  2. При взаимодействии водорода объёмом 11,2л (н.у.) с оксидом железа Fe3O4 образовалось железо массой 18г. Сколько процентов составляет данный выход от теоретически возможного?




Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия.

Сходство: проводят процесс восстановления металла.

Различия: в условиях проведения и восстановителе.

Пирометаллургия: карботермия


Пирометаллургия: металлотермия – алюминотермия

Пирометаллургия: водородотермия


Электрометаллургия – электролиз.


Пирит 46,6% железа;

Лимонит 57,1% железа;

Магнетит 72,4% железа;

Гематит 70% железа.

Предпочтительнее использовать магнетит.


7.

Анализ и оценка итогов работы

Подведение итогов урока. Комментирование оценок за работу на уроке.




8.

Определение и разъяснение домашнего задания.

§ 19 стр.79 – 84; вопросы на странице 88 №№ 5 – 6.












Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск