Пояснительная записка Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.
Рабочая программа по информатике составлена:
На основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5 - 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089;
Примерная программа основного общего образования по информатике (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предмета федерального базисного учебного плана»)
.Учебный план МБОУ «Аксубаевская СОШ №3», утвержденный приказом № от 2012г.
Программа рассчитана на 70 часов (V класс – 1 час в неделю, 35 часов в год; VI класс - 1 час в неделю, 35 часов в год)
Программой предусмотрено проведение:
контрольных практических работ – 12
проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам
работ практикума – 50
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
текстового процессора Word;
графических редакторов: Paint;
пакета презентационной графики PowerPoint;
методических разработок автора программы с сайта lbz@aha.ru.
а также дополнительная литература:
Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики (концепция, системы модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. № 1.
Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование. 2004. № 5.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме рейтинговых контрольных работ.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:
№
| Тема
| Компетенции
| 1
| Компьютер для начинающих
| Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая
| 2
| Информация вокруг нас
| Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая
| 3
| Информационные технологии
| Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая
| 4.
| Компьютер и информация
| Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая
| 5.
| Человек и информация
| Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая
| 6.
| Элементы алгоритмизации
| Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая
| 7
| Объекты и их имена
| Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая
| 8
| Информационное моделирование
| Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая
| 9
| Алгоритмизация
| Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая
| На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
1. Цели и задачи курса
Изучение информатики и ИКТ в V-VI классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VI классов положены следующие идеи и задачи:
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
2. Содержание курса информатики и ИКТ для VI класса Общее число часов – 35 ч.
1. Компьютер и информация (11 ч).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации. Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки». 2. Человек и информация (13 ч).
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word». 3. Элементы алгоритмизации (9 ч).
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня. Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».
3. Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ VI класс
Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Календарно-тематическое планирование. 6 класс
№ уро-ка
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Планируемые результаты освоения материала
| Дата
| План
| Факт
| 1
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности.
| 1
| Урок – ознакомления с новым материалом
| Уметь определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию
|
|
| 2
| Файлы и папки.
| 1
| Урок – ознакомления с новым материалом
| Уметь выполнять основные операции с файлами и папками
|
|
| 3
| Информация в памяти компьютера. Системы счисления.
| 1
| Комбинированный урок
| Иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления
|
|
| 4
| Двоичное кодирование числовой информации.
| 1
| Урок – ознакомления с новым материалом
| Иметь представление о двоичном кодировании числовой информации
|
|
| 5
| Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
| 1
| Урок применения знаний и умений
| Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно
|
|
| 6
| Тексты в памяти компьютера.
| 1
| Урок применения знаний и умений
| уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц
|
|
| 7
| Кодирование текстовой информации.
| 1
| Урок – ознакомления с новым материалом
| Иметь представление о кодировании текстовой информации
|
|
| 8
| Практическая контрольная работа №1. Создание документов в текстовом процессоре Word.
| 1
| Урок проверки знаний и умений
|
|
|
| 9.
| Растровое кодирование графической информации.
| 1
| Урок – ознакомления с новым материалом
| Знать какое изображение называется растровым и виды растровых графических редакторов
|
|
| 10.
| Векторное кодирование графической информации.
| 1
| Урок – ознакомления с новым материалом
| Знать какое изображение называется векторным и виды векторных графических редакторов
|
|
| 11.
| Единицы измерения информации.
| 1
| Комбинированный урок
| Знать основные единицы измерения информации и уметь переводить одни единицы измерения информации в другие
|
|
| 12.
| Контрольная работа №2. Информация и знания.
| 1
| Урок проверки знаний и умений
|
|
|
| 13.
| Чувственное познание окружающего мира.
| 1
| Комбинированный урок
| Иметь представление о чувственном познании мира
|
|
| 14.
| Понятие как форма мышления.
| 1
| Комбинированный урок
| Понимать смысл термина «понятие»
|
|
| 15.
| Как образуются понятия.
| 1
| Комбинированный урок
| Знать как образуются понятия
|
|
| 16.
| Структурирование и визуализация информации.
| 1
| Комбинированный урок
| Иметь представление о структурировании и визуализации информации
|
|
| 17.
| Содержание и объем понятия.
| 1
| Комбинированный урок
| Понимать смысл терминов «содержание» и «объем»
|
|
| 18.
| Отношения тождества, пересечения и подчинения.
| 1
| Комбинированный урок
| Знать отношения тождества, пересечения и подчинения
|
|
| 19.
| Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
| 1
| Комбинированный урок
| Знать отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
|
|
| 20.
| Определение понятия.
| 1
| Комбинированный урок
| Понимать смысл термина «понятие», приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями
|
|
| 21.
| Классификация.
| 1
| Комбинированный урок
| понимать смысл термина «классификация»
|
|
| 22.
| Суждение как форма мышления.
| 1
| Комбинированный урок
| понимать смысл термина «суждение»
|
|
| 23.
| Умозаключение как форма мышления.
| 1
| Комбинированный урок
| понимать смысл термина «умозаключение»
|
|
| 24.
| Контрольная работа №3. Что такое алгоритм.
| 1
| Урок проверки знаний и умений
|
|
|
| 25.
| Исполнители вокруг нас.
| 1
| Комбинированный урок
| иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей
|
|
| 26.
| Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.
| 1
| Комбинированный урок
| Знать основные формы записи алгоритмов. Уметь создавать графические объекты
|
|
| 27.
| Линейные алгоритмы.
| 1
| Комбинированный урок
| Знать определение линейного алгоритма
|
|
| 28.
| Разработка линейного алгоритма.
| 1
| Урок применения знаний и умений
| Уметь составлять линейные алгоритмы
|
|
| 29.
| Алгоритмы с ветвлениями.
| 1
| Комбинированный урок
| Знать что такое алгоритм с ветвлением
|
|
| 30.
| Разработка алгоритма ветвления.
| 1
| Урок применения знаний и умений
| Уметь составлять алгоритмы с ветвлением
|
|
| 31.
| Циклические алгоритмы.
| 1
| Комбинированный урок
| Знать что такое циклический алгоритм
|
|
| 32.
| Разработка циклического алгоритма.
| 1
| Урок применения знаний и умений
| Уметь составлять циклические алгоритмы
|
|
| 33.
| Контрольная работа №4.
Систематизация информации.
| 1
| Урок проверки знаний и умений
|
|
|
| 34-35.
| Резерв учебного времени.
| 2
| Комбинированный урок
|
|
|
| Итого:
| 35
|
|
|
|
|
|