Скачать 58.14 Kb.
|
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ УРОК ТЕМА: Познание и знание. Познание мира ЦЕЛИ: 1. Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, логически продолжить линию: деятельность - познавательная деятельность - результатом которой является знание, подготовить учащихся через изучение данной темы к последующему восприятию вопросов значения и роли духовной культуры, духовного мира личности; осуществить проверку уровня усвоения материала средствами проблемной технологии. 2. Образовательная цель - способствовать формированию представлений: познавательная деятельность, способы познания мира, научное познание формы познания, заблуждение, истина виды человеческих знаний. 3. Развивающаяся цель - способствовать развитию умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения, умение пользоваться контекстным знанием, знанием смежных гуманитарных дисциплин, расширять общекультурный кругозор, готовить к ЕГЭ. 4. Воспитательная цель - мотивировать учащихся на получение знаний через убеждение того, что возможности человеческого знания неограниченны, воспитывать стремление получению истинного знания. ТИП УРОКА: комбинированный ФОРМА УРОКА: смешанная: работа индивидуальная и в малых группах, опережающие задания, лекция, обращение к тексту учебника, словарям. ОБОРУДОВАНИЕ - Учебник для Х классов под редакцией Л.Н. Боголюбова, М. «Просвещения», 2013 г. - компьютер - информационные листы - инструкция (алгоритм) группам по составлению своих презентации с критериями оценивания работы (в парах) схема. МЕТОДЫ: частично - поисковый, проблемный ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная и групповая (в парах) СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ (ХОД) УРОКА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Приветствие, проверка готовности рабочего места, настраивание на активную деятельность. П МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УЧИТЕЛЬ: Особенностью человека отличающей его от всех иных живых существ является способность мыслить, создавать в своем мозгу идеальные образы окружающего нас мира. Мы познаем мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями и через это познание учимся ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности. познавательном инстинкте как врожденной потребность человека. Познание, знание было тем светом, которым вывел наших предков из тьмы дикости к современной цивилизации. Способность к познанию окружающего мира, самого себя и своего места в мире является уникальным отличием человека. в науке под познанием понимается особая деятельность в результате которой люди приобретают знания о различных объектах. Проблема познания есть философская проблема (определение философии) Специальный раздел философии называется гносеологией или теорией познания. ПЛАН УРОКА
истинное и ложное
И так - познание - знание. РУДАКИ С тех пор как существует мироздание такого нет, кто б не нуждался в знание. Какой мы не возьмем язык и век Всегда стремиться к знанью человек. СОЗДАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО РЯДА (фронтальная работа) На доске высказывания о знании, и согласно заголовку, дополните их своими тезисами.
проверка выполнения задания. Виды человеческих знаний (работа с таблицей) житейское научное практическое художественное рациональное иррациональное личностное Парадокс познания (см. последний лист) Учитель 1. Формы и уровни познания (см. на сл. странице) 2. Истина Понятия - рационализм опережающие домашнее задание - эмпиризм для групп данное заранее - сенсуализм 1. Представители групп характеризуют - агностицизм направления философской мысли, свое - скептицизм согласие или не согласие, аргументы - релятивизм подтверждающие их. 2 уровня чувственное рациональное познание познание - ощущение - понятие - восприятие - суждение - представление - умозаключение от простого созерцания к абстрактному мышлению, а через него к истине, (определение) критерии истины + - практика понятия - соответствие законам логики абсолютная - соответствие ранее открытым законам относительная той или иной науки истина - соответствие фундаментальным законам - парадоксальность идеи Вопрос: Какие характеристики истины содержаться в следующих утверждениях? С какими их них вы полностью согласны, почему? Есть ли противоречия между этими высказываниями?
Обращение к классу
наука П. О каком противоречии процесса научного назначения говорится в следующих стихотворных строках А.С.Пушкина. Какие уровни научного назначения нашли в них своё отражение Движенья нет, сказал мудрец брадатки, Другой смолчал и стал пред ним ходить. сильнее бы не смог он возразить, Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. Ответ: Уравни научного познания эмпирический теоретический Ш Учитель методы - наблюдение - анализ и синтез - выдвижение гипотез - эксперимент - дедукция и индукция - абстрогирование - измерения аналогия - формализация - классификация моделирования - математизация систематизация описания сравнение 1У Задание группам - Работа в парах цель составить схему и их характеристика функций науки - Составить схему социальные функции науки на основании высказываний ученых 1. Д.Бернал «Наука - не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей» 2. Д.Менделеев «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвиденье и польза» 3. Ф.Бэкон «Наука есть не что иное, как отображение действительности» 4. М.Горький «Наука - сокровищница драгоценнейших достижений общечеловеческого разума на пути его к изучению процессов физической и духовной жизни человека». 5. Г.Спенсер «Всякая наука есть предвиденье» 6. Г.Лихтенберг «Гении прокладывают дороги в науках, а люди, обладающие умом и вкусом, разравнивают и украшают их. Улучшение дорог следует рекомендовать для того, чтобы лучше переходить с одной на другую. 7. Е.Лец «Наука побеждает наши ошибочные представления» 8. Ф.Бекон «Истинна и закон малая цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами» 9. Р.Кирхгоф «Нет ничего практичнее хорошей теории». Выступление Схема социальные функции науки мировоззренческая познавательная практически прогностическая действенна
Ш Первых основных структурных элементов будущего ЭССЕ
Характеристика функций науки. Порядок познания Чем больше знаю, тем больше область незнания знание 3 знание 2 знание 1 1 2 3
Вывод Домашнее задание - по предложенному алгоритму сделать черновик для написания ЭССЕ. (для работы в классе) |