«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. директора Хабаровского
технологического колледжа
___________ Н.М. Выдрина
«___» ____________ 2013 г.
ОТЧЕТ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНРА
ХАБАРОВСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Хабаровск 2013 г.
В 2012-2013 учебном году научно-методической темой колледжа являлось: Формирование общих и профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса через интеграцию современных педагогических и информационных технологий.
Для реализации данной темы были намечены следующие задачи:
Стимулирование инновационной деятельности преподавателей колледжа в условиях реализации стандартов третьего поколения.
Организация методической работы колледжа в системе интеграции СПО и НПО.
Организация исследовательской работы преподавателей и студентов по приоритетным направлениям СПО-НПО.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников колледжа.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных технологий.
Обеспечение комплексного информационно-коммуникационного и учебно-методического сопровождения перехода на ФГОС СПО и НПО.
Работа велась по следующим направлениям: научно-организационная работа, информационное обеспечение, инновационная деятельность, повышение уровня профессионализма преподавателей, а также диагностическая и контрольно-коррекционная деятельность.
Мониторинг личностно-профессионального роста преподавателей (мастеров) и руководителей
Мониторинг личностно-профессионального становления педагога в научно-методической работе формирует потребность в самопознании, саморазвитии, самореализации; способствует формированию у него системы профессионально-ценностных ориентаций, активизации внутренних ресурсов личности в ситуации кризиса, обретению самоконтроля.
В колледже сложилась и продолжает развиваться и совершенствоваться система мониторинга личностно-профессионального роста преподавателей (мастеров) и руководителей.
В колледже работает в должности преподавателя-совместителя кандидат медицинских наук - Животова Е.Ю. и аспирант кафедры «Изобразительное искусство и дизайн» ДВГГУ - Вышинская Т.О.
Состав педагогического коллектива стабилен: 37 % преподавателей работают свыше 15 лет, 100 % преподавателей имеют высшее профессиональное образование. Средний возраст преподавателей 46 лет.
Таблица 1 Информация о педагогическом составе (отделение СПО)
| Количество
| + / -
к прошлому году
| Абс.
| Относ.
| Абс.
| Относ.
| Штатные педагогические работники, всего:
Из них
- имеют высшее профессиональное образование
- имеют высшую и первую квалификационную категорию
- лица в возрасте до 30 лет
- лица старше 60 лет
- работающие на полную ставку
- работающие на 0,5 ставки
- внутренние совместители
| 34 33
20 4
6
33
1
-
| 100 97
58,8 6
21,2
97
2
-
| +1 +2
+2 -2
+3
+1
-7
-
|
| Педагогические работники, работающие на условиях штатного совместительства или почасовой оплаты труда, всего:
из них:
- имеют высшее профессиональное образование
- имеют высшую квалификационную категорию
- имеют первую квалификационную категорию
- имеют ученую степень или звание
|
0 0
0
0
0
|
0 0
0
0
0
|
-5 -5
-1
-2
-1
|
| Непрерывное профессионально-педагогическое образование:
- лица, участвующие в научно- исследовательской и инновационной деятельности, всего
в том числе:
- соискательство, аспирантура
- в рамках краевых экспериментальных площадок, грантов.
Лица, повысившие квалификацию в отчётном году
|
7
1
0 27
|
21,2
14,2
0 79
|
-
-
0 +3
|
| Лица, осуществляющие:
- работу в административных и общественных органах федерального уровня, краевого, муниципального
- руководство краевыми научно-методическими советами
|
2 1
|
5,8 2,9
|
- -
|
| Участие в:
- международных, всероссийских, межрегиональных мероприятиях;
- краевых научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, проведенные на базе ХТК
|
7 2
|
20,5 5,8
|
+3 +2
|
| В колледже, а также на сайте, создана электронная база преподавателей (мастеров) и руководителей. В ней отмечаются все достижения педагогов и административных работников, его учебная, методическая деятельность, внеклассная работа со студентами, участие в мероприятиях краевых, и на базе колледжа, оформляются электронные портфолио.
Ведётся мониторинг образовательного процесса и эффективности работы педагогов в условиях реализации ФГОС СПО и НПО. Тестирование проводилось в октябре 2012 и повторно в мае 2013 года. В тестировании приняло участие 29 преподавателей и мастеров производственного обучения. Скорректирована работа курсов повышения квалификации педагогических работников в соответствии с выявленными проблемами.
Проводилась регулярная методическая помощь преподавателям по разработке учебно-методической документации для обеспечения образовательного процесса, по новым стандартам.
С целью подготовки преподавателей к аттестационным процедурам в соответствии с «Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Хабаровского края на 2012-2013 учебный год» направляли на курсы ПК, организовывали их проведение внутри образовательного учреждения и проводили обучающие семинары.
В феврале этого года мы приняли участие в краевом смотре-конкурсе научно-методических центров учреждений НПО и СПО и завоевали первое место. Нас наградили подарками на сумму 70 тыс. рублей. Жюри оценивало деятельность научно-методических центров (методических кабинетов) в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов и краевой комплексной целевой программы «Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011 – 2013 годы».
В течение всего учебного года сотрудники НМЦ занимались информационным обеспечением всех участников образовательного процесса через:
Обновление стендов научно-методического центра.
Администрирование и техническое сопровождение сайта колледжа.
Обновление электронного банка данных передового педагогического опыта и его размещение на сайте колледжа.
Информационное сопровождение на сайте колледжа научно-практических конференций студентов и преподавателей.
Оформление электронных портфолио аттестуемых преподавателей.
Выполнена программа стажировочной площадки по теме «Теоретические и практические аспекты современной организации школьного питания» (ответственная Бабкина Е.С.).
Организация повышения квалификации
Педагогический коллектив колледжа постоянно занимается самообразованием, потому что оно является составной частью непрерывного образования педагогов. Для обеспечения научно-методического сопровождения в разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития преподавателей колледжа разработаны макеты индивидуальной траектории профессионального развития преподавателей.
В этом учебном году педагоги и мастера, в соответствии с составленными планами, повышали свою профессиональную компетентность, изучая передовой опыт организации процесса обучения и воспитания студентов в области педагогики, психологии, методики преподавания.
Для роста профессиональной компетенции и подготовки к аттестации в колледже созданы благоприятные условия. Педагогические и административные работники колледжа повышают свою квалификацию на курсах ФПК ВПО ДВГГУ, в КГБОУ ДПО «ХКИППКСПО», - всего 27 человек. Некоторые дважды в течение учебного года. 6 человек прошли стажировку на предприятиях края и в образовательных учреждениях.
В 2012-2013 учебном году на курсах профессиональной переподготовки КГБОУ ДПО «ХКИППКСПО» обучились по направлениям:
Менеджер образования (1 и 2 сессии) – два человека
Педагогика (2 сессии) – 1 человек
На курсах ФПК ВПО ДВГГУ и КГБОУ ДПО «ХКИППКСПО» учились по темам:
Реализация ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС – шесть человек
Теоретико-методологические основы стратегии развития образования в России и Хабаровском крае (общетеоретический блок образовательной программы повышения квалификации педагогических кадров) – 12 человек
Информационно-коммуникационные технологии
Современные тенденции теории и практики обучения иностранному языку.
Компететностно-деятельностный подход к преподаванию русского языка и литературы в условиях перехода на федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования.
Два человека (Гудзь Оксана Владимировна и Ильченко Светлана Николаевна) прошли обучение (без отрыва от производства) на ФПК ВПО ДВГГУ по направлению «Интерактивные методы обучения).
Пахомова Т. В. прошла курсы повышения квалификации в филиале «АНО Японский центр в Хабаровске». Участвовала в семинаре по теме «Самое современное состояние маркетинга в Японии». Разувакина М.Ю. обучалась в на семинаре по теме: «Гостиничный бизнес и удовлетворенность клиентов».
Представители администрации, преподаватели и студенты Хабаровского технологического колледжа приняли участие в научно-практическом исследовании «Управление образованием по ценностям» методом фокус-групп в мае 2013 года организованном центром психолого-педагогических исследований КГБОУ ДПО «ХКИППКСПО» (всего пять человек).
Сотрудники научно-методического центра колледжа (Третьякова Н.Ю. и Дунаевская Т.М.) приняли активное участие в научно-практическом семинаре по теме: «Совершенствование нормативно-правового и научно-методического сопровождения организации образовательного процесса в условиях модернизации профессионального образования».
Заместитель директора по НМР Третьякова Н.Ю. приняла участие в участия «Роль учебных лабораторий в развитии исследовательских компетенций и практических навыков участников образовательных процессов», организованного КГБОУ ДПО «ХКИППКСПО».
На базе колледжа работает школа профессионального мастерства. Молодые педагоги и вновь принятые на работу в колледж получают все необходимые консультации, а так же ведётся посещение их занятий заместителем директора по НМР и коллегами по цикловой комиссии.
Проведены Курсы «Создание электронных учебных пособий» (10 часов) Токаревой Л.И. 14 обучающих семинаров по различным направлениям преподавателями: Косинец И.Б., Выдрина Н.М., Карпусенко В.И., Бабкина Е.С., Гудзь О.В., Третьякова Н.Ю., Ильченко С.Н.
В колледже прошли семинары и мастер-классы для преподавателей по направлениям:
- Экспертная оценка портфолио (6 часов)
- Возможности применения в образовательном процессе интерактивной доски (6 часов)
- Оказание первой медицинской помощи (4 часа)
- Особенности работы структурных подразделений колледжа в локальной сети (2 часа)
- Проведение занятий с учётом психофизиологических особенностей студентов по педагогической технологии А.С. Потапова (2 часа)
- Применение в учебном процессе новых форм обучения (4 часа)
- Создание презентаций (10 часов)
- Формирование и развитие информационной культуры участников учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС (2 саса).
Проводились кадровые мониторинговые исследования по определению образовательных потребностей преподавателей. В процедуре приняло участие 46 штатных преподавателей и мастеров производственного обучения отделений НПО и СПО. Целями анкетирования являлись: выявление объема и уровня потребности преподавателей колледжа в повышении профессиональной подготовки; определение направлений работы по повышению профессионального уровня преподавателей.
На основании показателей разработаны рекомендации по составлению индивидуального плана повышения квалификации, составлен и при повторном анкетировании скорректирован график стажировок.
Особое место в системе обмена новыми технологиями, передовыми идеями и наработками в области прикладного и технического творчества занимает такая форма повышении квалификации как стажировки. В этом учебном году прошли стажировку на базовых предприятия сервиса 5 преподавателей и 1 мастер производственного обучения, 1 преподаватель прошёл стажировку в ДВГГУПС на кафедре «Безопасность жизнедеятельности» Естественно- научного института - 1 человек. Преподаватель спец.дисциплин Демиденко Е.А. прошла стажировку за рубежом (Китай).
Работа по аттестации педагогических кадров
В соответствии с действующей нормативной документацией КГАОУ СПО ХТК, Приказом № 216н Минздравсоцразвития и «Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Хабаровского края на 2012-2013 учебный год», педагогические работники колледжа вели подготовительную работу к аттестационным процедурам. Они оформляли документацию по стажировкам аттестующихся преподавателей и мастеров производственного обучения СПО и НПО. Комплектовали и оформляли портфолио профессиональных достижений педагогической деятельности аттестуемых преподавателей.
В этом учебном году прошли аттестационные процедуры 12 человек:
на высшую квалификационную категорию: Косинец И.Б., Токарева Л.И., Ильченко С.Н., Юрченко Е.А., Карпусенко В.И.и Мироненко Н.Н. как мастер производственного обучения.
на первую: Гудзь О.В., Алипова Е.А., Демиденко Е.А., Мироненко Н.Н. как преподаватель, Емельянова Н.В.
На отделении НПО 1 человек прошёл аттестацию на соответствие занимаемой должности – Воронина Лидия Ивановна.
Контроль по подготовке к аттестации педагогических и руководящих работников колледжа осуществляется директором колледжа, и его заместителем по научно-методической работе в соответствии с планом контроля образовательного процесса, утвержденным директором колледжа.
Для аттестации руководящих работников на соответствие занимаемой должности Третьяковой Н.Ю. была разработаны нормативно-правовая документация. Она утверждена директором. Аттестация руководящих кадров начнётся с нового учебного года.
Учебно-методическая работа
Учебная работа в колледже выполняется на основе нормативно-правовой базы:
- закона Российской Федерации «Об образовании»;
- типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 № 543);
- федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям;
- учебных планов по специальностям;
- рабочих программ и календарно-тематических планов по дисциплинам специальностей колледжа;
- графика учебного процесса на 2012-2013 учебный год;
- расписания занятий на первый и второй семестр.
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит научно-методическому совету. Он призван координировать работу различных служб колледжа и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в колледже на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом колледжа по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса.
В этом учебном году проведено 4 методических совета по проблемам:
Утверждение планов методической работы и творческих групп преподавателей на 2012-2013 учебный год.
Анализ обеспеченности учебно-программной документацией учебного процесса и фонда оценочных средств в соответствии с ФГОС.
Утверждение карты самооценки эффективности внедрения ФГОС.
Выдвижение кандидатов (отделений СПО и отделение НПО), утверждение плана подготовки и креативной группы на краевой конкурс «Преподаватель года» в 2012 году.
Утверждение модели выпускника и структуры портфолио специалиста.
Подготовка учебно-методических комплексов дисциплин и модулей в соответствии с новыми стандартами.
Отчёт председателя цикловой комиссии «Парикмахерское искусство и визаж» о качестве подготовки специалистов по выпускаемым специальностям.
Подготовка к краевому смотру-конкурсу информационно-методических центров.
Подготовка к смотру-конкурсу методической работы преподавателей колледжа за 2012-2013 учебный год.
Итоги смотра-конкурса методической работы преподавателей колледжа за 2012-2013 учебный год.
Утверждение плана методической работы на 2013-2014 уч. год.
В мае 2013 года колледж принял участие в краевых ярмарках профессий. Сотрудники НМЦ участвовали в разработке и изготовлении полиграфической и рекламной продукции., освещении работы по подготовке и результатам на сайте колледжа.
Информатизация современного общества и требования к образовательным учреждениям диктуют внедрение новых форм работы с абитуриентами, их родителями, студентами и работодателями. В связи с этим постоянно ведётся работа по наполнению и модернизации официального сайта колледжа.
Ведётся разработка контрольно-измерительных материалов по новым стандарта. А также проведён анализ эффективности оценочных средств знаний, умений и освоения компетенций.
Проведено 6 открытых занятий, в основном аттестующимися преподавателями.
За отчетный период проведено 4 открытых урока:
Алипова Е.А. - по теме «Подготовка швейного изделия к примерке, проведение примерки, анализ дефектов» в рамках освоения УП 03 гр. 233 специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (декабрь 2012г.).
Карпусенко В.И. - по теме «Организация пожарной безопасности на предприятии на примере ХТК» гр. 433 (март 2013г.).
- Гудзь О.В. и Селиверстова Ж.Ю. – бинарный урок по английскому языку и «Информатика в профессиональной деятельности на специальности 100105 «Гостиничный сервис» (март 2013 г.).
- Ильченко С.Н. – внеклассное мероприятие «Философский турнир» (апрель 2013 г.).
Посещение занятий преподавателей и мастеров производственного обучения проводилась по утверждённому графику (всего 12 занятий).
В июне по итогам года был проведён смотр-конкурс методической работы преподавателей колледжа за 2012-2013 уч. год по теме: Комплексное методическое сопровождение профессионального образования в условиях реализации ФГОС. На конкурс было представлено 100 методических разработок преподавателями и мастерами производственного обучения отделения СПО (48) и 52 методические разработки были педагогическим работниками НПО. Наиболее широко, качественно и в соответствии с критериями конкурса были представлены работы преподавателей цикловой комиссии «Гостиничного сервиса и туризма», председатель Федосова И.Т.. В НПО лучшей методической комиссии не выявлено.
Первое место среди преподавателей СПО заслуженно заняла Судакова О.В. за создание двух учебно-методических комплекса по профессиональным модулям.
Преподаватели Гудзь О.В. и Селивёрстова Ж.Ю. заслужили победу в номинации «Инновационные педагогические технологии».
Сизарева М.В. – в номинации «Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»
Ерёмкин Н.А. - «Методическое обеспечение создания здоровьесберегающей среды в образовательном процессе».
Федосова И.Т. – победила в номинации «Научно-исследовательская деятельность преподавателя и студентов».
Результаты смотра-конкурса в отделении НПО:
1 место – Юрченко Е.А. – преподаватель спец.дисциплин
Николаева А.Г. – преподаватель истории и географии победила в номинации «Поисково-исследовательская деятельность преподавателя и студентов».
Соколова И.Н. – в номинации «Методическое сопровождение внедрения федеральных образовательных стандартов по профессии».
Шалимова Е.С. - «Методическая разработка занятий производственной практики».
Отмечена работа методических комиссий «Сфера обслуживания и торговли» и «Общеобразовательный цикл».
Наши преподаватели и мастера производственного обучения принимают участие в работе курсов повышения квалификации КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования» «Организация и методика производственного обучения» (декабрь 2012г.) где транслируют свой опыт на край.
Научно-исследовательская работа
Профессиональная компетентность в значительной мере связана с проявлением особенностей личности, в процессе обучения учитываются индивидуальные качества студентов. Результаты этой работы - участие студентов в профессиональных конкурсах и выполнение работ исследовательского характера по общеобразовательным и специальным дисциплинам по всем специальностям колледжа.
Педагогические и административные работники колледжа принимали участие в течение учебного года во многих краевых и городских научно-методических мероприятиях: 7 человек в краевом НМС по укрупнённой группе специальностей «Сфера обслуживания», 4 человека во всероссийской конференции в Комсомольске –на –Амуре, 5 опубликовали свои статьи.
В течение года преподаватели и администрация направляли свои материалы в журнал «Профессиональное образование в Хабаровском крае, это Федосова И.Т., Судакова О.В., Островская С.В., Третьякова, Выдрина, Юрченко (6 уже напечатаны).
Авторский коллектив студентов группы 733 специальности «Дизайн» под руководством Сизаревой Марины Владимировны с коллекцией стилизованных головных уборов «Архитектоника Хабаровска» принял участие в краевой выставке научно-технического творчества обучающихся Хабаровского края «Техника, изобретательство, творчество» где занял призовое место.
В 2013г году началась исследовательская работа «Русский народный костюм» - студенты 233гр. (Корчагина С., Бельды Л., Чиргун Е., Штепа Л.) под руководством преподавателя Косинец И,Б, и мастера Алиповой Е.А. приступили к изучению особенностей кроя женского русского костюма и изготовлению образца. В следующем году эта работа будет продолжена.
В марте 2013 года проводилось научное исследование (совместное преподавателя БЖД Карпусенко В.И. и студентки 643 группы Куликовой А. И.). Результаты были представлены на Всероссийской олимпиаде (краевой этап) научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности на тему «Основные формы и направления работы педагогического коллектива по профилактике наркомании в учреждении СПО (на примере нашего колледжа)».
Поведено 3 научно-практические конференции студентов и преподавателей: специальности «Технология продукции общественного питания» и учащихся профессия «Повар, кондитер» «Особенности национальной китайской кухни», по специальностям «Гостиничный сервис» и «Туризм» а так же конференция по итогам конкурсов творческих работ студентов колледжа «Страницы истории города Хабаровска». По их материалам изданы сборники работ.
Заместитель директора по НМР Н.Ю. Третьякова
«25» июня 2013 г. |