Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии
3 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова и в соответствии с образовательной программой «Художественный труд и изобразительное искусство» (автор Б. М. Неменский).
Тематический план ориентирован на использование:
– Проснякова Т. Н. Уроки мастерства: учебник-тетрадь. 3 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2005.
Цели обучения технологии:
– развитие художественно-творческих способностей;
– наличие представления об отличительных признаках и художественных особенностях изделий ведущих центров художественных промыслов;
– формирование знаний о видах и свойствах современных материалов, подходящих для использования в прикладном творчестве;
– овладение различными способами соединения деталей из бумаги и картона;
– ознакомление с новыми приемами обработки известных материалов.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
CD «Детский энциклопедический словарь»;
CD «Дымковская игрушка» и др.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны
и м е т ь общее представление:
об истории возникновения различных ремесел, материалов и инструментов;
об изготовлении глиняных и деревянных игрушек;
о видах и свойствах современных материалов.
з н а т ь:
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
название и назначение инструментов для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
приемы разметки;
способы соединения деталей из бумаги и картона;
у м е т ь:
понимать рисунки, схемы, эскизы;
определять названия деталей и материал для их изготовления;
определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;
выполнять новые приемы моделирования и обработки материалов, предложенные программой, повторяя представленный образец.
Технология
3 класс. Тематическое планирование № п/п
| Система уроков
| Педагогические средства
| Вид
деятельности учащихся
| Задачи. Планируемый результат и уровень освоения
| Информа-
ционно-методическое обеспечение
| Компетенции
| Учебно-познавательная
| Информационная
| Базовый уровень
| Повышенный уровень
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1–2
| Техника безопасности и приемы работы. Бумага и картон. Из истории бумаги
| Урок-беседа
| Фронтальная
| Знать:
– термины, обозначающие технику изготовления объектов, и их значение;
– историю изобретения бумаги. Р, К, ЛС
| Владеть разными при-емами разметки деталей из бумаги и ткани. Знать современные виды бумаги и их свойства. Р, К, ЛС
| Уметь извлекать информацию из раз-личных источников
| Нагибина, М. И. Хитрости бумаги: справочное пособие
| 3–4
| Художественное моделирование из бумаги путем сгибания. Схемы оригами. Условные обозначения
| Объяснение нового материала
| Групповая
| Уметь складывать бумагу.
Знать условные обозначения. Р, К, ЛС
| Уметь читать разные виды разметки. Р, К, ЛС
| Уметь работать с таблицами и схемами
| Проснякова, Т. Н.
Уроки мастерства: учебник-тетрадь
| 5–6
| Конструируем из модулей. Бумажный конструктор. Звездочка
| Урок-практикум
| Парная
| Уметь самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при работе с бумажным конструктором. Р, К, ЛС
| Уметь соединять модули различными способами, получать объемные фигуры.
Р, К, ЛС
| Уметь работать с различными модулями
| 7–8
| Складываем из прямоугольника. Стрелочка
| Урок-практикум
| Индивидуальная
| Уметь работать по схеме и алгоритму. Р, К, ЛС
| Научить получать двухцветный модуль. Р, К, ЛС
| Уметь работать с таблицами и схемами
| 9–10
| Складываем, а затем вырезаем. Золотая рыбка
| Наблюдение, практикум
| Фронтальная
| Научить путем складывания получать объемные фигуры. Р, К, ЛС
| Усовершенствовать навыки работы при вы-резании и складывании.
Р, К, ЛС
|
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 11–12
| Складываем модули для украшения поверхностей
| Урок-практикум
| Групповая
| Научить изготовлять панно. Р, К, ЛС
| Пробовать учиться изготовлять рельефные узорчатые картины
из разных модулей. Р, К, ЛС
| Уметь работать
с разными панно
| Энциклопедия «Панно»
| 13–14
| Старинное японское изделие. Сундучок санбо
| Урок-практикум
| Фронтальная
| Уметь изготовлять изделие путем складывания. Р, К, ЛС
| Знать об особенностях японской техники при изготовлении изделий.
Р, К, ЛС
| Уметь работать
со справочной литературой
| Энциклопедия «Японская культура»
| 15–16
| Вырезание и аппликация. Из истории ножниц. Выпуклая аппликация из бумажных полосок
| Объяснение нового материала
| Групповая
| Знать историю создания ножниц, их применение, различные виды.
Уметь выполнять аппликацию из вырезанных деталей. Р, К, ЛС
| Уметь соединять детали из полосок разными способами. Р, К, ЛС
| Уметь извлекать информацию
из различных источников
| Проснякова, Т. Н.
Уроки мастерства: учебник-тетрадь
| 17–18
| Симметричное вырезание. Знакомые насекомые
| Урок-практикум
| Парная
| Уметь использовать свойства симметрии при вырезании деталей из бумаги. Р, К, ЛС
| Знать особенности
работы с ножницами
при вырезании. Р, К, ЛС
| Уметь работать с на-глядными пособиями и дополнительной литературой
| Энциклопедия «Насекомые»
| 19–20
| Наряд для баночки
| Индивидуальная
| Уметь превращать одну форму в другую, более усовершенствованную. Р, К, ЛС
| Уметь работать
с наглядными пособиями
| Проснякова, Т. Н.
Уроки мастерства: учебник-тетрадь
| 21–22
| Выпуклая прорезная аппликация. Работа с канцелярским ножом
| Объяснение нового материала
| Фронтальная
| Уметь делать прорези и сгибы. Р, К, ЛС
| Знать особенности работы с канцелярским ножом; технику изготовления выпуклых аппликаций. Р, К, ЛС
| Уметь работать с таблицами и схемами
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 23–24
| Прорези с переворотами
и по криволинейному контуру. Панда
| Проблемное задание
| Групповая
| Уметь выполнять различные изделия, используя приемы прорези. Р, К, ЛС
| Знать особенности работы с криволинейным контуром. Р, К, ЛС
|
| Проснякова, Т. Н.
Уроки мастерства: учебник-тетрадь
| 25–26
| Соединяем в цепочку без клея. Гирлянда «Елочка»
| Урок-практикум
| Индивидуальная
| Уметь вырезать детали для изготовления цепочной гирлянды. Р, К, ЛС
| Знать особенности работы с бумагой без клея. Р, К, ЛС
|
|
| 27–28
| Соединение деталей с помощью проволоки
| Объяснение нового материала
| Фронтальная
| Уметь соединять детали при помощи проволоки. Р, К, ЛС
| Знать особенности работы с медной проволокой. Р, К, ЛС
| Уметь извлекать информацию из раз-личных источников
|
| 29–30
| Аппликация из цельных нитей
| Урок-практикум
| Фронтальная
| Уметь выполнять аппликации из ниток. Р, К, ЛС
| Уметь создавать свои аппликации с использованием различных узоров. Р, К, ЛС
| Уметь извлекать информацию из различных источников
| Нагибина, М. И. Чудеса для детей
из ниток: спра-
вочное пособие
| 31–32
| Аппликация из скрученных ниток
| Парная
| Уметь выполнять раз-личные аппликации, используя скрученные нити. Р, К, ЛС
| 33–34
| Аппликация из резаных нитей. Одуванчик
| Индивидуальная
| Уметь изготовлять заготовки круглой
и прямоугольной формы.
Р, К, ЛС
| Уметь работать
с шаблонами
| 35–36
| Жилища разных народов
| Мини-исследование
| Парная
| Знать особенности жилищ разных народов.
Р, К, ЛС
| Уметь применять полученные знания
на практике. Р, К, ЛС
| Уметь работать
со справочной литературой
|
| 37–38
| Аппликация из сжатой ткани
| Урок-практикум
| Групповая
| Овладеть приемом изготовления сжатой поверхности. Р, К, ЛС
| Создать аппликацию, используя данную технологию. Р, К, ЛС
| Уметь работать по алгоритму
| Проснякова, Т. Н.
Уроки мастерства: учебник-тетрадь
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 39–40
| Нитяная графика. Натяжения нитей на поверхности
и через сквозное отверстие
| Проблемное задание
| Фронтальная
| Уметь выполнять графический рисунок из нитей. Р, К, ЛС
|
|
|
| 41–42
| Макраме и другие виды плетения. Из истории узлов. Вязание узлов. Узел «Конструктор»
| Урок-практикум, беседа
| Фронтальная
| Уметь вязать различные виды узлов. Р, К, ЛС
| Знать историю использования различных узлов.
Р, К, ЛС
| Уметь извлекать информацию из различных источников
| Справочник «Виды узлов»
| 43–44
| Макраме. Одинарный плоский узел. Брелок
| Урок-практикум
| Парная
| 45–46
| Двойной плоский узел. Наряд для карандаша
| Индивидуальная
| 47–48
| Обработка тканей. Виды тканей
| Исследование
| Групповая
| Знать основные виды тканей и формы их обработки. Р, К, ЛС
| Уметь подбирать ткань
с необходимыми качествами в зависимости от назначения изделия.
Р, К, ЛС
| Уметь работать
со справочной литературой
| Справочник «Ткани»
| 49–50
| Салфетки для праздничного стола
| Урок-практикум
| Парная
| Уметь выполнять раз-личные способы раскладывания тканевых и бумажных салфеток. Р, К, ЛС
| Уметь создать свои виды раскладывания бумажных и тканевых салфеток.
Р, К, ЛС
| Уметь работать по алгоритму
| Энциклопедия «Этикет»
| 51–52
| Виды швов. Шов «ручная строчка», «стебельчатый шов»
| Объяснение нового материала
| Фронтальная
| Знать назначение различных швов и способы их выполнения. Р, К, ЛС
| Уметь создать рисунок с данными швами. Р, К, ЛС
| Проснякова, Т. Н.
Уроки мастерства: учебник-тетрадь
| 53–54
| Тамбурные швы
|
| Парная
|
|
| 55–56
| Пришивание пуговиц
с ушком
| Урок-практикум
| Индивидуальная
| Уметь пришивать пуговицы с ушком. Р, К, ЛС
| Уметь создать аппликацию из пуговиц. Р, К, ЛС
| Окончание табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 57–58
| Пластилин. Из истории глиняной игрушки
| Объяснение нового материала
| Парная
| Знать свойства пластилина и его особенности. Р, К, ЛС
| Знать о способах изготовления глиняных игрушек. Р, К, ЛС
| Уметь работать
со справочной литературой
| Энциклопедия «Дымковские игрушки»
| 59–60
| Расписной пластилин, полученный раскатыванием. Фактурная поверхность пластилина
| Урок-практикум
| Парная
| Знать приемы раскатки при выполнении узоров.
Уметь получать разные оттенки одного цвета путем смешивания. Р, К, ЛС
| Уметь подобрать узоры одежды в стиле народной игрушки. Р, К, ЛС
| Уметь извлекать информацию из раз-личных источников
|
| 61–63
| Комбинированные работы из различных материалов. Из истории матрешки
| Практикум
| Индивидуальная
| Знать историю возникновения матрешки, виды матрешек. Р, К, ЛС
| Уметь создать свою матрешку. Р, К, ЛС
| Уметь работать
со справочной литературой
|
| 64–65
| Уборка дорожки школьного двора
| Практикум
| Парная
| Уметь проявлять дизайнерские, оригинальные оформительские способности в украшении школьной территории. Р, К, ЛС
|
|
|
| 66–68
| Уборка территории школы
| Практикум
| Групповая
|
|
|
| |