Скачать 131.52 Kb.
|
Применение элементов игрового компонента на уроках информатикиСегодня существует более ста тысяч компьютерных игр. Миллионы детей играют в эти игры на домашних компьютерах и в компьютерных салонах. В различных исследованиях показано, что существует некоторая психологическая зависимость человека от компьютерной игры, очевидно, что любая зависимость является негативной, что, естественно, делает негативным отношение к компьютерным играм. Именно с таким отношением идет на урок обычный учитель информатики, который с легкостью перечислит все причины своего недовольства: компьютерная игра мешает учебному процессу; невозможно управлять деятельностью ребенка в компьютерной игре; компьютерные игры снижают значимость предмета “информатика”, а, следовательно, и значимость учителя. Но, как известно, запретный плод сладок, и работа учителя информатики превращается в постоянную борьбу с распространением компьютерных игр. В данном случае мы наблюдаем прямое противоречие между учителем и учеником. Учителем, который требует от учащихся изучения текстовых и графических редакторов, и учеником, которых только и ждет того, чтобы учитель разрешил поиграть ему в компьютерную игру. Как же сделать так, чтобы ученики шли с радостью на урок ОИВТ не только ради компьютерных игр, а потому, что сам процесс обучения доставлял бы им удовольствие, а кроме того, на уроках шло бы развитие мышления и познавательных интересов? Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Одним из древних средств воспитания и обучения детей является игра. С первых лет жизни у ребёнка складываются предпосылки для овладения различными формами деятельности. Первой, и наиболее значимой из них является игра, сопровождающая человека всю его дальнейшую жизнь. Игра для ребёнка служит не только формой деятельности, но и средством реализации его активности, не только развлечением, как предполагают непосвящённые, но и творчеством, трудом, методом освоения окружающего мира. Психологами и педагогами установлено, что если ребёнок не играет, то у него происходит задержка умственного или физического развития. Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не учит. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Несмотря на то, что с возрастом игра утрачивает свои позиции, и в средних, и в старших классах она может сохранить свое влияние как средство стимулирования интереса к обучению. Игровой компонент - совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму. Причём в этом процессе предполагается опосредованное воздействие на обучаемого, когда знания и умения прививаются нетрадиционными способами. Игровой компонент имеет свою специфику, которая выражается прежде всего в том, что его элементы можно применять как в урочное, так и во внеурочное время, его ведущим может быть как учитель, так и ученик, дидактический материал может готовиться как учителем, так и учеником.
Структура игрового компонента может быть представлена в виде следующей схемы: Дидактические игры берут на себя познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития ребёнка. Они развивают умение оперировать как предметами, так и понятиями. Данный класс игр помогает ребёнку в развитии интеллектуальных способностей, памяти, мышления, сообразительности. Подвижные игры являются прекрасным средством физического воспитания, развития быстроты движений, ловкости, гибкости, укрепляют физическое здоровье. В сюжетно-ролевых играх необходимым элементом служит воображаемая ситуация и наличие роли, в которую нужно войти ребёнку для достижения цели. Эти игры, давая богатую пищу воображению, позволяют обучаемому углублять и закреплять ценные качества личности, осваивать правила отношений между людьми, укрепляют моральное здоровье. В дидактических играх происходит соревнование в знаниях, в подвижных - в физических умениях, сюжетно-ролевые не носят ярко выраженного соревновательного характера. Анализ игр в соответствии с приведённой классификацией позволяют обнаружить интересную закономерность:
Используя материалы различных авторов журнала «Информатика и образование», я составила и в течение 2-ух лет апробировала пакет дидактических игр и других элементов игрового компонента на учениках 5-6 классов. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что применение элементов игрового компонента на уроках способствовало развитию мыслительных операций в среднем на 10%. Дидактические игры развивают умение оперировать предметами и понятиями, помогают в развитии интеллектуальных способностей, памяти, мышления, сообразительности. Огромное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально - пассивных детей и на тех, кто испытывает трудности в обучении. Дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Ниже предлагаются 2 урока из этого пакета Урок-игра «колесо удачи» ( для 6 класса) Цель :1 Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении отдельных тем; 2. Активизация познавательной деятельности на уроке; 3.Воспитания коллективизма, чувства ответственности в ходе командной игры. Место урока в учебном плане: Данную игру можно провести на этапе обобщения материала, а также в рамках проведения декадника по информатике. Её можно считать универсальной, если менять заголовки столбцов таблицы. Форма проведения: командная игра Класс делится на 2 команды . На доске приготовлено следующее поле:
Учащимся предлагается добавить какую-либо одну букву, чтобы можно было прочитать новое слово. Например – добавляют букву «в»- удав., и получают вопрос на тему «клавиатура».Команда получает 10 баллов за каждую букву в слове лишь в том случае, если отвечает на вопрос, содержащийся в этой клетке. Примеры вопросов по разделам:
информация компьютер процессор оперативная память жесткий диск клавиатура монитор мышь принтер
2)установить соответствие между устройствами и функциями, которые они выполняют процессор оперативная память жесткий диск ввод информации клавиатура вывод информации монитор хранение информации мышь обработка информации принтер акустические колонки сканер 3)проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу
4)Найдите зашифрованные в сканворде названия различных устройств ПК или их компонентов
Ответы :диск, карта, мышь, память, перо, плата, сканер, экран 2.операционная система Windows: 1)Что такое объект Windows? 2) что находится в главном меню? 3)Назвать элементы управления Рабочего стола, назначение панели задач. 4) Виды представления окон в программах, какие действия можно производить над окном программы? 3. клавиатура: 1) для чего используется клавиша Shift? 2) назовите клавиши для удаления символов. 3) назовите клавиши для перехода в начало и конец строки. 4) назовите клавиши для выхода из текущего режима. 4.информация : 1) приведите 5 примеров графического представления информации. 2)перечислите этапы работы с информацией. 3) с помощью каких органов можно получить информацию? 4)расшифровать зашифрованные слова и найдите лишнее КЕТСТ , ОЛИСЧ , ФРГИАК, МАБАГУ. (Текст, число, график бумага .Бумага-носитель информации, всё остальное - виды). 5. текстовый редактор « блокнот»: 1)что означает «редактирование текста»? 2)опишите приемы копирования текста. 3)что такое буфер обмена, его назначение. 4) возможности и назначение текстового редактора Блокнот. Подведение итогов. Урок-игра «Что такое информация?»( в 5 классе) Цель:1. Повторение и обобщение материала ,связанного с термином «информация»; 2. Закрепление знаний о свойствах информации, методах и средствах её передачи , приёма, обработки и хранения; 3 Воспитание у учащихся чувства взаимопомощи, развитие коллективизма. Игра начинается с вступления ведущего, который дает обоснование термина «информация», далее класс делится на команды. Ведущий: Жизнь человека неразрывно связана с получением, обработкой , хранением и использованием информации. Информация отражает в себе нечто, присущее реальному миру, который мы познаем. Информацию, которую мы получаем, можно зашифровать. I конкурс « что лишнее?» Путем перестановки нужно расшифровать слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определить, какое слово здесь лишнее.
( Слух, вкус, обоняние, мозг. Мозг обрабатывает информацию, всё остальное- органы чувств.)
Ведущий: в зависимости от того, как информация передаётся и воспринимается, можно выделить следующие виды информации: аудиальную, визуальную, тактильную, обонятельную, вкусовую. II конкурс « блиц-опрос» Какую информацию можно получить во время:
Ведущий: одним из способов представления информации является язык. Разговор- одно из средств общения между людьми. III конкурс « составьте слово» Команды получают карточки с буквами, составляющими слово « информация». Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов. Объяснить термин « информация». IV конкурс « ребусы» Все знают, что любая информация может быть представлена графически. Ребус- это слово, зашифрованное в виде картинок и символов. Разгадать ребусы:(рисунок 1) V конкурс- конкурс капитанов. Его лучше провести , пока команда составляет слова в III конкурсе. Капитанам нужно разгадать кроссворд по устройству ПК. Кроссворд" Компоненты компьютера" По горизонтали: 3."Мозг " компьютера 5.Вид информации 7. Внешняя память. 8.Устройство для управления движением на экране. 9.Минимальная единица количества информации. 10.Устройство ввода для вида информации из вопроса №5по горизонтали. 11.Передающее устройство. 12.Традиционное устройство запоминания изображения. 13.Работа этой программы может отключить компьютер.
По вертикали: 1."Зеркало души" ЭВМ 2.Специалист, " оживляющий" компьютер. 4.Старинное вычислительное устройство. 6.Устройство для работы с внешней памяти. Подведение итогов. |