Скачать 54.91 Kb.
|
Как помочь детям выработать хорошие привычки
С. – Санкции, П. – Поощрения, Др. - Другие формы воспитательного воздействия Санкции: Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Ю.Б. Гиппенрейтер Суть санкции – в связи с проступком лишить чего-то, что ребенок любит. Для этого в семейном укладе должно быть много того, что ребенок любит. Какие-то прогулки (в скверах, парках, зоопарках), рыбалка, любимый пирог, любимая сладость, любимая телевизионная передача, время за компьютером. Если случается непослушание, проступок, нарушение семейного правила, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется. - Лишить на следующий день катания на велосипеде/коньках/прогулки - Не взять/не пойти с ним в зоопарк - Лишить просмотра очередной серии сериала (или в целом просмотра телевизора) - Лишить игры на компьютере или уменьшить время пребывания за компьютером - Вычитание из ежемесячной денежной премии - Лишить десерта - Порицание, критика, замечания (См. листок «Как правильно делать замечания») - Временное лишение свободы действий – так называемый «тайм-аут». Ребенка отправляют в свою комнату на определенное время без права выхода (важно, чтобы в его комнате не было телевизора, а также сотовый телефон тоже на время изымается) - Физическое наказание (См. листок «Правила физического наказания детей») Поощрения: - Похвала (непосредственно в момент совершения ребенком хорошего дела или на завтрашний день, чтобы ребенок знал, что мы замечаем все хорошее) - Призы (можно сделать расписание или некий проверочный лист, когда к концу дня проверяется, что ребенок сделал, и ему там ставится наклейка, и когда наберется 10 таких наклеек, то ему дают какой-то приз) - Подарки (иногда стоит неожиданно дарить ребенку какие-то подарки за осуществление каких-то хороших дел или за проявление каких-то хороших качеств – хорошо закончил четверть, проявил инициативу или сочувствие, целеустремленность или самоконтроль) - Прибавления к ежемесячной денежной премии Другие формы воспитательного воздействия: - Отложенный разговор (ребенку показывают, что видели его проступок, но не предъявляют претензий, а вечером происходит разговор в спокойном тоне о том, почему так делать не хорошо, здесь же выражается радость по поводу очередных успехов ребенка и надежда на то, что в будущем у него обязательно получится добиться того, чего он захочет) - «Лестница» - 5 шагов заставить ребенка сделать определенные необходимые действия (выключить телевизор, убрать в комнате, искупаться, пойти делать уроки) (См. листок ««Лестница»: пять ступеней воспитания, которые научат детей владеть собой и слушаться родителей») - Личный пример (спокойное конструктивное решение конфликтов с супругом и с детьми, сдержанность, последовательность, целеустремленность, спорт, любовь к чтению, юмор, уважение к другим людям, выражение своего отношения к различным аспектам жизни, сочувствие, внимание и др.) - Разговор перед сном (10-15 минут перед тем, как ребенок засыпает, это наилучшее время влияния на него) Необходимые составляющие родительской любви: См. листок «10 основных средств влияния на наших детей» - Интерес и внимание (порой одно слово внимания может породить воодушевление в душе ребенка продолжить начатое дело, устоять, не сломаться) - Сочувствие (если мы поставим себя на место ребенка, представим, что мы это сами ощущаем, то тогда мы не ошибемся в нашей реакции) - Доверие (доверить сделать покупку, поездку в город, закрыть или открыть помещение и др. - на годы это позволяет построить в детях уверенность в себе, придает им силу, устойчивость к жизненным ситуациям) - Уважение и оказание почестей (стремление к уважению это одна из основных двигательных сил человека, поэтому относясь уважительно к нашим детям, мы раз за разом побуждаем их к самосовершенствованию) - Юмор и ирония (умная шутка может разредить не одну бомбу детских эмоций, поменять все отношение в доме) - Родительская помощь (иногда между удачей и не удачей ребенка в школе всего лишь один пропущенный урок, порой одна недопонятая тема, а после этого как снежный ком дальнейшее недопонимание занятий, поэтому иногда просто необходима непосредственная помощь детям) Общие правила воспитания:
Составил детский психолог Дмитрий Скоморохов. Использованы идеи: из лекций Ашера Кушнира «Как правильно и эффективно воспитывать детей?» из книги Б. Гросхэнс и Дж. Бертон «Когда дети садятся на шею. Наведите в доме порядок!» из книг Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» |