Скачать 70.87 Kb.
|
Учебные виртуальные туры как один из эффективных мотивационных компонентов учебного процесса при обучении английскому языку. ( На примере посещения музея Мадам Тюссо) Никогда еще важность изучения английского языка не стояла на повестке дня так остро. Связано это с всеобщей глобализацией и востребованностью английского языка, как в повседневном, так и деловом общении. Мы все чаще общаемся с людьми из разных городов и стран. Мы пишем письма, говорим по телефону и все чаще общаемся по скайпу . В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат общедидактические принципы. Такими принципами являются: научность, доступность и посильность, наглядность в обучении, индивидуальный подход в условиях коллективной работы и другие. Сегодня существует большое количество методов, применяемых учителями при изучении иностранных языков. Остановимся более подробно на наиболее предпочтительном способе активизации познавательной деятельности и развития мотивации при обучен6ии английскому языку: виртуальных путешествиях. Овладеть языком, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Для этого нужно приложить много усилий, как учителям, так и самим обучающимся. Достижению этой цели могут способствовать учебные виртуальные туры как один из компонентов сложного учебного образовательного процесса. Почему существует необходимость в виртуальных турах? Зачастую изучаемый объект не находится в пределах досягаемости (особенно если речь идет о стране изучаемого языка). И очень часто нет возможности «добраться» до него с учащимися из - за большой удалённости от школы. Кроме того на урок отводится всего 45 минут и провести настоящую экскурсию за это время не всегда удаётся. Для проведения традиционной экскурсии приходится использовать дополнительное время после уроков или в выходные. Но не все ребята могут посетить вместе с классом выбранный объект во внеурочное время, т.к. многие ребята занимаются в секциях, музыкальных школах, а виртуальная экскурсия позволяет всем одновременно в учебное время посетить интересующий объект совместно. Поэтому важной задачей учителя иностранного языка является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке, используя для этого различные методы и приемы работы (виртуальные туры, ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий. С некоторых пор слово "виртуальный" стало очень модным. Виртуальные туры это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Большим достоинством виртуального тура является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Использование виртуального тура способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных виртуальных туров на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции школьников. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание ролика, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительной) положительно влияет на прочность усвоения языкового материала. Работа с виртуальным путешествием – это наиболее эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора и озвучивание учителем иноязычного изучаемого материала помогает более полному пониманию его смысла, а значит и лучшему его усвоению. У виртуальных путешествий имеется ряд преимуществ: 1. имеется возможность знакомства с объектом без больших материальных, а также временных затрат; 2. возможность совершения путешествия в любое время; 3. возможность многоразового просмотра экскурсии; 4. доступность совершения визуального путешествия для школьников с ограниченными возможностями. Более того, использование туров на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию. Но экскурсию нельзя проводить без тщательной подготовки учителя к ее проведению, иначе ожидаемого результата не будет. В план подготовки виртуальной экскурсии по английскому языку входит: 1)Определение темы экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. 2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Она должны быть триединой: познавательной, развивающей, воспитывающей. Использование экскурсии в учебно-воспитательном процессе требует учёта как возрастных, так и психологических особенностей учащихся. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. 3. Затем, после определения цели и задач, определяется экскурсионный объект. Он должен нести в себе основную смысловую нагрузку. Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект? Экскурсионный объект – это предмет или явление, несущее какую- либо информацию. Объектами экскурсии по иностранному языку может быть любой музей, город со своими достопримечательностями, магазины, театры. Так, например, очень интересным объектом для учеников 6 классов является виртуальное посещение знаменитого музея в Лондоне: музея Мадам Тюссо. 4. После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение. Экскурсию следует начинать с небольшого вступительного слова. Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок. Перед проведением экскурсии я задаю ребятам вопросы о том, что известно ученикам об этом объекте. Например, перед экскурсией по музею Мадам Тюссо я задаю вопрос о том, что известно ученикам о музее. В ходе экскурсии постепенно знакомлю ребят и с основательницей музея, и с эксклюзивными экспонатами музея. После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, учитель собирает выполненные задания (если они были даны). Какие материалы составляют виртуальную экскурсию? Виртуальную экскурсию чаще всего провожу в виде компьютерной презентации. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса. Чаще приходится использовать материал в текстовой форме. Таким образом, текстовая информация и фотографии объекта составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для звучания живой англоязычной речи. Показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. На эффективность усвоения материала экскурсии влияет ряд факторов: содержание, знания педагога, готовность и подготовленность участников к усвоению материала. Для эффективного усвоения материала и развитие умений извлечения информации могут быть использованы традиционные упражнения, направленные на: -поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра); -определение верных (неверных утверждений). Например: согласитесь или не согласитесь с содержанием предложений: -You can meet great characters of history and art at Madam Tussaud’s museum. - There are no actors and film stars among Madam Tussaud’s life-size figures of famous people. -There is a special place for the Queen’s family at Madam Tussaud’s museum. etc. Можно также из трех групп слов выбрать ту группу, которая соответствует содержанию просмотренной презентации: 1) is rich in, are proud of, are full of, walk, relax; 2) famous actors, face to face, history, pop singers, infamous people; 3) famous actors,history,TV programs, films, in the past etc. Для развития навыков говорения может быть использовано: -воспроизведение увиденного в форме рассказа. Ассоциограмма. Учащиеся должны написать слова к ключевому слову, понятию, картинке: museum,figure, exhibition, collection of, wax и т.д. С помощью использования виртуальных туров на уроке зримо создается речевая ситуация, в которой обучаемые должны адекватно проявить себя в коммуникативном плане: выразить свое отношение, высказаться по теме, вступить в дискуссию и т.д. Обучая подлинному языку, виртуальные туры помогают в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, интерактивное путешествие развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Они связаны с мыслительными операциями: анализа, идентификации, сравнения и т.д. Виртуальное путешествие создает благоприятную для обучения атмосферу. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу при совместном обсуждении. Подведём итог. 1. При проведении экскурсии необходимо помнить, что экскурсия- это обязательная часть учебных занятий. 2. Учителю перед проведением экскурсии необходимо тщательно прорабатывать материал. Учитель должен подготовить материал для активизации внимания учеников и их активной работы. 3. Тема экскурсии должна выдерживаться. 4.Текст, используемый в презентации должен быть не длинным и понятным. Если в нем присутствует незнакомая лексика ее стоит предварительно проработать. 5.Учитель должен избегать длинных объяснений. 6. Учитель не должен перегружать учащихся многими названиями. 7. Нельзя превращать школьников в простых пассивных слушателей: их необходимо заинтересовать и заставить их активно работать. 8.Закрепить полученные знания необходимо последующей проработкой материала. Литература: http://festival.1september.ru/articles/604673/ http://pu45slav.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=142:2013-05-22-11-35-24&catid=37:method&Itemid=65 http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/nekotorye-priemy-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashchikhsy |