Скачать 127.38 Kb.
|
Е.А. Кудравец, учитель химии МОУ гимназия № 32 г. Калининград, 2010 г. Эффективность применения когнитивной технологии в обучении химии Вопреки давно сложившимся традиционным взглядам, содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям, поскольку даже их успешное усвоение не может обеспечить достижения всех целей обучения. Хорошо известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Кроме того, даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Современные исследования показывают, что обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей учащихся. Тогда, вероятно, получение знаний не должно стать самоцелью. Знания необходимы для осуществления интеллектуальной и практической деятельности, что ставит перед учителем проблему развития умений и навыков. Развитие умений у школьников важно вести таким образом, чтобы отрабатываемые способы деятельности не ограничивали мышление учащихся, а наоборот, подводили их непосредственно к творческому решению разнообразных учебных задач. Тогда сам процесс развития умений у учащихся можно рассматривать как способ достижения конечной цели – формирование творческой личности, легко ориентирующейся в современном информационном обществе, умеющей быстро найти правильное решение в новой производственной или жизненной ситуации. При этом высокий уровень развития во многом зависят от правильного воспитания внимания, памяти и в особенности мышления учащихся. Всё это подвигло меня обратиться к когнитивной технологии обучения. Когнитивная технология принадлежит к классу алгоритмических технологий, основанных на идее пооперационного управления познавательной деятельностью учащихся, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем. Не удивительно, что американцы предрекают когнитивным технологиям в самом ближайшем будущем гораздо большую популярность, нежели сегодня имеют нанотехнологии. Действительно, время меняет принципы и законы, ранее казавшиеся незыблемыми. Так известная поговорка «Кто владеет информацией – тот правит миром», сегодня устарела. На ее место, по мнению Cognitive Technologies пришло новое правило: «Кто умеет систематизировать информацию и из нее получать знания, тот правит миром!» Наша гимназия является экспериментальной площадкой по апробации когнитивных технологии обучения (автор технологий и научный руководитель эксперимента – М.Е. Бершадский, к.п.н., доцент кафедры образовательных технологий АПК и ППРО г. Москвы). С 2007 года я являюсь учителем экспериментатором, апробирую когнитивные технологии на уроках химии в химико-биологическом экспериментальном классе. Одно из важнейших преимуществ данной технологии – это опора на достаточно точные психолого-диагностические данные по каждому ребенку. В качестве основного диагностического инструмента выбран тест на определение структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра, позволяющий увидеть когнитивные причины неуспешности учащихся, связанных с пониманием предмета, переработкой информации. Используя тест Амтхауэра, можно выделить способности к гуманитарным, общественным, естественным, физико-математическим наукам, а также ряд специальных профессиональных способностей. Для успешного изучения химии на хорошем уровне должны быть 2, 3 и 4 субтесты (интуитивное понятийное мышление, понятийное логическое мышление, понятийная категоризация), и хотя бы средний уровень по 1 субтесту (общая осведомленность), а для медицины - еще и хороший уровень по 8, 9 субтесту (пространственное мышление, логическая оперативная память). Если подросток не научился осмысливать, обобщать и систематизировать информацию, то ему остается только «зубрить». Старательные ученики так и делают, на это у них уходит все больше и больше времени. Постепенно объемы запоминания возрастают настолько, что удерживать всю информацию с помощью ассоциативной памяти оказывается уже невозможно. Большинство школьников в этом случае либо перестают учить уроки, либо, продолжая заучивать, доводят себя до крайних стадий переутомления. В обоих случаях успеваемость резко снижается. Логическая память может не сформироваться в том случае, если слабо развито понятийное мышление. Часто само наличие сильной примитивной памяти тормозит развитие не только понятийного мышления, но и мышления вообще. На базе развитого понятийного мышления может формироваться полноценное абстрактное мышление, которое поднимает функционирование интеллекта в целом на качественно более высокий уровень. Возникает новый, более совершенный его тип. При этом в несколько раз возрастают скорость и точность переработки информации, проникновение в ее суть, поскольку изменяется сам принцип ее восприятия. При наличии абстрактного мышления для понимания сути не требуется накопления знаний, система закономерностей и связей улавливается по мере ознакомления с новой информацией. Возникающее понимание сразу целостно и системно, даже если информация подается не целиком, а порциями. Результаты входящего мониторинга учащихся экспериментального 8-го химико-биологического класса в 2007 г. указали на то, что у детей показатели субтестов в большинстве средние и хорошие, значит, ожидать высоких результатов по химии в этом классе не приходится. В классе не было практически ни одной «звездочки». После тестирования и обработки результатов были два года целенаправленной работы по развитию у ребят самостоятельного, нешаблонного мышления в нахождении способов решения встающих перед ними задач, творческой активности. Как обучить приёмам запоминания материала? «Прочти написанное сто раз – истина сама войдёт в тебя» - гласит японское правило учения. Усвоение неизбежно основано на понимании. Но и одного понимания мало, необходимо, чтобы понятое было прочно усвоено. Как соединить эти два подхода? Один из путей – алгоритмизация процесса обучения. Она требуют реализации специфических умственных действий, обязательного осознания объектов действий и смысла операций над ним. При изучении процедурной информации использовались такие алгоритмы, как:
Так же применялись алгоритмические предписания, допускающие оперирование не только объектами знаковой природы, но и в большей степени содержанием, смыслом операций. Алгоритм описания химического элемента
Многократная отработка алгоритма процедурной информации помогает учащимся развивать информационные и оргдеятельностные компетенции. Для усвоения декларативной и процедурной информации необходимо организовать работу по многократной логической переработке поступающей информации. Средствами глубокой логической переработки информации являются специально сконструированные задания на основе психологических методик, предназначенных для диагностики уровня интеллектуального развития. За два года работы в эксперименте был наработан большой дидактический материал по диагностике, составленный на основе психологических методик. Приведу примеры наиболее эффективных методик, применяемых мною на уроках:
Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему. Даны: Ca(OH)2, NaOH, HClO, Mg(OH)2, Ba(OH)2, H2SO4, H2CO3, KOH, H2SO3, K2O, CaO, Ag2O, HNO3, NO, CO, P2O5, H2SiO3, CO2. Разделите указанные вещества на 1) две группы, 2) три группы, 3) четыре группы. (высокий уровень). Разделите указанные вещества на 1) оксиды и гидроксиды, 2) оксиды, основания и кислоты, 3) солеобразующие оксиды, несолеобразующие оксиды, основания и кислоты. (средний уровень). Разделите указанные вещества по классам (низкий уровень)
Какая из реакций не может быть использована для получения карбоната бария: А) BaCl2(р-р) + Na2CO3(р-р) → B)* BaCl2(р-р) + CO(г.) → C) Ba(OH)2(р-р) + CO2(г.) → D) Ba(OH)2(р-р) + Na2CO3(р-р) → * - правильный выбор.
Выберите утверждения, характеризующие свойства кислорода: А) легче воздуха и хорошо растворим в воде; Б) легче воздуха и плохо растворим в воде; В)* тяжелее воздуха и хорошо растворим в воде; Г) тяжелее воздуха и плохо растворим в воде. * - правильный ответ.
Укажите обобщающее определение для следующих пар понятий, указанных в левом столбце таблицы. Свои предложения запишите в правом столбце.
Ответы: 1. Реакции присоединения 2. Непредельные углеводороды 3. Гомологи 4. Изомеры
Вставьте пропущенную формулу: Ca → CaO → Ca(OH)2 S → SO2 → …(H2SO3) Na → …(Na2O) → NaOH
Установите соответствие: Кислота Формула
г) H2SO3 Ответы: 1- в; 2 - г; 3- а
Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на __(электролиты)__ и __(неэлектролиты)__. Процесс распада электролита на ионы называется __(электролитической)__ __(диссоциацией)__. В растворах электролиты диссоциируют на __(положительные)__ и __(отрицательные)__ ионы. По степени электролитической диссоциации электролиты делятся на __(сильные)__ и __(слабые)__.
«…Азот образует несколько соединений с водородом, из них наибольшее значение имеет аммиак. Это бесцветный газ, без запаха, почти в два раза тяжелее воздуха, хорошо растворимый в воде. Водный раствор аммиака называется нашатырём. В химическом отношении аммиак довольно активен, он вступает во взаимодействие со многими веществами, проявляя при этом как окислительные, так и восстановительные свойства. Водный раствор аммиака в воде проявляет кислотные свойства и не изменяет окраску фенолфталеина. При взаимодействии аммиака с кислотами образуются соли аммония. Это твёрдые кристаллические вещества, плохо растворимые в воде. При нагревании они разлагаются с образованием кислорода. Соли аммония находят широкое применение в народном хозяйстве, большая часть из них используется для получения азотной кислоты» (ошибки выделены в тексте)
А) Все соли – твёрдые вещества. Хлорид натрия – соль. Следовательно, хлорид натрия - __(твёрдое вещество)__. Б) Кислоты реагируют со щелочами. Гидроксид натрия – щелочь. Следовательно, гидроксид натрия – __(реагирует с кислотами)__.
За минуту вставьте пропущенные вещества, расставьте коэффициенты: CuCl2 + … = AgCl + … CuO + … = Cu(NO3)2 + … … + Al = AlCl3 + …
Даны понятия: вещества, постые вещества, сложные вещества, металлы, неметаллы, гидроксиды, кислоты, основания, амфотерные гидроксиды, соли, оксиды. Предложенные понятия представьте в виде графической схемы, приведите примеры формул для каждого понятия. Два года кропотливой работы в экспериментальном химико-биологическом классе привели к успеху. Один из первых результатов применения когнитивной технологии обучения – повышение мотивации учащихся к учебе. Важна не только мотивация, но и результат овладения учащимися предметными навыками и умениями. Поэтому регулярно проводился предметный мониторинга качества знаний. Диаграмма наглядно показывает стабильное повышение качества обучения, овладение учащимися предметными навыками в 9 классе. Помимо предметного мониторинга, данные независимого когнитивного мониторинга, проведённого психологом, гимназии подтверждают эффективность применения данной технологии. Все показатели интеллекта стали выше.
Таблица 1. Сравнительные результаты предметного мониторинга по химии экспериментального 9 «в» класса на начало и конец 2008-2009 учебного года. Динамика интеллектуального развития в 9 «в» классе. Рис.1 Анализ и обобщение информации на начало эксперимента и в конце 2008-2009 учебного года. Рис.2. Математические задачи на начало эксперимента и в конце 2008-2009 учебного года. Рис.3.Логическое мышление (задания на аналогии) на начало эксперимента и в конце 2008-2009 учебного года. Рис.4.Числовые ряды на начало эксперимента и в конце 2008-2009 учебного года Это не только моя заслуга, но и заслуга других учителей, работающих в этом классе по данной технологии. На мой взгляд, когнитивный мониторинг дает колоссальную пользу всему процессу обучения. Во-первых, позволяет получить очень подробную картину индивидуальных интеллектуальных способностей каждого учащегося, следовательно, дает возможность разработать индивидуальную стратегию и траекторию его развития, выбрать нужные формы и методы обучения. Во-вторых, результаты этого мониторинга можно использовать при профилизации процесса обучения. Методики, применяемые в когнитивной технологии, позволяют ребенку с удовольствием учиться, а значит быть успешным. Комфортная психологическая атмосфера на уроке создаётся при помощи посильных заданий, доступного для каждого ученика изложения материала и индивидуального подхода. Обучение учащихся с учётом уровня развития всех структурных компонентов их интеллекта делает этот процесс личностно - ориентированным, а поэтому эффективным. В современном уроке самое важное, организовать познавательную деятельность учащихся, пробудить работу мысли, запустить процесс поиска и принятия решений. Как итог - ребята становятся более успешными, толерантными, ответственными за свою учебу, склонны к сотрудничеству и совместной деятельности. Если учащиеся на уроке чему-то реально научились, а при этом напряженно мыслили, размышляли, добывали сами информацию и работали с ней – это профессиональная удача учителя. |