Тема: Новая работа знакомых букв Е Ё Ю Я
Цели:
помочь детям открыть новые знания о буквах е,ё.ю,я: буквы е, ё, я, ю могут обозначать два звука, когда мы их называем и когда они находятся в начале слова; формировать навык звуко-слогового анализа;
формировать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений
развивать фонематический слух учащихся;
развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание);
расширять кругозор учащихся;
формировать интерес к чтению, к получению новой информации об окружающем мире.
создавать благожелательную творческую атмосферу при работе в коллективе, воспитывать положительные качества.
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы организации урока:
коллективная
индивидуальная;
парная
фронтальная;
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Оборудование: сигнальные карточки-кружки, лента букв, раздаточные карточки с текстом
Формирование универсальных учебных действий учащихся (УУД)
Личностные:
Л1 обладать мотивационной основой учебной деятельности
Л2 обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Л3 проявлять интерес к изучаемой теме
Л4 слушать и слышать собеседника
Л5 использовать адекватную самооценку
Л6 устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Л7 определять и выполнять общие для всех правила поведения
Регулятивные:
Р1 управлять своим настроением
Р2 понимать, принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и учениками
Р3планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Р4 выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме
Р5 оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть
Р6 адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника
Р7 выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
Познавательные:
П1 осознавать познавательную задачу, принимать ее и сохранять
П2 понимать информацию, представленную в знаково-символической форме
П3 осуществлять поиск необходимой информации
П4 проводить сравнение и классификацию букв и звуков
П5 осуществлять звуковой анализ слов с выделением существенных признаков
П6 наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв «е, ё, ю, я»
П7 делать выводы
П8 читать тексты, выявлять их смысл
П9 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные:
К1 строить понятные для партнёра высказывания
К2 вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность
К3 участвовать в коллективном обсуждении прочитанного
Этапы
урока
| Содержание учебного материала
Деятельность учителя
| Деятельность
учащихся
| УУД
| Наглядность
| I.Органи-
зационный (мотиваци-онный)
| Психологический настрой
Какое у вас настроение, покажите.
От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения. И поможет вам ваша улыбка, добрые слова. Улыбнитесь друг другу. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
| Эмоционально настраиваются на урок
Проверяют готовность. Включаются в деятельность
| Р1
|
| II.Артику-ляционная зарядка
| Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
| Дети проговаривают скороговорку
|
| Фото клюквы
| III.Поста-новка учебной задачи урока
| -Вы все буквы на память хорошо знаете?
- Давайте проверим.
- О каких же буквах сегодня будет идти речь? Я открываю букву, а вы хором её называйте.
Нам знакомы эти буквы?
- Какие же вы думаете, какие задачи мы сегодня будем решать?
- Эти буквы принесли нам сегодня 3 секрета. ? ? ?
- Давайте прочитаем тему урока «Новая работа знакомых букв»
О какой работе нам расскажут эти буквы?
- Хотите вы узнать эти секреты?
| Высказывают своё мнение,
озвучивают тему урока,
ставят задачу.
| Р2
Л2
Л3
| 1
На доске буквы Е Ё Ю Я
Тема урока
«Новая работа знакомых букв»
На доске
? ? ?
| IV.Актуа-лизация знаний учащихся
| - Давайте вспомним, что мы знаем об этих буквах.
- Назовите буквы первого ряда.
- Какую работу они выполняют, если стоят после букв согласных звуков?
- Назовите буквы второго ряда.
Какую работу выполняют эти буквы)
Сколько работ у этих букв?
- Почему у них две работы? –
- Понаблюдайте за словами и скажите, какую работу выполняют буквы гласных звуков
зяблик клёст - Сколько звуков обозначает одна буква гласного звука?
- Какие звуки обозначают?
- Сделайте вывод, что мы знаем о буквах гласных звуков Е Ё Ю Я
| Отвечают на восставленные вопросы
- Показывают, что буквы согласных звуков произносятся твёрдо)
- Показывают, что буквы согласных звуков произносятся мягко.
Две
Одну силу они отдают на смягчение согласных звуков,
а другую оставляют себе.
- Указывают, что согласные звуки перед ними произносятся мягко
Одну букву
зя - [а] лё - [о]
1. Данные буквы обозначают гласные звуки. 2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных. Буква е после букв согласных звуков. обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а]
| П3
Р4
П4
К1
П2
П4
П6
К1
П5
| Лента букв гласных звуков Рисунки птиц зяблика и клеста
Звуковые схемы, выделение отдельных звуков
| V. Откры-тие нового знания
| 1секрет
- Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю, а теперь назовите букву у. -Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному. -В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите, проводя исследовательскую работу в парах. Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие. - Правильно, в названии букв е,ё.ю,я мы слышим два звука и обозначаем их следующим образом.
Теперь мы можем убрать один вопрос. ?
| Работают в парах
Наблюдают, сравнивают, делают вывод:
В названии букв е,ё.ю,я мы слышим два звука
| П5
К1
К2
П6
|
В учебнике
|
| 2 секрет
Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» . Вы должны читать хором слова, появляющиеся на экране.
- Сколько звуков обозначает буква Е?
- Как звучали согласные звуки перед ними? (мягко)
- Сколько звуков было в словах?
- ел
- Что изменилось? (буква исчезла)
- Сколько букв осталось? (две)
- Как вы думаете, звуков тоже меньше стало?
- Давайте проверим.
Слушаем и выделяем звуки
- Сколько звуков?
- Почему так получилось?
- Да, буква е стала обозначать два звука? Почему? –
Проверим еще раз
Тёлочка (один звук) ёлочка (два звука)
- Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е два звука , но и …..
Убираем второй вопрос ?
| Дети читают слова, наблюдают за работой буквы Е, определяют количество звуков в словах (три)
- Буква Е обозначает два звука
(Буква стоит в начале слова, её некому отдавать работу, у нее так и осталось две – два звука)
Но и в словах эта буква тоже имеет два звука
| П5
П4
П2
П5
К1
П6
К1
П5
| появляются слова:
пел
мел
сел
звуковая схема слов
ел
звуковая схема слова
|
| Секрет 3
-Открываем третий секрет -Откройте букварь на стр. 94. Прочитайте слова, которые предлагает девочка-резвушка.
- Что нужно, чтобы определить количество звуков
-Итак, когда же буквы е, ё, я, ю обозначают в словах два звука?
Это третий секрет.
| Дети читают слова:
Любочка – юбочка
лямка – ямка Нюра - Юра
Внимательно вслушиваться в слово.
Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают два звука в начале слова.
| К3
П5
К1
|
Любочка- юбочка
лямка – ямка Нюра- Юра
|
| Физминутка
|
|
|
| VI.Первич-ное закрепле-ние знаний
| 1.Определение количества звуках в буквах ЕЁЮЯ
- Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я?
-Рассмотрите иллюстрацию на экране и назовите слова, которые начинаются на буквы е, ё, я, ю.
Если буквы Е Ё Ю Я имеют один звук в слове- поднимаете один кружок, если два звука – показываете два кружка
2.Звуковой анализ слова ЁЖИК
-Определим, сколько звуков в слове?
- Называем каждый звук хором, а характеристику звуку даёт один ученик.
-Сколько звуков в слове? -Каждый звук обозначаем буквой. Сколько букв? (4) -Почему букв меньше?
| Белка – один звук
Тетерев – один звук
Ехидна – два звука
Ястреб – два звука
Дятел –один звук
Ящерица- 1 звук
Еноты – 2 звука
Ёжик – 2 звука
Учащиеся выделяют звуки и характеризуют их.
Дети с помощью блок-сигналов показывают, согласны с ответом или нет
| Р1
Л5
Л3
П4
К2
П2
| Картинки созвучиванием, дети называют слова, определяют количество звуков в буквах Е Ё Ю Я
5 квадратов (звуков)
| VII.Приме-нение нового материала
| 1.Работа над лексическим значением слов. - Сколько еще новых слов мы узнаем, в которых буквы обозначают два звука!
- Прочитаем слова и познакомимся с их лексическим значением.
- Объясните значение слов.
- Найдите рисунок юрты в букваре.
- Дома узнаете еще новые слова. Постарайтесь объяснить их значение. Если нужна будет помощь, обратитесь к взрослым.
| Читают слова
юбка
юнга
юрта
Объясняют значение слов
| Л3
К1
П3
П8
|
бка
ю нга
рта
рисунки – юнги, юрты
| физминутка
|
|
|
|
|
| 2.Работа с текстом
А )Чтение текста
- Прочитайте названия текста.
- Назовите тему текста.
- Прочитайте текст самостоятельно. Старайтесь соблюдать правила, чтобы не мешать другим одноклассникам.
б). Беседа по прочитанному
- Что делает ёжик сейчас, когда в лесу всё завалено снегом?
-Хорошо ли ёжику в своем гнездышке?
-Почему ему сладко спится в зимние холода?
-Как же ёжик готовился к зиме?
-
—Назовите слова, в которых буква Ё обозначает один звук.
-А в каком слове буква имеет два звука?
- Какие новые сведения из жизни ежика вы узнали?
Можно ли ёжика назвать умным, сообразительным?
- Об этом вы узнаете, если прочитаете стихотворение в букваре дома.
| Работа с карточками
Самостоятельное чтение текста
Ответы на поставленные вопросы
Пенёк, живёт, гнёздышко, тёплым, найдёт, у берёзки, клена, желтые, несёт, придёт, уснёт.
Ёжик
Просматривают видеофильм, сообщают о новой информации
| К2
П7
П3
Л3
|
| VIII.Рефлексия учебной деятель-ности
| -Какие задачи поставили мы в начале урока? О каких буквах говорили?
- Какие задачи решили?
-Какие три секрета об этих буквах узнали?
-Кто хорошо понял тему и может научить других?
- Кто понял?
- Кто понял, но боится ошибиться?
- Кто не понял?
- Я не понял.
- Я понял, но …..
- Я понял.
-Какое настроение у вас в конце урока?
-Довольны вы своей работой на уроке? (Зеленые кружки)
| Обобщают, делают выводы, оценивают свою работу и настроение
| Л6
П1
П6
Л5
Р7
|
Я не понял
Понял,но..
Я понял.
| |