Сугоняк С.А.
учитель II категории
МКОУ «Рыжковская сош» Использование видеофрагментов при выполнении заданий по аудированию на уроках немецкого языка
Тезисы к выступлению
В наше время, когда знание иностранного языка становится нормой, авторами современного государственного образовательного стандарта выдвигается расширенная трактовка цели обучения иностранному языку в российских школах - формирование коммуникативной компетенции, которая невозможна без формирования навыков аудирования.
Аутентичные видеоматериалы (мультипликационные фильмы, художественные фильмы и т.д.), являются эффективным средством формирования навыков аудирования благодаря большой информативности зрительно - слухового ряда, а также динамизму изображения.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что методика формирования навыков аудирования недостаточно разработана, что значительно затрудняет работу преподавателя средней общеобразовательной школы и снижает эффективность обучения.
Аудирование - это деятельность, представляющая собой одновременное восприятие и понимание звучащей речи (Гальскова Н.Д,2000,15) . оно является производным, вторичным в процессе коммуникации, сопровождает говорение и синхронно ему (Гез Н. И.1981,32). Развитие навыков аудирования, как вида речевой деятельности является одной из самостоятельных задач обучения иностранному языку. Ведущую роль в развитии навыков аудирования играют технические средства слуховой, зрительной и зрительно-слуховой наглядности. Наглядность используемся для того, чтобы "перекрыть," канал родного языка и побудить учащегося слушать и говорить на иностранном языке (Громова: 1977 ).
Основными критериями отбора видеоматериалов используемых для эффективною формирования навыков аудирования являются:,
1)информативно-содержательная сторона материалов, их тип и вид, а также цель их использования в учебном процессе.
2)системность и последовательность, реализуемые в содержании программ и учебников
3)новизна по отношению к предметным знаниям, заведомая неизвестность информации для обучающихся
4)аутентичность- видеоматериал должен быть аутентичным (по источнику порождения информации), поскольку только аутентичный материал может быть достаточно достоверным как в лингвистическом, так и социокультурном и культуроведческом аспекте.
5)функциональность -критерий предполагает соотнесенность аутентичных видеоматериалов с определенной сферой, темой и ситуацией общения (с учетом программы), для которых он является репрезентативным.
6) познавательная ценность
7)ориентация на обучающихся, учет их потребностей, знаний, опыта, уровня обученности.
Современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным, а для этого учителю необходимо иметь творческий подход, умение пользоваться ТСО и знание инновационных технологий. Интерес и мотивация к изучаемому языку зависят от технологий и методов, которые использует учитель на уроке. Применение видеоматериалов открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных уровнях обучения, с детьми разных возрастов.
Основными методическими задачами занятий с использованием видеофильма являются:
- учить осознанно воспринимать информацию;
-подражать аутентичным образцам устно-речевых высказываний;
-использовать языковые средства, содержащиеся в видеофильме, с учетом тех социокультурных норм, которые имеют место в иноязычном обществе.
В методике обучения иностранным языкам принято выделять три основных этапа:
1 этап. Основная цель- снять возможные трудности восприятия текста и подготовить учащихся к просмотру видеофрагмента.
1 подэтап: На данном подэтапе происходит предварительное снятие сложностей на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом грамматическом. Новые слова по данной теме выписываются на доску. Отрабатываются звуки в этих словах. Прежде чем приступить к снятию грамматических трудностей необходимым дать детям упражнение на соотнесение грамматических конструкций, обратить внимание на разговорный вариант предложений, используемых в видеофрагменте. Проговорить правильно предложения с точки зрения грамматики. Обязательно выписать их на доску, разобрать, подчеркнуть, сравнить разговорный вариант и грамматически правильно построенное предложение, обязательно оговориться, что нужно употреблять в речи правильные грамматические конструкции.
2 подэтап: Перед 1 просмотром видеофрагмента учащимся задают вопросы по сюжету фильма.
2 этап: Цель этапа: - Обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.
На 1 подэтапе проходит проверка общего понимания видеофрагмента. Дети получают раздаточный материал для индивидуальной, парной или групповой работы . Проверить общее понимание видеофрагмента поможет упражнение - определение верных/ неверных утверждении. Затем выполняются задания типа: Запишите все прилагательные, которые употреблялись в видеосюжете с существительным «друг ».
2 просмотр
2 подэтап: информационный поиск. Задания, на развитие рецептивных умений (на уровне выделения содержательной и смысловой информации). Во время 1 просмотра учащимся предлагается упражнение на соотнесение разрозненных частей предложений. После выполнения этого задания и его проверки можно предложить учащимся следующее: определить, кому из персонажей принадлежат определенные слова.
Зпросмотр
3 подэтап Этот этап работы предоставляет наибольшие возможности для формирования элементов коммуникативной культуры.
Во время 3 просмотра предлагается учащимся расставить предложения в логической последовательности. После выполнения этого задания и его проверки можно предложить учащимся задание по заполнению пропусков словами, пропущенными в диалоге. Составляя это задание можно пропустить определенные слова; предлоги, прилагательные, артикли, глаголы и т.д. по усмотрению учителя.
3этап:
Цель этапа: - использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи последнего подэтапа.
1 подэтап: повторение и отработка речевых блоков, полученных после просмотров;
Дети получают раздаточный материал - диалоги. Читают диалоги хором, вслед за учителем. Отрабатывается интонация предложений. В конечном итоге дети должны прочитать диалог, проимитировав интонацию.
2 подэтап: обсуждение. Учащимся даются такие вопросы, которые требуют выражения их личного мнения, оценки событий. Дети должны уметь подтвердить свои слова примерами из просмотренного видеосюжета.
3 подэтап: ролевая игра. Можно предложить учащимся проиграть просмотренный сюжет или развить его- написать краткий пересказ, размышление на тему просмотренного сюжета или написать о понравившемся герое ,в качестве домашнего задания.
Аудирование должно присутствовать на каждом уроке, в разном предъявлении (учитель, аудиозапись, видеофильм, сообщения самих учащихся), т.к. оно способствует формированию понимания речи на слух, а следовательно, формирует коммуникативную компетенцию.
Можно использовать
| ссылка
| По теме «Еда и напитки»
| http://www.youtube.com/watch?v=r59nJkLbd6M
| По теме «Дни недели»
| http://www.youtube.com/watch?v=mdXvu4U65z8
| По теме «Семья»
| http://www.youtube.com/watch?v=lyKohAmKyX4
| По теме «Знакомство»
| http://www.youtube.com/watch?v=zme3IEQHivI
| По теме «Школа»
| http://www.youtube.com/watch?v=A1jzlolKS5w
| По теме «Свободное время»
| http://www.youtube.com/watch?v=5W3f0iZd84M
| Тренинг «Неправильные глаголы немецкого языка»
| http://www.youtube.com/watch?v=PHtzgFZAF54
| По теме «Прошедшее время время глаголов»
| http://www.youtube.com/watch?v=yTQD899SILA
| Фильм «Красная шапочка»
| http://www.youtube.com/watch?v=al_7wnCAabs
| Учебный фильм «Алые паруса»
| http://www.youtube.com/watch?v=Sm_NVFZGnss
| Сказка «Морозко»
| http://www.youtube.com/results?search_query=фильмы+на+немецком+языке&oq=фильмы+на+немецком+языке&gs_l=youtube.12...0.0.0.34415.0.0.0.0.0.0
| «Снежная королева на немецком языке"
| http://www.youtube.com/watch?v=ZgO5EuzTBTk
| |