ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Бензол и его гомологи. Свойства бензола и его гомологов»
ФИО (полностью) Василюк Елена Алексеевна
Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа№6» г. Балашихи Московской области
Должность Учитель
Предмет Химия
Класс 10
Тема и номер урока в теме «Ароматические углеводороды». Первый урок в теме (всего 1 по теме).
Базовый учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. 10 класс: Москва. Издательство «Просвещение», 2011 год.
Цель урока: изучить состав, строение, свойства аренов на примере бензола и его соединений, используя электронные образовательные ресурсы
Задачи:
обучающие
сформировать знания учащихся об ароматических углеводородах, их получении, свойствах и применении;
продолжить обучение учащихся работе с компьютерными тестами, используя электронные учебные модули контрольного типа;
совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения;
продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при наблюдении химического эксперимента;
развивающие
развивать наблюдательность, память (при работе с ЭОР);
развивать умение сравнивать (сравнение свойств гомологов бензола);
развивать информационную культуру, а также продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации.
воспитательные
научить учащихся обобщать и делать выводы;
продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе представлений о применении ароматических углеводородов;
расширить представление учащихся о влиянии аренов на окружающую среду и здоровье человека.
Тип урока: урок получения новых знаний
Метод обучения: словесные, наглядные, практические
Форма работы с учащимися: фронтальная, самостоятельная работа с последующей самопроверкой, наблюдение; диагностическая.
Средства обучения: технические (ЭОР); бумажные: учебник, карточки с заданиями.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран).
Уровень подготовленности класса: средний
План урока
Организационный момент – 2 минуты
Актуализация знаний - 8 минуты
Изучение нового материала - 20 минут
Закрепление знаний – 13 минут
Информация о домашнем задании – 2 минуты
Структура и ход урока
Таблица 1
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| 1.
| Организационный
|
| Приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание учащихся, объявляет тему и цель урока. Сообщает план урока.
| Записывают дату, тему и план урока
| 2 мин.
| 2.
| Подготовка учащихся к активному усвоению знаний (актуализация знаний)
|
| Предлагает решить задачу на вывод формулы органического вещества, проверяя навыки решения задач.
1 вариант:
В 1825 году Майкл Фарадей открыл в светильном газе углеводород состава: С-92,3%, а Н -7,7%. Плотность его паров по воздуху составляет 2,69. Определите молекулярную формулу вещества?
2 вариант:
При сжигании 2,5 г вещества выделилось 8,46 г углекислого газа и 1,73 г воды. Масса 1 л вещества (н.у.) составляет 3,5 г. Определите молекулярную формулу вещества? Сообщает о том, что в результате решения задач было получено одно и то же вещество, формула которого С6Н6. Предлагает вместе составить структурную формулу. Сообщает тему урока.
| Работают по вариантам.
Самостоятельно решают, оформляя решение задачи в тетради.
Сообщают результат учителю.
Предлагают различные варианты структурных формул полученного вещества.
Записывают тему урока в тетрадь.
| 8 мин.
| 3.
| Изучение нового материала
| №1 Изучение физических свойств бензола (№33720) №2 Изучение отношения бензола к бромной воде и раствору перманганата калия (№33721)
№3 Нитрование бензола (№33651)
№4 Горение бензола (33649)
№5 Хлорирование бензола (№33723)
| Предлагает учащимся дать определение ароматических углеводородов, используя учебник. Предлагает ознакомиться с физическими свойствами бензола, посмотрев видеофрагмент. Предлагает вспомнить понятие качественной реакции, просмотреть видеофрагмент и сделать вывод.
Предлагает просмотреть видеофрагменты, характеризующие химические свойства бензола и охарактеризовать взаимосвязь химических свойств бензола с его строением.
Чем бензол отличается от предельных и непредельных углеводородов?
| Дают определение ароматических углеводородов, пользуясь учебником. Просматривают видеофрагмент, Записывают в тетрадь физические свойства, характерные для бензола.
После просмотра опыта делают вывод о том, что данные реакции не протекают, т.к. не происходит обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия. Вспоминают понятие качественной реакции.
Последний опыт показывает сходство бензола с классом алканов, поскольку они также не обесцвечивают раствор марганцовки и бромную воду. Очевидно, это обусловлено особым строением бензола.
Просматривают видеофрагменты, записывают уравнения химических реакций. Называют реакции замещения, присоединения, галогенирование, нитрование, хлорирование, горение.
Сравнивают химические свойства предельных, непредельных и ароматический углеводородов.
Предлагают свои варианты ответа на вопрос.
Делают вывод, что по химическим свойствам бензол занимает промежуточное положение между предельными и непредельными углеводородами. Бензол вступает в реакции замещения, которые протекают у бензола легче, чем у предельных угеводородов, а реакции присоединения намного труднее, чем у непредельных.
| 20 мин.
|
| Закрепление знаний
| №6 Тесты по теме «Арены»
| Предлагает выполнить самостоятельную работу с использованием ЭОР:
Дает инструктаж перед выполнением работы.
| Работают на компьютерах.
Отвечают на вопросы теста.
| 13 мин.
|
| Этап информации о домашнем задании и инструкции по его выполнению
|
| Даёт домашнее задание: &&14,15, задачи 2,4, стр. 67, комментирует задание.
Подводит итоги урока, выставляет отметки
| Записывают домашнее задание. При необходимости задают вопросы учителю.
| 2 мин.
|
Приложение к плану-конспекту урока
Бензол и его гомологи. Свойства бензола и его гомологов
(Тема урока)
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|