Шаблон «Визитной карточки» проекта
Автор проекта
| Фамилия, имя, отчество
| Глухова Диана Евгеньевна
| Город, область
| Саратовская область, г. Балаково
| Номер, название школы
| МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Балаково, Саратовская область
| Описание проекта
| Название темы вашего учебного проекта
| Системы счисления - урок игра | Краткое содержание проекта
| В проекте дети знакомятся с историей возникновения различных систем счисления, ищут ответ на вопросы «Почему люди считают в десятичной системе счисления, а компьютеры – в двоичной?», основные задачи: формировать умение отличать одну систему счисления от другой, формировать навык перевода чисел из одной с.с. в другую, формировать умение выполнять арифметические действия в разных системах счисления.
| Предмет(ы)
| В рамках данного проекта изучается тема «Системы счисления» по предмету «Информатика». Основные понятия и термины: системы счисления, виды систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, связь между двоичной и шестнадцатеричной системами счисления, особенности двоичной арифметики, правила арифметических действий в других системах счисления, навыки работы на ПК, программное обеспечение ПК.
| Класс(-ы)
| 9 классы
| Приблизительная продолжительность проекта
| На изучение данной темы в 9 классе отводится 6 часов.
| Основа проекта
| Образовательные стандарты
| Формируемые компетенции:
ценностно-смысловые компетенции: умение формулировать собственные учебные цели данной темы, принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером в группе, принимать решение в случае нестандартной ситуации, нести ответственность за выбор).
общекультурные компетенции: понимание места информатики в системе других наук: математики, физики, истории; применение знаний, полученных в данной теме, в другой деятельности, в повседневной жизни;
учебно-познавательные: знание определений изучаемых понятий системы счисления, видов систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд; умение задавать вопросы к изучаемым фактам, выбирать необходимые алгоритмы для перевода из одной системы счисления в другие: перевод в десятичную систему счисления, из десятичной системы счисления, перевод дробных и смешанных чисел, перевод целых и смешанных чисел из двоичной в восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно, овладение измерительными навыками;
информационные: владеть навыками работы со справочной литературой; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; владеть навыками использования технических устройств ПК и программного обеспечения.
коммуникативные: уметь организовываться, представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.
компетенции личностного самосовершенствования: владеть навыками оценки и самооценки
За данное количество уроков у учащихся по программе должны быть сформированы навыки: представление числовой информации в различных системах счисления; компьютерное представление числовой информации; перевода числа из одной системы в другую и обратно, освоение способов сложения и вычитания в двоичной системе счисления.
Основные понятия и термины: системы счисления, виды систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, связь между двоичной и шестнадцатеричной системами счисления, особенности двоичной арифметики, правила арифметических действий в других системах счисления, навыки работы на ПК, программное обеспечение ПК.
| Планируемые результаты обучения
| После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: работать со справочной литературой, принимать решения в нестандартной ситуации, всеми вышеперечисленными понятиями «Системы счисления, виды систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд» и оперируют ими; знают различие между позиционными и непозиционными системами счисления, знают алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, умеют переводить целые, дробные и смешанные числа из одной системы счисления в другие, используя алгоритмы перевода, выполняют арифметические операции с двоичными числами, решают примеры и задачи в других позиционных системах счисления, занимательные задачи.
Реализованы следующие задачи проекта:
предметные:
- систематизировать и обобщить ЗУН учащихся при изучении тем «Позиционные, непозиционные системы счисления», «Перевод чисел из одной системы счисления в другие», «Арифметические операции в двоичной системе счисления»;
- повторить алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие: перевод в десятичную систему счисления, из десятичной системы счисления, перевод дробных и смешанных чисел, перевод целых и смешанных чисел из двоичной в восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно;
- подготовить учащихся к итоговой контрольной работе по теме «Системы счисления»
метапредметные:
- развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач);
- развивать коммуникативные способности при работе в группе, формировать умение самооценки.
личностно-ориентированные:
- повышать уровень информационной культуры, мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий;
- формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников;
- воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос
| Почему они так считают?
| Проблемные вопросы учебной темы
| Почему непозиционные системы счисления не используют для выполнения арифметических действий?
Когда 2*2=100?
| Учебные вопросы
| Что такое система счисления?
Какие существуют способы записи чисел?
Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных?
Какие наиболее известные системы счисления существуют и почему?
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| вопросы (входная диагностика в форме математического диктанта);
листы самооценки
| лист продвижения в проекте;
журналы работы групп;
вопросы (текущий контроль в форме теста);
лист самооценки продуктов проекта (вики-статей, презентаций, буклетов)
| портфолио;
конференция учащихся
| Описание методов оценивания
| В начале проекта учителем проводится оценивание начальных знаний и умений учащихся с помощью фронтальной беседы, математического диктанта. Учащимся представляется план проведения проекта, критерии оценивания их творческих работ (презентаций, буклетов, вики-статей), даются инструкции по заполнению листов продвижения в проекте, журналов работы групп.
В процессе работы каждой группы заполняются листы продвижения в проекте, в которых отмечаются выполненные задания, фиксируются выводы учащихся, происходит самооценка выполненных заданий и журналов работы группы, где учащиеся оценивают работу всей группы в целом, также учащиеся пишут сообщения в блог, где оценивают ход реализации проекта в целом. Соответствие уровня математической подготовки учащихся требованиям стандарта по теме "Последовательности" устанавливается по итогам выполнения теста и проверочной работы, устного зачета по теоретическому материалу. Завершающим этапом участия учащихся в проекте станет презентация на ученической конференции итогов самостоятельной работы в форме буклета, мультимедийной презентации, вики-статей. Презентация оценивается в соответствии с критериями участниками группы (самооценка), участниками других групп и учителем (внешнее оценивание).
По окончании проекта учитель совместно с учащимися анализирует листы продвижения и журналы работы групп, сообщения в блоге, планирует, при необходимости, работу по устранению пробелов в знаниях.
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| К началу реализации проекта учащиеся должны
знать:
- основные определения;
- решать типовые задачи по теме «Развернутый вид числа»;
- создавать презентации, буклеты;
- самостоятельно находить необходимую информацию в сети Интернет;
- работать в среде Вики;
иметь опыт:
- работы в группе;
- общения в блогах и чатах;
- оценивания своей работы и работы одноклассников.
| Учебные мероприятия
| Деятельность учителя (на уроках по расписанию):
1. Оценка готовности учащихся. Мотивация учащихся на изучение материала. Формулирование проблемы. (1 час)
2. Изложение материала по теме «Геометрическая прогрессия». Отработка навыков решения задач по теме, учет индивидуального продвижения в теме каждой группы учащихся (5 часов)
3. Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме с использованием пакета дидактических материалов (1 час)
4. Обобщение материала по теме на ученической конференции. Оценивание деятельности учащихся (2 часа).
Деятельность учителя во внеурочное время (на протяжении всего проекта):
консультативная помощь учащимся, обсуждение и коррекция работ учащихся, индивидуальные занятия с учащимися, изучение сообщений в блоге, записей в журналах работы групп.
Деятельность учащихся (на уроках по расписанию):
Изучение материала по теме.
Отработка навыков решения задач по теме
Выполнение теста, проверочной работы
Защита творческой работы (презентаций, буклетов, вики-статьи)
Деятельность учащихся (во внеурочное время):
1. Выбор темы самостоятельного исследования. Распределение ролей в группах (в течение 1-2 дней).
2. Разработка плана проведения исследования. Подбор материала по темам исследования из различных источников (в течение 1 недели).
3. Оформление результатов исследований в виде презентации, буклета, вики-статьи (в течение 3-4 дней)
4. Записи в журналах работы групп, сообщения в блог (в течении всего проекта)
5. Представление результатов самостоятельной работы в форме защиты презентации, буклета, публикации вики-статьи. Самооценка. Взаимооценка (2-3 дня).
| Материалы для дифференцированного обучения
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Учащиеся с недостаточной математической подготовкой требуют особого подхода. В проекте для таких учащихся предусмотрена система заданий, нацеленных на достижение этими учащимися базового уровня. Для таких ребят будет определено время для индивидуальных консультаций, в помощь им будут разработаны памятки с основными формулами по теме.
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Для учащихся, для которых язык обучения не является родным, будут разработаны графические организаторы, письменные опросы будут заменены на устные.
| Одаренный ученик
| Одаренным учащимся будет предложена система заданий, направленных на совершенствование их математической и общеучебной подготовки: задачи повышенного уровня сложности, самостоятельные исследования, также им будет отведена роль консультантов в микрогруппах для проведения теоретического зачета по теме.
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
| Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)
| Лазерный диск, компьютеры, принтер, проекционная система, сканер, доступ к сети Интернет
| Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
| СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
| Материалы на печатной основе
| Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.
| Другие принадлежности
| Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 9 класс (2010 год), Семакин И.Г. Задачник-практикум 7-11 класс (2010 год), Босова Л. Л., Босова А. Ю. информатика и ИКТ. 9 класс (2012 год), Босова Л. Л., Босова А. Ю. информатика и ИКТ, Рабочая тетрадь. 9 класс (2012 год), Угринович Н. Д. информатика и ИКТ. 9 класс (2009 год)
| Интернет-ресурсы
|
| Другие ресурсы
|
| |