Скачать 36.73 Kb.
|
Описание методической разработки
Цели: Знакомство с этапами разработки базы данных, с понятиями «хорошо« и «плохо» нормализованной таблицы, избыточность данных. Отработка изученных понятий на примерах. Отработка навыка работы с изученными программами. Оборудование: мультимедиа проектор, компьютеры, компьютерная презентация, кроссворд в программе Excel. План Урока:
Ход урока.
Приветствие, объяснение хода и целей урока. Сегодняшний урок я бы хотела начать с этих слов: Эпиграф: «Правильное формулирование задачи – это проблема не менее сложная, чем само решение задачи и не нужно надеяться, что кто-то другой целиком сделает это за вас». Н.С.Бахвалов.
Проводится в форме кроссворда в Excel с проверкой. (Приложение 1) Пояснение к выполнению кроссворда: чтобы прочитать вопрос к слову нужно посмотреть примечание (навести курсор на первую ячейку слова); слова вводятся по одной букве в каждую ячейку по вертикале или горизонтали; по мере отгадывания слов, выводится количество верных ответов. Важно! Слова нужно писать без ошибок.
(При изучении нового материала используется мультимедийный проектор, демонстрируется презентация «Проектирование баз данных». Приложение 2) До сих пор мы с вами работали с готовыми базами данных или создавали простые базы данных, состоящие из одной таблицы. Сегодня мы познакомимся с тем, как правильно разработать базу данных, состоящую из нескольких таблиц. Чтобы получить компьютерную базу данных, надо выполнить следующие этапы работы: (слайд 2) Проектирование – это теоретическое построение информационной модели, т.е. определение объекта и выделение атрибутов объекта в качестве полей базы данных. На втором этапе – выполняем нормализацию базы данных и заполняем ее. Третий – создание структуры. С этим понятием вы уже знакомы. Что это значит? (Учащиеся должны ответить: определить имена полей и их типы данных) Дальше мы с вами познакомимся, что же такое нормализация. (слайд 3) Вопрос о том, какие поля включить в таблицу, кажется простым только на первый взгляд. Однако таблица может оказаться «плохо» нормализованной, а может и «хорошо». Давайте разберемся, что же это такое. (слайд 4) «Плохо» нормализованная таблица несет избыточную информацию, т.е. повторяющуюся. Рассмотреть пример. В таблице БИБЛИОТЕКА избыточной будет информация об авторе книги. А если в библиотеке десятки книг одних и тех же авторов, представляете, какая будет избыточность в такой базе! А это приведет к неоправданному расходу памяти компьютера. Чтобы избавиться от избыточности необходимо эту таблицу разбить на две. Пример 2. таблица КНИГА содержит атрибуты, характеризующие книгу (№ книги, автор, название, №полки); таблица ПИСАТЕЛИ – атрибуты, характеризующие писателя (ФИО автора, страна, годы жизни) Давайте запишем правило, которое надо соблюдать для «хорошей» нормализации: (слайд 5) Итак, мы с вами познакомились с понятиями нормализация, избыточность. И давайте сами попробуем выполнить задания за компьютерами.
На каждом компьютере загружен слайд с заданием – это ненормализованные структуры баз данных. (приложение 3) Указатель мыши переведен в режим КАРАНДАШ или ФЛОМАСТЕР для работы по слайду. Задание 1. Вычеркните все лишние поля, чтобы нормализовать эти таблицы. Задание 2. Выделите разными цветами поля, относящиеся к разным таблицам. Какие поля вы бы еще дополнили? Как назвать эти таблицы? Учитель проверяет работу сразу по ходу выполнения.
§ 7.2 по учебнику, письменно задания в учебнике № 4, 5
В конце урока я снова хочу вернуться к словам Н.С. Бахвалова, которые мы прочли в начале урока. Можно ли их отнести к нашему сегодняшнему уроку, и как бы вы эти слова перестроили?
|