Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 411.83 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации03.03.2014
Размер411.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4



Методика преподавания информатики в начальной школе
Особенности мышления младших школьников
Приходя в школу, дети обладают ещё примитивным мышлением. В их суждениях связываются самые разные невероятные представления об окружающем мире. Например, шестилетний ребенок считает, что «Солнце не падает, потому что оно горячее». Поэтому важнейшей задачей школьного обучения является развитие мышления детей.

Как указывал Л.С. Выготский, ребёнок вступает в школьный возраст с относительно слабо развитой функцией интеллекта, по сравнению с восприятием и памятью, которые у него развиты значительно лучше. Первоклассники легко и быстро запоминают яркий, эмоционально впечатляющий материал. При этом они склонны к буквальному запоминанию. И только постепенно у них начинают формироваться приемы произвольного, осмысленного запоминания. Мышление у младших школьников эмоционально-образное. Они ещё мыслят формами, звуками, ощущениями. Особенность такого типа мышления следует учитывать в содержании учебной работы по информатике.

Исходя из этих особенностей, важной задачей обучения в начальной школе является постепенное развитие эмоционально-образного мышления в направлении к абстрактно-логическому, которое продолжается в средних и завершается в старших классах. На первом этапе необходимо перевести мыслительную деятельность ребёнка на качественно новую ступень - развить мышление до уровня понимания причинно-следственных связей. В начальной школе интеллект развивается очень интенсивно, поэтому большое значение имеет деятельность учителя по организации такого обучения, которое бы в наибольшей степени способствовало развитию мышления ребёнка. Такой переход в мышлении способствует перестройке и остальных психических процессов - восприятия, памяти.

Перевод процессов мышления на качественно новую ступень и должен составлять основное содержание работы педагогов по умственному развитию младших школьников. Эффективно эту задачу можно решать на уроках информатики, которая, наряду с математикой, физикой и классическими языками, в наибольшей степени обладает способностью формировать мышление ребёнка.

Размер области зрительного восприятия у младших школьников сужен и поэтому они не могут охватить одним взором всю информацию на экране компьютера, особенно при работе с открытым окном программы текстового редактора, содержащего десяток команд и несколько десятков кнопок. Эту особенность восприятия необходимо учитывать при изучении прикладных программ и распределять учебный материал такими порциями, которые позволяли бы учащимся охватывать сюжетно важные элементы изображения на экране компьютера. Интерфейс игровых программ для детей младшего возраста обычно построен с учетом этих особенностей. В них экранные окна не перегружены информацией и часто содержат изображения персонажей, известных детям из детских сказок, мультфильмов, что облегчает восприятие и работу с ними.
Организация и методы обучения младших школьников по информатике
Дети младшего школьного возраста не могут длительно сосредотачиваться на выполнении одного задания, даже если это работа на компьютере, поэтому необходимо предусматривать постоянную смену видов деятельности на уроке. Это особенно важно делать ещё из-за того, что длительность работы на компьютере в начальных классах не должна превышать 15 минут. Поэтому учителю необходимо уметь переключать внимание детей на другую деятельность, которая для них должна быть интересной, по крайней мере, сравнимой по интересу с работой на компьютере. Такой деятельностью может быть игра. Рассмотрим кратко дидактические игры, которые должны быть основным методом обучения младших школьников.

Дидактическая игра - это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Целью дидактической игры является стимулирование познавательного интереса и активности учащихся. Предметом игры обычно является человеческая деятельность. Интерес к дидактическим играм усилился в 1980 годы, когда началась очередная школьная реформа, появилась педагогика сотрудничества, а в школу стали поступать персональные компьютеры.

Как в своё время отмечал К.Д. Ушинский, игра для ребёнка - это сама жизнь, действительность, которую он сам конструирует. Поэтому она для него более понятна, чем окружающая действительность. Игра готовит его и к последующему труду и к учению. Игра всегда немножко учение и немножко труд. Для детей часто значение игры состоит не в её результатах, а в самом процессе. Их в игре привлекает поставленная задача, трудность, которую надо преодолеть, радость получения результата и т.п. Игра способствует психологической разрядке, снятию напряжения, облегчает вхождение детей в сложный мир человеческих отношений. Эти особенности дидактических игр необходимо учитывать при их использовании, особенно в младших классах, искусно организуя включение дидактической игры в ход урока. Важным является то, что игра возможна лишь при заинтересованности в ней учеников и учителя, ибо формально в игру играть нельзя.

Развивающие компьютерные игры - это игры творческие. Они должны приносить радость и ребенку и взрослому, радость от успеха, радость от познания, радость от движения вперед в освоении компьютера и новых информационных технологий. Успешное овладение современным компьютером, чувство власти над умной машиной возвышают ребенка в собственных глазах, в глазах окружающих и родителей, делают его учебу радостной, интенсивной и легкой. Лозунг В.Ф. Шаталова «Учиться победно!» для таких детей воплощается в жизнь, и в этом им помогает компьютер.

Следует отметить, что младшие школьники относятся к работе на компьютере как к интересной игре с необычным партнером. Эту особенность следует учитывать и использовать в обучении присущий любой игре элемент соревновательности. С успехом можно применять и разнообразные игры обучающего и развивающего характера, которых в арсенале учителей информатики имеется достаточно много, как с использованием компьютеров, так и без них.
В обучении младших школьников информатике можно четко выделить две составляющие - компьютерную и некомпьютерную. Это обусловлено, отчасти, ограничением времени работы на компьютере для младших школьников. Поэтому учителю приходится организовывать занятия, ориентируясь на эту особенность и устанавливать баланс между компьютерной и некомпьютерной составляющими. Методисты из Департамента общего образования предлагают различные варианты такой организации занятий:

  1. Содержание курса информатики реализовывать на отдельных уроках информатики (1 раз в неделю) и в качестве отдельных блоков в других учебных предметах.

  2. Отдельный урок в некомпьютерном варианте без деления на подгруппы может проводить как учитель начальных классов, так и учитель информатики. Примерная структура такого урока:




  • проверка домашнего задания (5 минут);

  • изучение новой темы с применением ТСО и/или компьютера (7 минут);

  • закрепление материала (7 минут);

  • практическое или проектное задание, с использованием ТСО и инструментов исследовательской деятельности, одного компьютера в качестве электронной доски (10 минут);

  • обсуждение результатов урока (3 минуты);

  • физкультминутка.

3) Компьютерная составляющая урока проводится с делением класса на две подгруппы. При этом одна подгруппа работает в кабинете информатики под руководством учителя информатики, а вторая - проводит некомпьютерную часть урока с учителем начальной школы. Затем подгруппы меняются.

При организации занятий в классной комнате в ней рекомендуется установить один компьютер с подключенным электронным проектором или телевизором. Использование цифрового фотоаппарата и видеокамеры позволяет расширить применение наглядных средств и создавать компьютерные коллекции детских работ.

В читальном зале библиотеки можно осуществить проектное обучение, если установить в нём несколько компьютеров, организовать подключенние к локальной сети школы и Интернету. В этом случае в читальном зале можно разместить медиатеку и видеоматериалы.

В актовом зале школы можно проводить уроки информатики, если он оснащён как компьютерный лекторий с мультимедийным проектором, телевизором, видеомагнитофоном. В таком зале можно проводить видео- и компьютерные путешествия, зрелищные и воспитательные мероприятия.

Для практической работы на компьютерах класс может быть поделён на бригады, в которые включают не более трёх детей и закрепляют за ними один компьютер. При этом практическая работа (до 15 минут) в бригаде выполняется при смене некомпьютерной и компьютерной деятельности. Она предназначена для выполнения проектов и обсуждения результатов. Каждый ученик должен иметь индивидуальную часть задания - как некомпьютерную (до 10 минут), так и компьютерную (около 5 минут).

Некомпьютерная часть может включать работу:

  • в тетрадях;

  • со словарями, энциклопедиями;

  • с конструкторскими материалами и инструментами;

  • с устройствами, подключаемыми к компьютеру.

Компьютерная часть может включать работу с текстом, с графикой и звуком, с обучающими программам, играми и тренажерами.

Методисты считают, что такая организация обучения будет способствовать подготовке школьников к самостоятельному использованию информационных технологий и ресурсов, расширит кругозор в области ИКТ. Опыт выполнения практических заданий и проектов поможет подготовить их к использованию средств информационных технологий при изучении других предметов, войти в информационное образовательное пространство.
Пропедевтика основ информатики в начальной школе
Образовательный стандарт 2004 года предложил изучать информатику с 3 класса как учебный модуль предмета «Технология (Труд)». Для младших школьников курс информатики в своём содержании должен быть пропедевтическим, т.е. вводным в базовый курс. Его цели и задачи можно сформулировать так:

  • формирование мышления;

  • овладение начальной компьютерной грамотностью.

Основное содержание пропедевтического курса можно свести к следующим основным направлениям:

  1. Понятие информации и её роли в жизни человека и общества.

  2. Первоначальные сведения о компьютере и работе на нём.

  3. Понятие об алгоритмах, исполнителях алгоритмов, разработка простейших алгоритмов.

  4. Решение логических задач.

  5. Работа на компьютере с прикладными, обучающими, развивающими и игровыми программами.

Если сравнить это содержание с содержанием базового курса информатики, то можно видеть много общего, что вызвано концентрическим принципом построения всего школьного курса информатики. Поэтому пропедевтический курс в начальной школе можно рассматривать как первый концентр всего курса. При концентрическом построении курса учебный материал делят на части (обычно на две) - концентры, сначала изучается наиболее простые вопросы всех разделов программы, а затем более сложные вопросы из тех же разделов. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго. Достоинством концентрического расположения курса является постепенное нарастание трудностей учебного материала, а недостатком являются большие затраты времени при повторах материала. В случае курса информатики концентров оказывается не два, а значительно больше. Если проанализировать существующие учебники информатики, то можно насчитать 4 и даже более концентра - практически в каждом последующем классе мы можем видеть учебный материал, повторяющий материал предыдущего класса. Только в профильном обучении в 10 и 11 классе принят линейный принцип построения.

Для пропедевтического курса в 2-4 классах концентрическое построение дополняется ступенчатым, при котором учебный материал разделен на 3 части, но при этом некоторые разделы проходят только на первой ступени, а другие - только на второй и третьей, и есть разделы, материал которых распределен для изучения на всех ступенях. Преимуществом такого построения является равномерное распределение трудностей учебного материала в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

К образовательному стандарту 2004 года прилагается типовая программа пропедевтического курса информатики для 2-4 классов общеобразовательной школы, авторами которой являются: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. В пояснительной записке сформулированы цели курса:

1) Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

  1. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

  2. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

  3. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

  4. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

  5. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.

  6. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

Перед курсом ставятся следующие задачи:

• развить общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);

• формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

• формировать начальные навыки использования компьютерной техники и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Содержание пропедевтического курса предлагается строить на основе трёх основных идей:

  1. Элементарное изложение содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.

  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.

  3. Формирование и развитие умений целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т.д., то есть описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.

Программа содержит подробный перечень требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, которые дополняют, расширяют и раскрывают требования образовательного стандарта. Выпускники должны понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск