Скачать 66.75 Kb.
|
Учитель музыки и МХК Кичак Т.Н. Урок музыки «Диалог ритма и метра» в 6 классе «В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». (Гёте) Цель урока: Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности. Задачи урока:
3. Дальнейшее развитие чувства ритма и полиритмии.
Тип урока: Интегрированный. Техническое оснащение:
Ход урока У: «Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями. Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы слышим его и видим — в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка. Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключен ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова. Вот почему иногда говорят, что ритм — изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем. Рассмотрите иллюстрации. В чем вы находите проявление ритма, ритмичности? Д: В чередовании колонн, окон, листьев, узоров на крыльях бабочки... У: А это чередование равномерное? Д: Нет. Иногда одинаковые элементы возникают чаще, иногда реже. У: А можно также то чаще, то реже расположить музыкальные звуки? Получится ли тогда ритм звуков или музыкальный ритм? Д: Я думаю, что это возможно. У: Так что же такое ритм в жизни и в музыке? Попытайтесь дать свое определение. Д: (Дают свои определения). У: Итак, мы приходим к выводу, что порядок и симметрия — коренные свойства ритма, а в музыке - это чередование длинных и коротких звуков. Что же произойдет с музыкой, если в ней исчезнет ритм? Прослушайте знакомую вам с детства песенку, в которой вдруг исчез ритм. Попытайтесь узнать ее. Учитель играет мелодию песни «Елочка» без ритма. У: Какой характер у этой музыки? Д: Плавный, спокойный. (Как правило, немногим удается узнать песню). У: Что же привносит ритм в музыку? Д: Настроение, характер... обозначен тактовыми чертами? Д: Метр и ритм не совпадают. У: Как вы думаете, какой характер будет у музыки, если ритм постоянно вступает в спор, борется с метром и размеренностью. Д: Она будет взволнованной, энергичной, напористой... У: Сейчас вы увидите уникальную запись первой постановки балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Сделана она во время Второй мировой войны, когда Мариинский — Петербуржский театр был эвакуирован в город Тверь. Здесь была осуществлена первая постановка знаменитого балета. Вы знаете, что тогда было черно -белое кино. Но до сих пор вызывает восхищение энтузиазм и мастерство актеров. Сравните характер музыки с вашими определениями. Д: Подтверждают правоту своих высказываний. У: Как вы думаете, почему в музыке, которая появляется сегодня, борьба метра и ритма так сильна? Почему музыка 15—16 веков более размеренна, спокойна? Найдите объяснение этому в жизни человека. Д: Дают свои ответы. У: Откройте учебник на странице 50. Рассмотрите фрагмент нотной записи симфонии № 5 Л. Бетховена. Найдите размер. Сколько долей должно быть в такте? Д: В такте должно быть две доли. У: То есть метр состоит из двух долей. Отображен ли в нотном фрагменте метр произведения или здесь записан только ритм? Д: Нет. Я здесь вижу только отображение ритма. У: Верно. Ритм совершенно победил метр, мерность, размеренность. Что же произошло в жизни человека, если ритм его жизни совершенно уничтожил ее размеренность, биологическую пульсацию? В симфонии композитор всегда делится со слушателями своими чувствами, переживаниями. Именно об этом мотиве Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Ритм отображает характер этих жизненных обстоятельств, которые заставляют человека нарушить привычный образ жизни, бороться или покориться им. Как вы думаете, какие мысли о себе поведал нам Л. Бетховен в своей симфонии №5? Что чувствовал композитор, когда писал такую музыку?? Д: Высказывают свои суждения. У: Рассказывает эпизод биографии композитора. Откройте «Дневник музыкальных размышлений» на странице с названием «Афиша». Выберите в нотных примерах те музыкальные произведения, у которых медленный темп и запишите в первое отделение фамилии их авторов и названия. Произведения, написанные в быстром темпе, запишите во второе отделение. Д: Выполняют проверочную работу: '+ узнают по нотным фрагментам прослушанную на уроке музыку; - вспоминают фамилии авторов. У: Слушая различные музыкальные произведения, мы узнали, что ритм часто вступает в спор, в борьбу с метром, иногда совершенно побеждая его. А могут ли они существовать друг без друга? Д: Конечно, нет. У: Метр и ритм в музыке, как и в жизни человека, всегда существуют в единстве, несмотря на постоянную борьбу и различия. Не случайно И.Гёте замечал, что «в ритме есть нечто волшебное; он заставляет верить, что возвышенное принадлежит нам». Послушайте песню М.Дунаевского «Непогода». Каково взаимодействие ритма и метра в этой песне? Д: Они не противоречат друг другу. Разучивание фрагмента песни по времени. У: Верно. В музыке ритм редко выступает изолированно, вне связи с метром. Метр, мерность, равномерность — однокоренные слова не случайны. Они связаны с пульсом человека, размеренностью жизни, графиком работы, расписанием, равномерным чередованием чего-либо: равномерно чередуются день и ночь... Д: Времена года, переменки и уроки, приход в школу и уход из нее... У: Шаги человека... Иногда человек ходит, подчеркивая какой-либо шаг, выделяет его, особенно в танце. Музыка всегда отражала жизнь, ее разнообразные явления, в том числе и ее размеренность, пульсацию, равномерность. Все эти явления отображались в музыке с помощью метра, который записывается в нотах цифрами 2\4,3\4,4\4. Попытайтесь по метру определить танец, который сейчас прозвучит. У: Играет аккомпанемент вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса». Д: Это вальс. У: Это аккомпанемент вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса». В вальсе всегда один шаг длинный, а два последующих -короткие. Откройте учебник на странице 42. В нотном примере пульсация долей обозначена размером 3\4, который записан в начале произведения. Перед каждой сильной долей ставится тактовая черта. Покажите пульсацию сильных и слабых долей хлопками. Следите по нотам и сделайте вовремя остановку в конце фрагмента. Д: Хлопают, выделяя сильные доли. У: А теперь добавим мелодию. Что она передает, метр или ритм? Д: Ритм. У: Покажите его хлопками. Д: Хлопками показывают ритм. У: Метр и ритм в вальсе И. Штрауса противоречат друг другу или звучат в единстве? Д: Дополняют друг друга. У: Исполните ритм и метр одновременно, разделившись на две группы. Д: Исполняют ритмический аккомпанемент. У: Отройте учебник на странице 49. Где отображается метр: в аккомпанементе или мелодии? Д: В аккомпанементе. У: Каков его характер? Д: Радостный, равномерный. У: Рассмотрите мелодию. Над нотами найдите обозначения ударений. Совпадают ли они с пульсацией метра, который |