Скачать 222.85 Kb.
|
Басня Ворона и лисица читать Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!" Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова. Мораль басни Ворона и лисица Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Басня Ворона и лисица - анализ Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы? Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений. Басня Ворона и лисица - крылатые выражения
Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. КрыловаПояснительная записка. Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. В методических пособиях рекомендуется итоговый урок по басням И. Крылова проводить в игровой форме (например, в пособии Н.В. Егоровой «Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс» (Москва, ВАКО, 2009) предлагается урок-викторина). Учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой содержит такие вопросы и задания для учащихся:
Данный урок также проводится в игровой форме и учитывает задания учебника (именно на их основе составлены авторские задания игры). Новизна разработки заключается в выборе вида игры («Морской бой»), что предполагает элемент неожиданности, интереса, даже азарта (например, возможность получения бонусного балла), а также в использовании компьютерных технологий. Возможности операционной среды MS Power Point позволяют нестандартно преподнести учебный материал, разнообразить урок иллюстративным материалом, использовать видеофрагменты. В то же время на уроке предполагается не только работа с презентацией Power Point , но и выполнение учащимися заданий на бумажных носителях («Найди пару», «Вставь пропущенные слова», «Узнай басню»). Учащимся предлагаются задания разного уровня: выразительное чтение либо чтение наизусть, в зависимости от степени подготовленности учащихся, знание текста и фактов биографии, восприятие и истолкование (узнавание морали басен), а также узнавание басни по иллюстрациям (развитие образного мышления). Работа на уроке основана на совместной деятельности учащихся в ходе повторения и обобщения учебного материала. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, который выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, и фактор саморазвития. Сценарий урока. Цель урока:
Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход урока 1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры (Слайд № 2). 2. Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point (Приложение) Для проведения игры класс делится на команды. Самый оптимальный вариант – три команды (по рядам). Игра начинается со слайда № 3. Это игровое поле «Морского боя», состоящее из 16 квадратов. Каждый квадрат – это гиперссылка:
Ход игры Команды по очереди называют квадраты. Случаи «Мимо» и «Бонус» описаны выше. Если выпадает слайд с заданием, то команде даётся право первого ответа. После выполнения всех заданий подводятся итоги. Описание конкурсов. Конкурс «Найди пару» Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш. Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова. Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги. Время выполнения – 3 минуты. Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару. Например:
Конкурс «Мораль сей басни такова…» Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу: Угадай и запиши название басни по её морали.
Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню. Конкурс «Алло, мы ищем таланты». Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть. Примерное время – 10 минут. Оценивание по 5-балльной шкале. «Конкурс Знатоков». Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды. Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова. Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово. Например: Для команды № 1 ВОРОНА И ЛИСИЦА Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать-было совсем уж собралась, Да _________________, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил. _______________ к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, И говорит так __________, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за ____________, что за глазки! Рассказывать, так, _________, сказки! Для команды № 2 ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК Когда в товарищах ___________ нет, На _________ их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только _________. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с ___________ воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду. Для команды № 3 СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ Попрыгунья Стрекоза Лето ___________ пропела; Оглянуться не успела, Как зима ___________ в глаза. __________________ чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой ______________ ______________, голод настает; Стрекоза уж не поет; И кому же в ум пойдет На _____________ петь голодный! Конкурс «Блиц-турнир» Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде. Время выполнения – 5 минут. Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль. Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные. В басне используются:
Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление. Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.). Конкурс «Знаете ли вы?». Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова. (Литература. 5 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007. С. 85 – 87.) Команде даётся право выбора вопроса. При неверном ответе ход может переходить к другой команде. Время выполнения – 7 минут. Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ. Вопросы:
Конкурс «Картинная галерея» Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде. Время выполнения – 3 минуты. Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию. Конкурс «Угадай басню» Задача: узнать, из какой басни взяты строчки. Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде. Время выполнения – 3 минуты. Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.. Цитаты:
Слайд № 32 – завершающий на уроке. После подведения итогов (на слайде появляется надпись «Молодцы!») учитель обращается к строкам П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку): Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Детям задаются вопросы: Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором? Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему? Также для анализа эффективности урока учитель может предложить детям устно или письменно оценить урок. Примечания.
Словесные информационные моделиХод урока
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем работу над темой “Словесные информационные модели”. Тема интересна тем, что на неё можно посмотреть с разных сторон и граней. Сегодня мы с вами постараемся в ней увидеть не только сухие определения, но и возможность поиска в любой сфере жизни человека.
Но в начале, необходимо повторить то, что мы уже изучили на прошлом уроке.
Каждый раз, когда внутренние раздоры в классе или в семье мешают общему делу, мы поминаем Лебедя, Рака и Щуку – трех персонажей известной крыловской басни. Когда речь идет о лести в целях мошеннического обмана, на ум приходят Ворона и Лисица, выманившая кусок сыра. Когда непослушный ученик продолжает хулиганить, несмотря на все наши увещевания, мы вздыхаем: “…А Васька слушает, да ест…”. А когда сложная и запутанная задача неожиданно легко разрешается, усмехаемся: “…А ларчик просто открывался!” Все эти образы пришли к нам из басен замечательного писателя Ивана Андреевича Крылова. Басни Крылова часто позволяют буквально в двух словах полностью охарактеризовать и ситуацию, и наше к ней отношение. Достаточно назвать кого-то “Свиньей под дубом”, как всем становится ясно, что речь идет о неблагодарном человеке, не умеющем ценить поддержку других людей. А лаконичная фраза “зелен виноград” - это намек на ситуацию, когда человек из зависти ругает что-либо, что по тем или иным причинам оказалось ему недоступно. Если не обращаться к басням мы рискуем так никогда и не понять, почему про задиристого и трусоватого соседского мальчика, исподтишка цепляющегося к старшим и более сильным ребятам, взрослые со смехом говорят: “Ах, Моська, знать она сильна, коль лает на слона…”. И почему легкомысленному ученику, теряющему время даром, в ответ на жалобы на плохие оценки советуют: “Так пойди же, попляши!”. Вот сегодня мы еще раз попробуем духовно обогатиться миром произведений Ивана Андреевича Крылова применительно к нашей теме. Как вы думаете, ребята – можно ли связать басни и тему нашего урока? Конечно можно – вы правы. Но в начале давайте немного вспомним кто такой был Иван Андреевич Крылов. (Силами учащихся можно приготовить небольшую презентацию – И.А. Крылов в воспоминаниях современников, афоризмы - необходимый текстовый материал находится в Приложении 1).
Настало время работы. Разбиваемся на группы и приступаем (разбиение на группы зависит от детских предпочтений, количества рассматриваемых вами басен, а так же темпа работы ваших учеников). Каждая группа получает текст басни и читает его в течение нескольких минут. Затем представитель от группы прочитывает басню с выражением, для того, чтобы другие группы могли участвовать в обсуждении (кроме всего прочего заставить прочитать ваших учеников еще раз какой-либо текст – всегда на пользу). На доске тексты басен представлены на слайдах и сопровождаются иллюстрациями (Приложение 2). Следующий представитель от группы рассказывает, какая модель поведения человека была зашифрована автором. Можно предложить кому-то из детей найти в Интернете иллюстрации, которыми сопровождал басни сам И.А. Крылов (естественно заблаговременно, хотя при хорошем качестве доступа в Интернет это возможно и на самом уроке).
Все справились, молодцы, а теперь переходим к следующему нашему заданию. Наверняка каждый из вас приходя в библиотеку, или в книжный магазин, прежде чем взять книгу домой сначала рассматривает ее, старается понять, что в ней написано, будет ли она вам полезна в работе или интересна в чтении. А как вы это определяете? Правильно. Мы с вами смотрим аннотацию - (от лат. annotatio - замечание), краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи. Вот сейчас мы с вами перейдем к работе за компьютером, и вашим заданием будет создать аннотацию к вашей любимой книге. Работаем по следующему плану:
Для слабоуспевающих учащихся необходимо заранее приготовить несколько книг и предложить с ними поработать (найти аннотацию и перенести ее в текстовый документ)
Подводятся итоги работы, выставляются комментированные оценки. Можно предложить это сделать вашим ученикам. Получается живо и интересно. Как правило, дети строже оценивают и себя и своих товарищей. Приложение 3 Современники Крылова
Урок информатики по теме "Информационные модели"Цели: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, презентация к уроку, карточки с заданиями. Тип урока: обобщение и систематизация знаний; урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ?и навыков. Форма проведения: коллективный проект. Методическое обеспечение урока: парная или индивидуальная, групповая формы работы, вопросы, ответы, оценка и самооценка, обсуждение-беседа, диалог, рефлексия. Программное обеспечение: Word, Paint, Power Point. Тип проекта:
В результате изучения темы учащиeся должны знать:
уметь:
Основные понятия: модель, информационная модель, натурная модель, моделирование. Проблемные вопросы:
Дидактические цели:
Задачи:
План урока
Ход урока1. Организационный момент
2. Актуализация и проверка изученного материала На предыдущих уроках, мыс вами познакомились с понятием модели, моделированием, видами моделей, разновидностями информационных моделей. Сегодня у нас с вами урок закрепления полученных знаний и выработки практических умений и навыков. Работа сопровождается презентацией (Приложение 1). 3. Выбрать объект – школа будущего 4. Определить Цель моделирования (Создание модели такой школы, в которой интересно было бы учиться, которая помогла бы в будущем в определении профессии) 5. В итоговой работе необходимо продемонстрировать полученные на уроках информатики знания и умения по представлению объектов окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и графических изображений. Итоговая работа создается с помощью программы MS PowerPoint. В классе разбираются компоненты данного проекта, сделанные в приложениях Word, Paint. Как работать? – в группе Рассаживание учащихся по группам. Распределение ролей в группе (например, идеолог, исполнитель, оформитель, оратор) Каждая группа создает модель, выбранного ими типа. План работы на слайдах презентации. Давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа. Сбор информации - вся группа. Составление итогового проекта - вся группа. Оформление модели (эскиз) - вся группа. В группе каждый учащийся выполняет функции согласно своей роли. Представление проекта – по желанию один человек (лидер группы). Повторение алгоритма работы Напоминаю вам алгоритм работы:
Работа в группах по составлению моделей. Работа за компьютером. Составление презентации «Школа будущего». Защита своих блоков данного проекта. Учитель делает общий вывод – итог выполнения проекта. Выставление оценок. При этом учитывается вклад каждого учащегося в создание модели, его активность, практические навыки работы за компьютером. В течение всего урока учитель отслеживал работу каждого ученика. Домашнее задание На основе разработанных на уроке материалов создать свой вариант мини-проекта «Школа будущего» в программе PowerPoint. План работы
Рефлексия Оценка учащимися своего отношения к учебному заданию (творческому проекту). Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (учащимся предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком то, что считают нужным). Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его:
|