РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения
учителей начальных классов
МОУ СОШ № 2
от « » сентября _____г. Протокол № __
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МОУ СОШ № 2
Г. Переславля-Залесского
От « » сентября ____г. Приказ № ___
Рабочая программа
по курсу « Технология»
(базовый уровень)
для 2 класса (УМК «Гармония»)
МОУ СОШ № 2
Г. Переславль - Залесский
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС второго поколения для начального общего образования и учебной программы по технологии (автор – Н.М.Конышева). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Цели и задачи курса
Для развития ребёнка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Уроки практического труда (или технологии), как никакие другие, реально могут обеспечить такую интеграцию. Эти уроки уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:
возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);
возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества);
возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).
Первая и главная специфическая черта уроков практического труда состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — на основе предметно-практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наглядно-образная и наглядно-действенная формы познания.
Познавательная деятельность человека едина, поэтому отвлечённое мышление, хотя по определению и требует способности оторваться от жизни, оказывается наиболее продуктивным, когда сочетается с практическими действиями.
Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что обучающиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.
Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов в художественно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл.
Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними - рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост крупных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6—7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур и т. д. Кроме того, в этом возрасте у них ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координация движений руки. Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.
Основные задачи технологии во 2 классе
- привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;
- формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;
- воспитание коммуникативных умений, правильного поведения в коллективе сверстников, организованности и культуры труда;
- развитие моторики рук, координации движений и действий;
- расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечатлений об окружающем мире;
- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
- развитие приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения.;
- практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки;
- формирование первоначальных приёмов работы с инструментами для ручного труда;
- формирование умения работать с учебником.
Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учебнике для первого класса в определённой мере рассчитана именно на адаптацию к школе. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» во 2 классе отводится 1 час в неделю. Наряду с этим в новом государственном стандарте начального общего образования неоднократно подчёркивается особое значение предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, важности сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей
деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к
его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием
условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 2 КЛАСС (34 часа)
Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях (8 часов)
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция.
Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приёмы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»). Разметка прямоугольника от двух прямых углов.
Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов)
Правила и приёмы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развёртка объёмного изделия.
Получение и построение прямоугольной развёртки. Упражнения в построении прямоугольных развёрток. Решение задач на мыс-
ленную трансформацию форм, расчётно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов (4 часа)
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетёрки». Раньше из соломки, теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов)
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продёргивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперёд иголку», вышивка швом «вперёд иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения(6 часов)
Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись). Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приёмов работы.
Календарно-тематическое планирование 2 класс( 34 часа)
№
| Тема урока, изделия, страницы учебника
| Задачи урока
| Характеристика деятельности обучающихся ( УУД)
| дата
| план
| факт
| 1.
| Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.
С. 3-13, плюс общий обзор всего материала учебника.
| Ознакомление с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году. Ознакомление с новыми свойствами материалов и особенностями их обработки на уроках технологии.
Формирование умения работать с информацией (учебником).
| Рассказывать о подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами.
Рассматривать учебник и рабочие тетради.
Обсуждать содержание учебника и тетрадей.
Выполнять отдельные опыты с материалами.
Наблюдать изменения свойств материалов, обсуждать наблюдения.
***
Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).
|
|
| 2.
| Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Изготовление квадрата. Оригами (рыбка).
С. 14-23.
| Ознакомление с технологией получения квадрата нужного размера из прямоугольного листа способом сгибания. Ознакомление с приемами получения простых базовых форм в оригами и изготовления на их основе разных фигур. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы. Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления.
| Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).
Анализировать графические схемы изготовления изделий.
Упражняться в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания.
Упражняться в изготовлении базовой формы "треугольник".
Упражняться в изготовлении различных фигур на основе базовой формы.
***
Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
|
|
| 3.
| Новые формы оригами (бабочка, лягушка). Композиция с фигурками оригами.
С.24-31.
| Формирование понятия и общего представления о композиции, элементарных правилах создания композиции на плоскости. Воспитание художественного вкуса.
Развитие ассоциативно-образного мышления, коммуникативных умений, воображения.
| Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию.
Обсуждать информацию.
Создавать коллективные, групповые или индивидуальные композиции на плоскости.
***
Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
|
|
| 4.
| Приемы разметки и вырезания симметричных форм с зеркальной симметрией.
(Орнамент).
С.32-35.
| Ознакомление с особенностями симметричных форм, гармонией симметрии и асимметрии в объектах природы. Закрепление приемов разметки и вырезания простых симметричных форм (с зеркальной симметрией). Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления, художественного вкуса. Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы.
| Рассматривать и анализировать симметричные формы.
Упражняться в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии.
Упражняться в использовании различных приемов дополнительного декорирования симметричных форм.
***
Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать образцы, способы получения симметричной формы, обсуждать их и сравнивать.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
|
|
| 5.
| Симметрия и асимметрия в композиции.
(Картина для сказочного героя).
С.36-39.
| Ознакомление с использованием симметрии и асимметрии в композиции, с их эстетическим смыслом.
Формирование первоначальных представлений о выражении характера человека через его вещи. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления. Воспитание художественного вкуса.
Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности
| Ознакомиться с информацией о симметрии как средстве художественной выразительности, обсудить ее.
Вообразить композицию – картину для сказочного героя.
Подбирать материалы (белую и цветную бумагу) для получения декоративно-художественных эффектов.
Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной композиции.
Создавать смысловую композицию в технике художественной аппликации.
***
Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
|
|
| 6.
| Приемы разметки и вырезания форм с двумя осями симметрии. (Композиция с лилией).
С.40-43.
| Ознакомление с приемами разметки и вырезания симметричных форм (с двумя осями симметрии). Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления.
| Упражняться в разметке и вырезании фигур с двумя осями симметрии.
***
Анализировать и сравнивать образцы.
Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции.
Осуществлять мысленную трансформацию формы, поиск способа выполнения задания.
Анализировать и оценивать полученные результаты.
|
|
| 7.
8.
| Композиции на плоскости из засушенных растений. (Аппликации на плоскости).
С. 44-47; 48-51.
| Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в декоративно-прикладных изделиях. Освоение различных способов работы и создания различных видов композиции в зависимости от целей и декоративно-художественных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления, творческого воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
| Рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов.
Отбирать материал для работы.
Осваивать новые приемы работы.
Создавать композиции на плоскости.
***
Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.
Создавать в воображении выразительный художественный образ.
Воплощать замысел в изделии.
Анализировать и оценивать результаты выполненной работы.
|
|
| 9.
| Объёмно-пространственные композиции из природных материалов.
(Скульптуры из природных материалов).
С.52-55.
| Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в объёмно-пространственных композициях. Освоение новых способов работы. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления, творческого воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
| Рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов.
Отбирать материал для работы.
Осваивать новые приемы работы.
Создавать композиции в объёме.
***
Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.
Создавать в воображении выразительный художественный образ.
Воплощать замысел в изделии.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
|
| 10.
| Построение прямоугольника от двух прямых углов.
С.56-59.
| Ознакомление с приёмами построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления. Воспитание аккуратности, точности в работе.
| Воспринимать и анализировать графическую инструкцию в учебнике и объяснение учителя о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов.
Упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов.
***
Анализировать информацию в учебнике.
Строить работу в соответствии с инструкцией.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
| 11.
| Развертка. Построение прямоугольных разверток.
(Подставка для кисти).
С. 60-63.
| Ознакомление с понятием развертки и способами получения прямоугольных разверток объёмных предметов. Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, точности в работе.
| Воспринимать и анализировать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж) в учебнике и объяснение учителя.
Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку.
Выполнять расчетно-вычислительные задания.
Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом от двух прямых углов.
***
Анализировать информацию в учебнике.
Строить работу в соответствии с инструкцией.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
| 12.
| Образ и конструкция открытки.
(Новогодняя поздравительная открытка).
С.64-69.
| Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование представлений об использовании в новогодних открытках отдельных средств художественной выразительности (цвета, символики образов, материала).
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса.
Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности
| Воспринимать и анализировать образцы изделий.
Решать задачи на построение развёрток, создание образа открытки, вычислительные задачи.
Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Выполнять построение прямоугольных деталей.
Выполнять разметку деталей декора другими известными способами.
Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате.
***
Анализировать информацию в учебнике.
Строить работу в соответствии с инструкцией.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
| 13.
14.
| Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия. (Коробка – упаковка для подарка).
С.70-73.
| Закрепление понятия «развёртка», совершенствование приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование первоначальных представлений о функциях упаковки, единстве упаковки и вещи. Закрепление умения читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса.
Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности
| Воспринимать и анализировать образцы изделий.
Решать задачи на трансформацию развертки в объемное изделие, на построение развёрток.
Подбирать материалы в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественой задачей.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Выполнять построение прямоугольных деталей.
Выполнять разметку деталей декора другими известными способами.
Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате.
***
Анализировать информацию в учебнике.
Строить работу в соответствии с инструкцией.
Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с задачей.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
|
| 15.
16.
| Конструирование объёмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики.
(Фонарик - ёлочное украшение). С.76-79.
| Формирование новых приёмов обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Закрепление понятия «развёртка», совершенствование приёмов построения прямоугольной развёртки. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
| Рассматривать образцы изделий.
Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки.
Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги.
Мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки.
***
Воспринимать объяснения и инструкции учителя.
Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать.
Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
Анализировать и оценивать полученные результаты.
|
|
|
| 17.
| Конструирование объёмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики.
(Ёлочка).
С.82-85.
| Обучение новым приемам обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки.
Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
| Рассматривать образцы изделий.
Осваивать новые приемы разметки и пластической трансформации бумаги.
Упражняться в использовании освоенных приемов для получения соответствующих форм и изготовления изделий.
Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги.
Мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки.
***
Воспринимать объяснения и инструкции учителя.
Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать.
Анализировать и оценивать полученные результаты.
|
|
| 18.
| Изделия по мотивам народных образцов.
(Весеннее печенье «Тетёрки»).
С.86-87.
| Ознакомление с новым поделочным материалом – соленым тестом, изучение его декоративно-художественных свойств. Обучение новым приемам обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки.
Первичное ознакомление с народными традициями в быту, воспитание уважительного отношения к ним.
| Рассматривать и анализировать образцы.
Слушать, оценивать и обсуждать информацию.
Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.
***
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
| 19.
| Изделия по мотивам народных образцов.
(Кукла из ниток).
С.88-91.
| Ознакомление с технологическими и декоративно-художественными свойствами волокнистых материалов, с новыми приёмами их обработки; обучение приему отмеривания нитей с помощью шаблона.
Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям.
Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса.
| Рассматривать и анализировать образцы.
Слушать, оценивать и обсуждать информацию.
Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.
***
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
| 20.
| Игрушка по мотивам народных образцов.
(Игрушка-свистулька).
С.92-97.
| Обучение новым приемам лепки из глины и пластилина. Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям.
Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса.
| Рассматривать и анализировать образцы.
Слушать, оценивать и обсуждать информацию.
Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.
***
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
| 21.
22.
| Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей. (Дорожная игольница).
С.105-109.
| Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Освоение приёма разметки деталей на ткани с помощью шаблона. Формирование навыка вырезания деталей из ткани.
Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.
Развитие речи и пространственного мышления.
| Рассматривать и изучать образцы изделия.
Выполнять расчетно-измерительные операции.
Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией.
Обсуждать и аргументировать свой выбор. ***
Анализировать и сравнивать образцы изделия.
Планировать последовательность операций.
Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.
Проектировать изменение конструкции изделия в соответствии с дополнительной функцией.
Производить контроль и оценку результатов работы.
|
|
|
| 23.
| Работа с тканью.
Полотняное переплетение нитей в ткани; разметка продёргиванием нити. Выполнение бахромы. (Салфетка с бахромой).
С.110-111.
| Ознакомление с тканями полотняного переплетения. Освоение приема разметки ткани продёргиванием нити; обучение выполнению бахромы в изделиях из ткани.
Развитие тонкой моторики, глазомера.
Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.
| Рассматривать и изучать образцы изделия.
Воспринимать информацию о переплетении нитей в тканях.
Упражняться в разметке ткани способом продергивания нитей.
Упражняться в выкраивании ткани по прямолинейной разметке.
Упражняться в изготовлении бахромы по краю ткани. ***
Планировать порядок действий.
Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы.
Производить контроль и оценку результатов работы.
|
|
| 24.
25.
| Шов «вперед иголку». (Салфетка с бахромой; завершение работы).
С.112-113.
| Развитие тонкой моторики, глазомера.
Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Развитие креативности и творческих качеств личности.
| Рассматривать и изучать образцы изделия.
Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки.
Упражняться в разметке ткани способом продергивания нитей.
Упражняться в выполнении прямых стежков и шва «вперед иголку».
***
Планировать порядок действий.
Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы.
Производить контроль и оценку результатов работы.
|
|
| 26.
| Работа с тканью.
Разметка деталей с припуском. (Декоративная игольница).
С.114-116.
| Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Закрепление приема разметки деталей из ткани по шаблону. Обучение разметке с припуском.
Развитие воображения, художественного вкуса, тонкой моторики, глазомера.
Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.
| Рассматривать и изучать образцы изделия.
Выполнять расчетно-измерительные операции.
Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией.
Обсуждать и аргументировать свой выбор. ***
Анализировать и сравнивать образцы изделия.
Планировать последовательность операций.
Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.
Проектировать изменение конструкции изделия в соответствии с дополнительной функцией (мини-проект).
Производить контроль и оценку результатов работы.
|
|
| 27.
| Обтягивание тканью деталей простой формы. Шов «через край». (Декоративная игольница; завершение работы).
С.117-119.
| Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия.
Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.
Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.
| Рассматривать и изучать образцы изделия.
Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы.
Обсуждать и аргументировать свой выбор. ***
Анализировать и сравнивать образцы изделия.
Планировать последовательность операций.
Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.
Проектировать изменение декоративно-художественного образа изделия в соответствии с изменением окружающей обстановки (мини-проект).
Производить контроль и оценку результатов работы.
|
|
| 28.
39.
30.
| Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция.
С.120-125; 126-128.
| Повторение и закрепление различных приемов выкраивания деталей из бумаги, приемов работы с клеем. Обогащение сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. Формирование представлений о выразительном художественном образе и возможных путях его создания из разных материалов. Развитие вариативности и гибкости мышления. Развитие сенсомоторной сферы.
| Воспринимать и анализировать информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления.
Упражняться в создании декоративно-художественной композиции в технике мозаики.
***
Обсуждать информацию.
Воспринимать и анализировать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира.
Анализировать и подбирать необходимые материалы для работы.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
| 31.
| Барельеф. Композиция, стилизация.
(Декоративная пластина из пластилина).
С.129-134.
| Ознакомление с барельефом, его декоративно-художественными особенностями. Обучение технике выполнения барельефа. Формирование представлений о сюжетах декоративного барельефа, о переработке природных форм в композиции барельефа (стилизации). Обогащение сенсорного опыта. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения. Воспитание художественного вкуса.
| Воспринимать и анализировать информацию о барельефе и технологии изготовления барельефа.
Упражняться в создании барельефа.
***
Обсуждать информацию.
Воспринимать и анализировать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира.
Анализировать и подбирать необходимые материалы для работы.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
| 32.
| Предмет и среда: Декоративная ваза как предмет интерьера.
(Ваза из пластилина).
С.135-140.
| Формирование первоначальных представлений о связи предмета со средой, о единстве функции предмета и его внешней формы. Формирование представлений о гармонии формы, развитие чувства формы. Обучение приемам лепки сосуда. Обучение приемам декорирования поверхности сосуда в соответствии с его формой.
Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.
| Воспринимать и анализировать информацию о связи предмета с окружающей обстановкой, о различных способах и технологиях изготовления декоративной вазы.
Упражняться в создании объемного сосуда из пластилина.
***
Обсуждать информацию.
Воспринимать и анализировать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Анализировать и выбирать соответствующие способы работы.
Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
| 33.
| Итоговая самостоятельная работа.
(Книжка-календарь).
С.141-144).
| Проверка и анализ сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 2-го года обучения.
| Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Прогнозировать и планировать необходимые действия.
Выполнять необходимые действия в соответствии с планом.
Корректировать работу (при необходимости).
Производить контроль и оценку результатов работы.
|
|
| 34.
| Подведение итогов года. Итоговая выставка.
| Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний.
| Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.
Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.
Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями.
|
|
|
|