Скачать 0.81 Mb.
|
«УТВЕРЖДЕНА» «УТВЕРЖДЕНА» Председатель Комитета по образованию педагогическим советом школы Администрации Лотошинского район 30 августа 2002 года _________________Л.И.Образцова протокол № 10 02.09.2002 года ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ «ЛОТОШИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 2» НА 2002 – 2007 ГОДЫ п. Лотошино 2002 год АННОТАЦИЯ Программа развития школы – важный целевой документ педагогической стратегии и деятельности школы, направлен на инновационные преобразования и результативность. Программа является оптимальной формой управления образовательным и воспитательным процессом. Структура программы включает три основных раздела:
В аналитическом разделе оцениваются уровень развития школы и потенциал. Рационально собраны статистические данные, позволяющие проанализировать и оценить всю деятельность школы, определить выводы, проблемы и задачи. В концептуальном разделе определена главная цель развития школы, новые педагогические ориентиры, осуществляется прогноз на будущее, определяются последствия нововведений, учитываются особенности школы при разработке желаемого будущего. В содержательном разделе разработан и описан план конкретных, контролируемых действий реализации программы по годам 2002 – 2007, который принят и утвержден всем школьным коллективом. План развития направлен на повышение всеобщей квалификации в целом всего коллектива и каждого педагога. А главное, создаст условия для повышения уровня образованности выпускника, его самоопределения и развития личности. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Школа № 2 основана в 1956 году. За время своего существования прошла интересный путь становления. Первоначально школа была семилетней, затем восьмилетней, неполной средней, в 1992 году школа получила статус средней школы.
Типовое здание, мастерские, спортивный зал 30*18, собственная столовая на 80 посадочных мест, современный компьютерный класс – 20 машин (бюджет + спонсоры), трактор МТЗ-82 и грузовой автомобиль ГАЗ-3307 (спонсоры), ксерокс, три гаража. Общее количество кабинетов – восемь, на 240 посадочных мест. Медицинский кабинет. Капитальный ремонт в 1998 году.
В школе работает 24 педагога, из них «Отличник народного просвещения» - один, «Почетный работник общего образования РФ» - три, «Заслуженный работник Московской области» - один. Имеют высшую квалификационную категорию – 25 %, первую – 58 % педагогов. 3. Учащиеся
Отмечается ежегодный прирост учащихся.
Начальная школа: Начало занятий в 8.00. часов. Уроки по 40 минут. Окончание уроков в 12.00. часов. Во второй половине дня работает ГПД. Пятидневная рабочая неделя. Основная и старшая школа: Начало занятий в 8.00. часов. Уроки по 40 минут. Окончание шестого урока в 12.40. часов. Во второй половине дня: кружки, факультативы, секции, индивидуальные консультации. Шестидневная рабочая неделя.
Организация внеурочной деятельности осуществляется в рамках воспитательной системы. В школе работает 7 кружков, 8 спортивных секций, 11 факультативов. Внеурочная работа является развивающим и воспитывающим потенциалом учебной деятельности. Снижение правонарушений является важным показателем ее результативности.
Школа находится в Микрорайоне п. Лотошино, жилой фонд представлен преимущественно частным сектором и пятиэтажными домами. В Микрорайоне находится учреждение дошкольного образования – детский сад «Родничок». Школа сотрудничает с ДК п. Новолотошино. 8. Довузовская работа Школа сотрудничает с МСХА им. К.А.Тимирязева.
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ В школе сложились четкая система образования и единый образовательный уровень, позволяющие эффективно влиять на пути развития учащихся, углублять знания. Определены звенья системы: сад, начальное звено, среднее звено, старшее звено, ВУЗ и связи преемственности между ними. С каждым из звеньев педагоги имеют тесный контакт, знают трудности и задачи, совместно проводят мероприятия и уроки, методические объединения, где обсуждают планы, анализируют и диагностируют срезы. Тесное содружество звеньев, их совместная методическая работа, помогают определить актив класса, одаренных детей, качественно влияют на уровень мотивации школьников. Создают хороший психологический климат. Ежегодно коллективно принимаются задачи и планы, направленные на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса. В школе сложилась эффективная система управления. Графически она выглядит таким образом: Совет ОУ ЦИТ учащихся Родительский комитет Директор Педагогический совет Совет выпускников Библиотечно-информационная служба Углубленное изучение русского языка и алгебры Иностранные языки в начальной школе ИВТ в 5-х классах Творческие группы учителей Группа разработки и реализации развития ОУ Творческие группы учащихся МО естественно-математического гуманитарного циклов, начальных классов Методический совет Ученический актив Руководители ШМО Заместители директора Органы ученического самоуправления Совет классных руководителей Аттестационная комиссия Научные общества Исследовательские группы учителей Социально-психологическая служба Инновационные технологии Предпрофильное и профильное образование ЕГЭ Административно-хозяйственные службы Конкурсы Смотры Соревнования Конференция учащихся ОУ Президент Совета ЦИТ Коллегия культуры Коллегия правопорядка Коллегия НОУ Коллегия милосердия Коллегия связи с общественностью Совет ЦИТ Коллегия спорта и здоровья Цикловые школьные методические объединения учителей являются оптимальной формой организации профессиональной деятельности учителей, обеспечивающей уровень содержания образования, отбор программ, выбор средств, поиск путей оптимизации учебного материала и форм контроля. Школьные методические объединения занимаются обобщением и распространением передового и инновационного педагогического опыта. Методический Совет школы является важным координирующим звеном в управлении, наделен функциями анализа, прогноза, экспертизы, разработки стратегических направлений развития образовательного учреждения. По положению Совет возглавляет заместитель директора по УВР, в его состав входят руководители ШМО. За последние три года качество обучения составляет:
Качество знаний по звеньям:
Аттестаты с отличием об основном образовании:
Ежегодно проводится классно-обобщающий контроль в начальных классах, 5, 8, 9, 11 классах, определяется качество знаний и степень обученности по предметам, что позволяет видеть динамику развития, успешность выполнения программ. Качество знаний по предметам за два последних года составляет:
Знания, умения и навыки соответствуют требованиям государственного стандарта, выполнению учебных программ. Анализ итоговой аттестации показывает широкий выбор, качество сдачи и подготовки экзаменов. В большинстве случаев экзаменационная оценка оказывается выше годовой. Итоговая аттестация выпускников в 2001\2002 году: 9 класс
11 класс
Систематически изучать состояние учебной деятельности, определять уровень ЗУН, контролировать выполнение учебных программ, состояние учебной и воспитательной работы позволяет внутришкольный контроль. В школе практикуется следующие виды контроля:
Важным условием качественного развития школы являются квалификация педагогов и материальная база школы. Школа располагает хорошей материально-технической базой (за счет бюджета и спонсорской помощи): автомобиль ГАЗ-3307, трактор МТЗ-82 со всеми прицепными устройствами, современный компьютерный класс на 24 рабочих места, аудио-видео-оргтехника, произведен капитальный ремонт здания школы. Кадровый состав работников школы стабилен, в школе нет совместителей, средний возраст педагогов 40 лет. В школе 23 педагога, 26 % имеют высшую квалификационную категорию, 56 % - первую квалификационную категорию. Коллектив завершает работу над педагогической проблемой «Оптимизация учебно-воспитательного процесса». Основной упор был сделан на научную организацию труда ученика и учителя. Результатом работы над педагогической проблемой стало участие школы в областной программе по развитию образования на 2001-2005 гг. В рамках данной программы в образовательном учреждении создана экспериментальная площадка «Организация дополнительного и допрофессионального образования школьников». В школе ведется профессиональная подготовка учащихся. Выпускники получают удостоверения по профессиям: водитель категории «С», тракторист, оператор ЭВМ. Профессиональная подготовка учащихся:
Школа заключила договор с Московской сельскохозяйственной академией им. Тимирязева по довузовской подготовке, в результате которой выпускники школы становятся студентами академии, в основном экономического факультета.
Важным фактором в развитии школы является создание положительной мотивации каждого учителя. Достигается это оперативным реагированием на запросы педагогов, их моральное и материальное стимулирование. Все стимулирующие факторы закреплены в коллективном договоре: работникам, проработавшим в школе от 5 до 10 лет, прибавляется один день к отпуску, от 10 до 15 лет – два дня к отпуску, от 15 лет и выше – три дня. За 18 часов замещения – один день, за благодарность в приказе – один день, учебный год без больничного листа – один день. Меры стимулирования создают заинтересованную, активную и деловую обстановку. С 1993 года в школе нет профсоюзной организации, вместо нее создан Совет трудового коллектива (СТК). В образовательном учреждении существует следующая система планирования:
Данные планы взаимосвязаны, в них отражены основные задачи, дается их анализ, определяются этапы реализации. Еженедельно проводятся совещания при директоре, на которых присутствуют все заместители директора, заведующий начальной школой, школьный психолог, социальный педагог, фельдшер, а также приглашаются необходимые работники для заслушивания по различным актуальным вопросам. Каждый этап становления школы – это реализация определенной долгосрочной программы, которая ставится перед всем коллективом и каждым учителем в отдельности. Она составляется на основе анализа, полученных результатов и постановке новых задач, определении алгоритма деятельности. Такое планирование обеспечивает успешность обучения, являющуюся главным критерием функционирования системы образования образовательного учреждения. Успешность обучения характеризует состоятельность педагогического коллектива, является механизмом развития и воспитания личности, определяющим условием социального и психологического здоровья школьников. Анализ воспитательной работы показывает, что сложилась система и накоплен определенный опыт. Воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих проявлять заботу о друге, коллективе, о Родине, с целью улучшения себя и окружающей жизни – это центральная, неизменная цель нашей школы на многие годы, пока в ней живет педагогика общей заботы. Формы воспитательной деятельности самые разнообразные: воспитание в процессе обучения и внеучебная деятельность (внутриклассная, внеклассная, внешкольная, общешкольная, работа по месту жительства и др.). Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий. В течение пяти лет наша школа занималась изучением эффективности воспитательной системы. На педагогическом совете был подведены итоги и определен уровень сформированности воспитательной системы. Было выяснено, что воспитательная система школы находиться в ситуации стабильного функционирования. Главные цели и задач воспитательной системы школы: личность ученика, взаимосвязь обучения и воспитания, творчество, коллектив школы как союз детей и взрослых. Развитие и обновление системы идет по четырем направлениям:
Ядро системы – школьный коллектив. Методы психодиагностики позволили изучить вопрос удовлетворенности школьной жизнью. Оценить вопрос удовлетворенности школьной жизнью, оценить уровень воспитанности, выявить отношение учащихся и родителей к школе. В целом воспитательная система соответствует творческой:
В школе сложилась воспитательная система, в которой большое место занимают традиционные дела: «Праздник знаний», «День учителя», «День самоуправления», «Вечер встречи», «Фестиваль – КВН», «Утренняя звезда», оформление летописи и др. Упор на традиционные дела, привлечение творческих групп к их проведению положительно сказывается на уровне воспитанности учащихся. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо. Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является гармоничное развитие личности учащихся с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика. Для этого в школе работает система дополнительного образования (ДО). В 2002 году на базе нашей школы состоялся межрайонный семинар «Совершенствование работы МОУ по организации дополнительного и допрофессионального образования школьников». Многие коллективы ДО подготовили открытые мероприятия. Кружковая работа отмечается стабильностью. В кружках и секциях занимается более 50 % учащихся школы. Назрела необходимость проводить смотр-конкурс кружковой работы. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в областных и Всероссийских конкурсах (восемь учащихся участвовали во Всероссийских конкурсах, трое – в областных конкурсах). Многие из них становятся победителями и лауреатами этих конкурсов. Нравственные убеждения учащихся не всегда адекватны знаниям:
Наша школа принимает активное участие в спортивно-массовых мероприятиях:
Из приведенной таблицы видно, что позиции наши слабы практически в каждом виде спорта. Спортивную работу необходимо активизировать. В художественно-эстетических конкурсах мы выглядим достаточно уверенно. Многие учащиеся успешно выступают и на районных конкурсах. В 2001 году начата оформительская работа школы. Появились стенды с фотографиями отличников, с государственной символикой. На стендах регулярно оповещают о Дне рождения каждого члена коллектива. Не лишним было бы возрождение стенной печати школы, необходимо пересмотреть роль и место радиовещания. Все это сводится к тому, что ученическое самоуправление должно быть пересмотрено. Школа – центр воспитательной работы в микрорайоне. В современных условиях воспитательная работа по месту жительства строится как необходимое звено целостного учебно-воспитательного процесса. На протяжении многих лет по месту жительства создана система разносторонней, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности учащихся. В ДК п. Новолотошино проводятся праздники, КВН-ы, концерты, а в спортивном зале большое количество спортивных секций. Нравственное воспитание стоит в ряду приоритетных направлений деятельности школы. Основным принципом нравственного воспитания учащихся в нашей школе является не сведение педагогического процесса к преодолению негативных явлений в поведении школьников, а формирование у них достоинства, чести и совести. В практику воспитательной работы прочно входят дела этнографического и фольклорного характера: «Осенние посиделки», «Масленица», «Рождественские посиделки». Осенью и весной практически каждый класс совершает экскурсии и путешествия (в г. Москву, г. Тверь), посещают музеи и театры г. Москвы. Туризм как одно из форм внеклассной и внешкольной работы способствует всестороннему развитию личности, расширяет кругозор, повышает культурный уровень ребят. В сентябре проходит школьный турслёт, в котором принимает участие вся школа. Походы все целенаправленны, осмыслены. Ни в один поход ребята не отправляют без серьезного поискового задания. С 2002 года учителя нашей школы возобновили по решению педагогического совета проведение предметных недель. В рамках предметных недель в школе проходит много интересных внеклассных мероприятий. В мае систематически проводятся встречи с ветеранами ВОВ, которые помогают нам воспитывать патриотов, готовых беззаветно служить отчизне. Внеурочная воспитательная работа в классах проводится в традиционных формах по следующим видам деятельности: трудовая, познавательная, ценностноориентированная, художественная, спортивная, свободное общение. В школе действует МО классных руководителей и воспитателей ГПД. Совершенствованию профессионального мастерства классных руководителей, педагогов ДО способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам. Воспитательное пространство включает в себя ДК п. Новолотошино, спортивный зал, библиотеки (Центральная РБ, библиотека п. Новолотошино), школа искусств, ДК п. Лотошино и др. |