Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ», адресованная для 11 класса (профиль химико-биологический), составлена на основе авторской программы по информатике на базовом уровне Н.Д. Угриновича (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.), содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (базовый уровень) рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
В основу курса информатики и ИКТ для 11 класса (базовый уровень) положены следующие идеи и принципы: системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, что позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010).
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
общеобразовательная цель заключается в освоении учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них понимания компьютера как современного средства обработки информации.
прикладная цель - в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
обеспечить успеваемость не ниже 99,2%, качество не ниже 42% через использование индивидуальных заданий для слабоуспевающих детей, занимательных и межпредметных заданий;
обеспечить положительную динамику участия школьников различных интеллектуальных конкурсах (олимпиада «Инфознайка» и др.);
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Краткая характеристика классов.
11Б класс. Профиль класса: химико-биологический. Данный класс делится на подгруппы (12 человек: большинство учащихся с высокими и средними учебными возможностями, 2 учащихся с низкими учебными возможностями). В данном классе будут реализованы все три запланированных проекта («Базы данных», «Из истории моей семьи», «Это интересно»). Подробное описание проектов представлено в Приложении. Для учащихся с низкими учебными возможностями будут предложены дифференцированные домашние задания, а также работа в парах с учащимися с высокими учебными возможностями. Запланирована работа над формированием универсальных учебных действий: целеполагание, прогнозирование и контроль своих действий. Прогноз –70% качества, 100% успеваемости.
Реализация проектной деятельности.
Проект «Базы данных» будет реализован на уроках 1.9-1.11.
1.9 – выбор темы для создания базы данных, постановка целей и задач проекта (работа в MS PowerPoint). Поиск и отбор информации происходит самостоятельно дома после консультации с учителем-предметником.
1.10 – консультация по созданию базы данных. База данных разрабатывается учащимися дома самостоятельно согласно требованиям, предъявляемым учителем.
1.11 – защита проекта.
Проект «Из истории моей семьи» будет реализован на уроках 2.5-2.7.
2.5 – постановка целей и задач проекта. Работа над созданием генеалогического древа ведется учащимися самостоятельно дома. В ходе бесед с родителями, бабушками и дедушками учащиеся выстраивают свое древо.
2.6 – выбор соответствующего программного обеспечения. При помощи учителя информатики учащиеся проводят анализ программного обеспечения и выбирают подходящую для них программу (MS Word, SimTree, MS Visio и др.).
2.7 – защита проекта.
Проект «Это интересно» будет реализован на уроках 3.11, 3.12:
Домашнее задание на урок 3.11: Разбиение учащихся на пары. Распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя; определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной. Отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций; учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге.
3.11 - обсуждение полученного макета, реализация проектов на ПК.
3.12 - представление проекта учащимся группы и учителю.
Основные принципы отбора материала, логика структуры рабочей программы.
Курс рассчитан на изучение в 11 классе химико-биологического и социально-гуманитарного профилей обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 34 учебных часа (из расчета 1 часа в неделю). Данная рабочая программа составлена основе авторской рабочей программы Н.Д. Угриновича по информатике для 10-11 классов (базовый уровень).
Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Данные изменения представлены в таблице. №
| Название раздела
| Рабочая программа
Н.Д. Угриновича
| Данная
рабочая программа
| 10
| 11
| 10
| 11
| 1
| Информация и информационные процессы
| 10
|
| 10
|
| 2
| Компьютер и программное обеспечение
| 7
|
| 7
|
| 3
| Информационные технологии
| 18
|
| 6
| 12
| 4
| Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
|
| 10
|
| 11
| 5
| Информационные модели
|
| 7
|
| 7
| 6
| Коммуникационные технологии
|
| 12
| 12
|
| 7
| Основы социальной информатики
|
| 3
|
| 3
|
| Повторение
|
| 3
|
| 2
|
| ИТОГО
| 35
| 35
| 35
| 35
| Таким образом, в авторскую программу Н.Д. Угриновича для 10-11 класса (базовый уровень) внесены следующие корректировки: раздел «Информационные технологии» разбит на 2 части (6 часов в 10 классе и 12 часов в 11 классе). В курсе 10 классе в рамках раздела «Информационные технологии» изучается тема «Технология обработки графической информации», а в 11 классе – «Технология обработки числовой и текстовой информации». В связи с этим раздел «Коммуникационные технологии» изучается в курсе 10 класса.
Практическая работа «Ввод и редактирование данных» разбита на две практические работы «Ввод и редактирование данных в режиме конструктора» и «Ввод и редактирование данных при помощи формы».
В раздел «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных» добавлены практические работы «Создание сложных запросов», «Связывание таблиц в многотабличных базах данных».
Практическая работа «Создание, редактирование и форматирование документов» разбита на две «Создание и редактирование текстового документа» и «Форматирование документа».
В раздел «Информационные технологии» добавлены практические работы «Создание списков и таблиц», «Создание таблицы. Расчеты с использованием относительной адресации», «Встроенные функции Excel».
Преподавание курса ориентировано на использование учебника Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. - 2е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Методы, формы обучения. Основной формой обучения является урок. Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.
Предполагаемые результаты. Программа направлена на:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение учащимися умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных предметов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной деятельности.
Для оценки достижений учащихся программой предусмотрено проведение: Практических работ
| 21
| Контрольных тестов
| 1
| Защит проекта
| 3
| |