Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
«Согласовано»
Руководитель МО
(зав. кафедрой)
______Чапляева С.И. Протокол № ___ от
«____»________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ «Гимназия №1»
по УВР
_________ Тикоцкая М.В. «____»____________2013г.
| «Утверждаю»
Директор
МБОУ «Гимназия №1»
________ Валаева Л.А. Приказ № ___ от
«___»______________2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Черных Н.Н. , ВКК
Ф.И.О., категория
по предмету «Информатика и ИКТ»
для 10 «Г» класса
(социально-гуманитарного профиля)
Рассмотрено на заседании Методического совета
протокол № ______________
от «___ »____________2013 г.
2013-2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса социально-гуманитарного профиля в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.
Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» разработана в рамках реализации концепции Государственного стандарта общего образования и соответствует минимуму содержания образования по информатике на старшей ступени общего образования.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ Базовый уровень от 2004 г.
Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Примерные программы и учебно-тематические планы для 8-11 классов, рекомендованные ВОИПКиПРО.
Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса и успешного усвоения данной рабочей программы может быть осуществлено на основе эффективного использования традиционных подходов и современных образовательных технологий, таких как:
технологии проблемного обучения;
технологии интегрированного обучения;
исследовательские технологии;
проектные технологии;
игровые технологии;
технологии уровневой дифференциации;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология «Педагогика сотрудничества».
На ряду с традиционными формами проведения уроков, такими как беседы, лекции практикумы, фронтальный опрос широко используются уроки-конференции, интегрированные уроки, деловые игры, исследования, дискуссии, работа в группах.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК, а также изучают другие технические средства ИКТ: сканеры, модемы, цифровые фотоаппараты и видеокамеры.
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной техники. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Информация и информационные процессы (14 часов)
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Понятие «информационной системы». Классификация процессов, происходящих в информационной системе. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Поиск и систематизация информации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.
Алгоритмизация и программирование.
Турбо-Паскаль. Общие сведения. Структура программы. Типы в Паскале. Типы integer, char, boolean, real, ограниченный, перечисляемый.
Оператор присваивания. Арифметические и логические операции. Стандартные функции. Логические и арифметические выражения. Порядок вычисления выражений. Преобразование логических выражений.
Операторы ввода и вывода. Условный оператор: запись в общем виде, примеры, исполнение. Оператор выбора.
Операторы цикла While, Repeat, For: запись в общем виде, примеры, исполнение, особенности использования.
Массивы. Определение и описание линейного массива. Примеры использования. Формирование, вывод и обработка одномерных массивов.
Поиск в одномерном массиве элементов с заданными свойствами.
Поиск максимального и минимального элементов и их индексов в одномерном массиве.
Удаление, вставка элементов одномерного массива.
Алгоритмы сортировки одномерных массивов (метод «пузырька», метод простого выбора).
Процедуры и функции.
Назначение, описание, вызов процедур и функций. Формальные и фактические параметры. Параметры-значения, параметры-переменные. Принцип локализации. Решение задач с помощью процедур и функций.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (6 часов)
Классификация программного обеспечения (ПО). Системное и прикладное ПО. Операционные системы персональных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Программные средства создания информационных объектов. Инсталляция программ.
Программные средства организации личного информационного пространства, архивации и защиты информации.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (8 часов)
Автоматизированные средства и технологии организации текста. Редактор формул Microsoft Equation.
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (3 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Поисковые информационные системы. Организация поиска информации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
№п/п
| Вид контроля
| Тема
| Время проведения
|
| Контрольная работа
| «Информация и информационные системы»
| сентябрь
|
| Контрольная работа
| «Обработка элементов одномерного массива»
| ноябрь
|
| Зачет
| «Программирование»
| декабрь
|
| Практическая работа
| «Отработка приемов выполнения основных операций с файлами и папками»
| январь
|
| Контрольная работа
| «Компьютерные вирусы»
| февраль
|
| Защита творческих проектов
| «Создание мультимедийного проекта средствами MS Power Point»
| апрель
|
| Практическая работа
| «Поиск и сохранение информационных объектов из Интернет»
| май
| |