Интегрированный урок по теме: «Биосинтез белков»
(биология/информатика и ИКТ)
10 класс, филологическая группа,
Общая биология-1 час в неделю.
Информатика и ИКТ- 2 часа в неделю.
Дмитриева М.Т., зам. директора по УВР,
учитель биологии ГОУ СОШ с углубленным
изучением английского языка № 1353
Зеленоградского округа г. Москвы.
Сетдекова Е.А.,учитель информатики и ИКТ
ГОУ СОШ с углубленным изучением
английского языка № 1353
Зеленоградского округа г. Москвы
2008-2009 уч. год
Преимущества использования мультимедийных технологий в 10-м общеобразовательном классе (филологическая группа)
Дети с образным мышлением (филологическая группа ) тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление, развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов.
Мультимедийные технологии на уроках:
- позволяют сформировать в сознании учащегося целостные картины процессов и явлений,
-дают возможность самостоятельно «конструировать» процессы, исправлять свои ошибки, самообучаться;
- дают возможность индивидуализировать учебный процесс,
- организовать изучение учебного материала различными способами учебной деятельности,
-создают эффективную обратную связь.
Урок носит повторительно – обобщающий характер и построен на различных видах учебно- познавательной деятельности.
Основные цели и задачи урока
Основные цели и задачи урока по биологии
| Основные цели и задачи урока по информатике и ИКТ
| Общеучебные умения и навыки
| 1.Обобщить знания, полученные на уроках биологии при изучении темы: «Биосинтез белков» ; уметь объяснять сущность процесса биосинтеза белков и его значение.
| 1. Развитие компьютерной грамотности и навыков работы с пользовательскими программами Word, Power Point и Интернет- ресурсами.
| 1. Развитие общеучебных навыков при работе с информационными источниками, развитие навыков самостоятельной работы с использованием ПК.
| 2. Формирование у учащихся основных биологических понятий по теме "Генная информация, ее хранение и передача":
ген, триплет, кодон, генетический код ДНК, транскрипция, трансляция,
| 2. Получение единого графического объекта путем группировки с использованием буфера обмена.
| 2. Повышение информационной культуры ученика, развитие навыков работы с информационными технологиями.
| 3. Проверка сформированности умения решать биологические задачи и выполнять тесты на ПК по теме: «Биосинтез белков».
| 3. Демонстрация возможностей компьютера, не только как средства игры.
| 3. Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока.
| 4. Показать возможности применения ПК на уроках биологии.
| 4.Соблюдать гигиенические нормы и ТБ при работе на ПК.
| 4. Усиление мотивации обучения.
|
|
| 5. Развитие логического мышления, познавательного интереса.
|
|
| 6.Развитие внимания, памяти, логического мышления. Тренировка пространственного воображения.
|
|
| 7. Воспитательная:
воспитание культуры труда на уроке, уважения к чужому труду.
|
Оборудование урока и демонстрационный материал
ПК (10 шт.)
Матрицы уроков биологии и информатики для учащихся.
Карточки с заданиями по биологии (10 шт.)
Видеопроектор, экран.
Программное обеспечение
MS Word (текстовый редактор)
MS Power Point(презентация)
ЭОР:
-Презентации для учащихся на рабочем столе ПК по теме: «Биосинтез белков».
-Презентация учителя по теме « Биосинтез белков» для демонстрации на экране при опросе о последовательности этапов биосинтеза белков.
- Презентация - домашнее задание по информатике.
Методы и методические приемы:
Общепедагогические методы и методические приемы:
| Методы и методические приемы
использования мультимедийных технологий
| 1.Частично- поисковый
| 1.Сопровождение урока презентациями, рисунками, схемами.
| 2.Демонстрационный
| 2. Использование мультимедиа учителем: попросить ученика прокомментировать процесс в кадре с отключенным звуком, попросить объяснить процесс
| 3.Словесный
| 3.Выступление школьников с мультимедийной презентацией.
| 4. Наглядный
| 4. Контроль ЗУН: тесты, решение биологических задач.
| 5. Практический
| 5. Самостоятельная работа ученика по составлению презентации- демонстрации последовательности стадий биосинтеза белка.
| 6. Самостоятельная работа с дидактическим материалом
| 6. Подготовка нескольких слайдов на тему: «
|
Дидактические возможности урока:
-Интегрируемость с курсом « Информатика и ИКТ».
-Системность представления мультимедиа объектов в рамках программного материала.
-Максимальное обеспечение возможностей компьютерной визуализации программного материала и интерактивности обучения.
-Различные способы и цели использования мультимедиа, методическая поддержка учебного процесса.
План урока
1-я группа: биология/информатика
| 2-я группа: информатика/биология
| Биология – Дмитриева М.И.
| Информатика - Сетдекова Е.А.
| 1 Цели и задачи урока. Знакомство с матрицей урока. Критерии оценок за урок.
| 1 Цели и задачи урока. Знакомство с матрицей урока. Критерии оценок за урок.
| 2. Актуализация основных биологических понятий, необходимых для повторительно – обобщающего урока. Работа с терминами.
| 2. Повторение основных понятий по технологии отработки графической информации в виде игры «Слабое звено».
| 3.Вводная беседа:
-значение белков;
-строение белков;
-наследственная информация в клетке живых организмов;
-ДНК-хранитель наследственной информации; строение;
-обмен веществ в клетке - основной признак жизни;
-главная теорема жизни.
| 3. Повторение основных приемов при построении графических объектов на примере конкретной задачи.
| 4. Работа с готовой презентацией: составить последовательность этапов биосинтеза белков.
| 4. Практическая работа учащихся по решению биологических задач по теме: «Биосинтез белков», требующих графических построений с применением панели инструментов «Рисование»
| 5. Устные комментарии кадров презентации учащимися.
| 5. Подведение итогов урока.
| 6. Схемы решения задач по теме.
|
| 7. Д/з
|
| 8. Подведение итогов урока биологии, цели следующего этапа урока информатики.
|
| Информатика - Сетдекова Е.А.
| Биология – Дмитриева М.И.
| 1.Цели и задачи урока .Знакомство с матрицей урока. Критерии оценок за урок.
| 1. Цели и задачи урока. Знакомство с матрицей урока. Критерии оценок за урок.
| 2. Повторение основных понятий по технологии отработки графической информации в виде игры «Слабое звено».
| 2.Работа с терминами, которые были необходимы для предыдущей работы.
| 3. Повторение основных приемов при построении графических объектов на примере конкретной задачи.
| 3. Устные комментарии кадров презентации, составленной учителем по материалам Интернет, учащимися.
| 4. Практическая работа учащихся по решению биологических задач по теме: «Биосинтез белков», требующих графических построений с применением панели инструментов «Рисование»
| 4. Работа с готовой презентацией,: составить последовательность этапов биосинтеза белков.
| 5. Подведение итогов урока.
| 5. Д\з
|
Приложение 1
Матрица интегрированного урока биологии/информатики
Урок биологии.
Обобщение темы: «Пластический обмен веществ. Биосинтез белков в клетке»
Урок информатики и ИКТ.
«Текстовый процессор WORD». Панель инструментов «Рисование»
Основное содержание урока
| Вид работы учащихся, время
| Действия учащегося
| Подготовка к уроку.
| В конце урока Вы должны знать:
-механизм биосинтеза белков в клетке;
-закрепить свои знания о строении белков, ДНК и РНК,
-о генетической информации.
В конце урока Вы должны уметь:
-решать задачи на определение структуры белка по фрагменту гена,
-на определение структуры гена по первичной структуре белка;
-определять % состав гена и его длину*.
| 3-4 мин.
| -Запишите дату и тему урока.
-Внимательно прочтите, что Вы должны знать и уметь в конце урока.
-Познакомьтесь с матрицей урока.
| Актуализация основных биологических понятий по теме
| Повторение:
-строение и функции белков;
-строение ДНК и РНК;
-главная теорема жизни.
| Блиц-опрос с использованием готовой презентации, составленной учителем по материалам Интернет.
7-8 мин.
| Устно ответьте на вопросы учителя по слайдам презентации на экране в быстром темпе.
|
Обобщение и систематизация материала по теме: «Биосинтез белков»
Применение полученных на уроках биологии знаний к решению задач
(оценивается по биологии и ИКТ)
1.Основные стадии процесса биосинтеза белка.
| 1. Работа с готовой презентацией на экране. (10-15мин).
| 1.1.Учитель предлагает слайды на экране. Прокомментируйте, что на них показано. Назовите молекулы, типы хим. связей в них, их роль в процессе синтеза белков.
1.2.Назовите изображенные стадии построения белков в живых организмах.
| 2.Оформление задач по теме.
| Работа со слайдами готовой презентации на экране.
| 2.1. Вспомните, как правильно оформить решение задачи по теме
| 3.Самостоятельная работа на ПК.
| 2.Работа на ПК с готовой презентацией. (10-15 мин)
| 2.1. Из предложенной Вам готовой презентации, где в беспорядке собраны слайды по теме, попробуйте составить презентацию с определенным порядком этапов биосинтеза белков.
2.2.Оформите ее согласно требованиям учителя информатики. Сохраните свою презентацию в папке на рабочем столе «Интегрированный урок» под Вашей фамилией. Вы сможете получить за работу оценку по информатике.
| 4. Домашнее задание
|
| Используя статьи на сайтах Интернета, составьте несколько слайдов по теме статьи, которую Вы выбрали для работы.
Оформите слайды в виде презентации MS Power Point
Представьте ее на следующем уроке.
| 5. Подведение итогов урока.
Программа работы на уроке информатики.
| Беседа
|
|
| |