Рассмотрена
На заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол №____
от «____»_____2013г
Председатель МО
____Пятковская О.А.
| Согласована
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ «СОШ №1652»
________Савич М.Ю.
«____»_____2013г
| Рассмотрена
На педагогическом совете
ГБОУ « СОШ №1652»
Протокол №___
от «____» ____2013г
| Утверждена
Приказом №_____
от «____»_____2013 г
Директор ГБОУ
« СОШ № 1652»
______Иванова В.В.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Весёлые инфознайки»
1-4 классы
Учитель первой квалификационной категории
СавенковаВероника Анатольевна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплинаявляется образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебныхпрограмм для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новыхпередовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно вмладших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие иобладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Цель данного курса: дать учащимся начальные знания в областиинформатики, обучить их работе на компьютере в системной среде OpenOffice, текстовом редакторе, графическом редакторе.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическимэлементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 4 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах.
Программа курса рассчитана на 135 часов:
1 класс – 33 ч.
2 класс – 34 ч.
3 класс – 34 ч.
4 класс – 34ч.
Формы занятий
Основными, характерными при реализации данной программы формамиявляются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю
Содержание программы:
Первый год обучения (34 ч)
Компьютер. Операционная система. (11 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой.
Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр». (15 ч.)
Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на развитие памяти. Упражнения –головоломки. Упражнения-исследования. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие логического мышления.
Программа для рисования ПервоЛого. (7 ч.)
Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку». Рисование в программе.
Второй год обучения. (34 ч.)
Компьютер. Операционная система. (6 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Роль компьютера в жизни человека. Устройство компьютера. Освоение движений мышью. Освоение клавиатуры. Рабочий стол. Объекты рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. Представление о папке. Создание папки на рабочем столе. Технология обработки текстовой информации. (13 ч.)
Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора OpenOffice. Настройка рабочей среды. Клавиатура: основные группы клавиш. Основные правила набора текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Сохранение и открытие текстового документа.
Технология обработки числовой информации. (2 ч.)
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.
Технология обработки графической информации. (12 ч.)
Назначение и основные функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений инструментами: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник, Эллипс, Линия, Кривая. Настройка инструментов. Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка, действия с ним. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Обобщающее занятие. (1 ч.)
Третий год обучения. (34 ч.)
Компьютер, информация, операционная система. (9 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Человек и компьютер. История возникновения компьютера. Понятие информация. Виды информации по способу восприятия. Виды информации по способу
представления. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол. Представление о файле и папке. Создание папки и действия с ней. Запуск программы. Основные действия с окном.
Технология обработки текстовой информации. (12 ч.)
Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора OpenOffice. Настройка рабочей среды. Повторение основных правил набора текста. Основные элементы текста. Приемы перемещения по тексту. Редактирование текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Списки. Маркированные и нумерованные списки. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Графические изображения в текстовом документе. Сохранение и открытие текстового документа.
Технология обработки числовой информации. (2 ч.)
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Выполнение арифметических действий в программе. Работа с двумя программами.
Технология обработки графической информации. (10 ч.)
Назначение и основные функции графического редактора Paint. Повторение приемов создания изображений с помощью основных инструментов для рисования. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка.Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Обобщающее занятие. (1 ч.)
Четвертый год обучения. (34 ч.)
Компьютер, информация, операционная система. (4 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Виды информации. Информационные процессы (получение, хранение, обработка, передача). Компьютер – универсальное устройство для работы с информацией.
Технология обработки текстовой информации. (12 ч.)
Повторение основных правил набора текста. Редактирование текста. Действия с фрагментами текста. Форматирование символов. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование и форматирование таблицы. Вставка в текстовый документ фигурных надписей. Дизайн текстового документа (создание рамок,
применение заливки).
Создание компьютерных презентаций (17 ч.)
Понятие мультимедийной презентации. Назначение и функциональные возможности программы OpenOffice. Знакомство с интерфейсом программы. Добавление новых слайдов в презентацию. Выбор макета. Дизайн
слайда. Ввод и редактирование текста. Вставка в слайд таблицы. Настройка анимационных эффектов. Настройка времени показа презентации. Переход между слайдами с помощью гиперссылок. Подготовка презентации к показу.
Обобщающее занятие. (1 ч.)
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
| Содержание
| Количество
часов
| Дата проведения
| 1.
| Компьютер, операционная система.
Первый раз в компьютерном классе. Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИКТ
| 1
|
| 2.
| Знакомство с компьютером. Что умеет делать компьютер?
| 1
|
| 3.
| Знакомство с компьютером. Из чего состоит компьютер? Включение и выключение компьютера.
| 1
|
| 4.
| Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора. Знакомство с мышью.
| 1
|
| 5.
| Освоение приемов работы с мышью. Упражнения для развития движений мышью: перемещение мышки.
| 1
|
| 6.
| Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью: щелканье мышкой.
| 1
|
| 7.
| Управление мышью. Упражнение «Щелкайте и рисуйте».
| 1
|
| 8.
| Знакомство с клавиатурой. Упражнения с клавиатурой: «Числа на кубиках»
| 1
|
| 9.
| Упражнения с клавиатурой: «Падающие буквы».
| 1
|
| 10.
| Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова».
| 1
|
| 11.
| Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова».
| 1
|
| 12.
| Работа с пакетом образовательных игр для детей «Сборник обучающих игр»
Упражнения на чтение: «Пропущенная буква».
| 1
|
| 13.
| Упражнения на чтение: «Практика чтения»
| 1
|
| 14.
| Упражнения по математике: «Счет предметов, «Числа на парах кубиков»
| 1
|
| 15.
| Упражнения на сложение и вычитание в виде игры «Волшебная шляпа»
| 1
|
| 16.
| Упражнение по математике: «Порядок чисел»
| 1
|
| 17.
| Упражнение по математике: «Практика использования денег»
| 1
|
| 18.
| Математические игры на развитие памяти.
| 1
|
| 19.
| Упражнения-головоломки. Головоломка Танграм.
| 1
|
| 20.
| Упражнения-головоломки. Построй аналогичную модель.
| 1
|
| 21.
| Упражнения-головоломки. Упрощенная Ханойская башня.
| 1
|
| 22.
| Упражнения-исследования. Чтение названия цветов.
| 1
|
| 23.
| Упражнения-исследования. Изучение часов. Понимание времени на часах.
| 1
|
| 24.
| Алгоритм. Нахождение логической последовательности расположения предметов.
| 1
|
| 25.
| Упражнения на развитие внимания. Игры в парочки с числами.
| 1
|
| 26.
| Упражнения на развитие внимания. Найди отличие.
| 1
|
| 27.
| Знакомство с программой для рисования Paint.
Знакомство с программой для рисования Paint.
| 1
|
| 28.
| Работа в программе Paint.Упражнение «Раскрась
картинку».
| 1
|
| 29.
| Работа в программе Paint.Упражнение «Раскрась
картинку».
| 1
|
| 30.
| Рисование в программеPaint.
| 1
|
| 31.
| Рисование в программеPaint.
| 1
|
| 32.
| Рисование в программе Paint. Конкурс рисунков.
| 1
|
| 33.
| Обобщающее занятие «Компьютер – что это?» Подведение итогов.
| 1
|
|
2 класс
№
| Содержание
| Количество
часов
| Дата проведения
| 1.
| Компьютер, операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИКТ. Компьютер - помощник человека.
| 1
| 02.09
| 2.
| Как устроен компьютер. Компьютерная помощница – мышь. Упражнения для развития движений мышью.
| 1
| 09.09
| 3.
| Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие буквы».
| 1
| 16.09
| 4.
| Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие буквы».
| 1
| 23.09
| 5.
| Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Знакомство с объектами Рабочего стола, действия с ними. Запуск программ.
| 1
| 30.09
| 6.
| Представление о папке. Создание папки на рабочем столе.
| 1
| 07.10
| 7.
| Технология обработки текстовой информации.
Назначение текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора OpenOffice. Настройка рабочей среды.
| 1
| 14.10
| 8.
| Осваиваем клавиатуру: русские буквы, пробел, клавиша стирания.
| 1
| 21.10
| 9.
| Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв.
| 1
| 28.10
| 10.
| Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв.
| 1
| 11.11
| 11.
| Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв.
| 1
| 18.11
| 12.
| Осваиваем клавиатуру. Знаки препинания и специальные символы.
| 1
| 25.11
| 13.
| Осваиваем клавиатуру. Латинские буквы.
| 1
| 02.12
| 14.
| Основные правила набора текста. Набор текста по образцу.
| 1
| 09.12
| 15.
| Набор и редактирование текста.
Вставка и удаление пустых строк.
| 1
| 16.12
| 16.
| Набор и редактирование текста.
| 1
| 23.12
| 17.
| Понятие фрагмента текста. Освоение приемов работы с фрагментами текста.
| 1
| 113.01
| 18.
| Действия с фрагментами текста.
| 1
| 20.01
| 19.
| Изменение шрифта документа.
Сохранение текстового документа.
| 1
| 27.01
| 20.
| Технология обработки числовой информации.
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом.
| 1
| 03.02
| 21.
| Настройка рабочей средыпрограммы Калькулятор.
Выполнение простейших вычислений.
| 1
| 10.02
| 22.
| Технология обработки графической информации.
Назначение и функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды.
| 1
| 17.02
| 23
| Приемы создания изображений. Создание изображений с помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка.
| 1
| 24.02
| 24
| Создание изображений инструментами: Прямоугольник, Эллипс.
| 1
| 03.03
| 25
| Создание изображений инструментами Линия, Кривая, Многоугольник.
| 1
| 10.03
| 26
| Настройка инструментов.
| 1
| 17.03
| 27
| Редактирование компьютерного рисунка.
| 1
| 07.04
| 28
| Создание рисунка с помощью геометрических фигур.
| 1
| 14.04
| 29
| Фрагмент рисунка. Работа с фрагментами.
| 1
| 21.04
| 30
| Работа с фрагментами рисунка.
| 1
| 28.04
| 31
| Сборка рисунка из деталей.
| 1
| 05.05
| 32
| Сохранение, созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
| 1
| 12.05
| 33
| Конкурс рисунков. Обобщающее занятие. Подведение итогов.
| 1
| 19.05
|
3 класс
№
| Содержание
| Количество
часов
| Дата проведения
| 1.
| Компьютер, операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИКТ.
| 1
|
| 2.
| Человек и компьютер. История возникновения компьютера.
| 1
|
| 3
| Что такое информация? Виды информации по способу восприятия.
| 1
|
| 4
| Виды информации по способу представления.
| 1
|
| 5
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации.
| 1
|
| 6
| Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Представление о файле и папке.
| 1
|
| 7
| Создание папки и действия с ней.
| 1
|
| 8
| Изменение настроек Рабочего стола.
| 1
|
| 9
| Запускаем программы. Освоение основных действий с окном.
| 1
|
| 10
| Назначение и функции текстового процессора OpenOffice. Знакомство с интерфейсом.
| 1
|
| 11
| Основные правила набора текста.
Набор текста по образцу.
| 1
|
| 12
| Основные элементы текста. Освоение приемов перемещения по документу.
| 1
|
| 13
| Набор текста по образцу. Редактирование текста.
| 1
|
| 14
| Действия с фрагментами текста.
| 1
|
| 15
| Изменение шрифта текстового документа.
| 1
|
| 16
| Списки. Создание простейшего маркированного и нумерованногосписков.
| 1
|
| 17
| Вставка в текстовый документтаблицы.
| 1
|
| 18
| Редактирование таблицы.
| 1
|
| 19
| Рисование таблицы.
| 1
|
| 20
| Графические изображения в текстовом документе. Создание рисунка с помощью панели Рисование.
| 1
|
| 21
| Создание рисунка с помощью панели Рисование. Конкурс рисунков.
| 1
|
| 22
| Технология обработки числовой информации.
Калькулятор – помощник математиков. Выполнение
арифметических действий в программе Калькулятор.
| 1
|
| 23
| Освоение совместных действий при работе с двумя программами.
| 1
|
| 24
| Технология обработки графической информации.
Назначение и функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом.
| 1
|
| 25
| Настройка инструментов для рисования.
| 1
|
| 26
| Создание компьютерного рисунка.
| 1
|
| 27
| Редактирование и сохранение рисунка.
| 1
|
| 28
| Сборка рисунка из деталей.
| 1
|
| 29
| Создание рисунка с помощью приема вспомогательных построений.
| 1
|
| 30
| Работа с текстом. Оформление надписей на рисунке.
| 1
|
| 31
| Построения геометрических фигур.
| 1
|
| 32
| Действия с фрагментами рисунка.
| 1
|
| 33
| Действия с фрагментами рисунка.
| 1
|
| 34
| Обобщающее занятие. Подведение итогов.
| 1
|
|
4 класс
№
| Содержание
| Количество
часов
| Дата проведения
| 1.
| Компьютер, операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИКТ.
| 1
|
| 2.
| Виды информации.
| 1
|
| 3.
| Информационные процессы.
| 1
|
| 4.
| Компьютер – устройство для работы с информацией.
| 1
|
| 5.
| Технология обработки текстовой информации.
Ввод и редактирование текста.
| 1
|
| 6.
| Действия с фрагментами текста.
| 1
|
| 7.
| Форматирование символов.
| 1
|
| 8.
| Вставка в текстовый документ таблицы.
Редактирование таблицы.
| 1
|
| 9.
| Редактирование таблицы.
| 1
|
| 10.
| Изменение положения текста в таблице.
| 1
|
| 11.
| Графическое оформление таблицы.
| 1
|
| 12.
| Вставка в текстовый документ фигурных надписей.
| 1
|
| 13.
| Дизайн текстового документа. (Создание рамок, применение заливки)
| 1
|
| 14.
| Создание «Почетной грамоты».
| 1
|
| 15.
| Создание открытки «приглашение».
| 1
|
| 16.
| Создание открытки к Новому году.
| 1
|
| 17.
| Создание компьютерных презентаций.
Понятие компьютерной презентации. Назначение и функциональные возможности программы OpenOffice.
| 1
|
| 18.
| Знакомство с интерфейсом программы OpenOffice.
| 1
|
| 19.
| Добавление новых слайдов. Макет презентации.
| 1
|
| 20.
| Дизайн слайда.
| 1
|
| 21.
| Ввод и редактирование текста.
| 1
|
| 22.
| Вставка в слайд рисунков, схем.
| 1
|
| 23.
| Вставка в слайд таблицы.
| 1
|
| 24.
| Настройка анимационных эффектов.
| 1
|
| 25.
| Настройка анимационных эффектов.
| 1
|
| 26.
| Настройка времени показа презентации.
| 1
|
| 27.
| Переход между слайдами с помощью гиперссылок.
| 1
|
| 28.
| Подготовка презентации к показу.
| 1
|
| 29.
| Создание презентации «Геометрические фигуры»
| 1
|
| 30.
| Разработка и создание собственной презентации.
| 1
|
| 31.
| Разработка и создание собственной презентации.
| 1
|
| 32.
| Разработка и создание собственной презентации.
| 1
|
| 33.
| Демонстрация и защита презентации.
| 1
|
| 34.
| Обобщающее занятие. Подведение итогов.
| 1
|
| |