Скачать 59.21 Kb.
|
Линейная функция вида y=kx+b и ее графическая модель. Интегрированный урокматематики и информатики Учитель информатики Иванов О.Ю. Учитель математики Асманова Л.А. Тема урока: Линейная функция вида y=kx+b и ее графическая модель. Цели урока: закреплять знания и умения учащихся по исследованию свойств линейной функции, ее частных решений, графическому моделированию; формировать у школьников навыки исследовательской деятельности, навыки работы с компьютером. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков Метод работы: частично поисковый, репродуктивный (проблемный), интегрированный. Формы работы: беседа, фронтальное решение задач, использование компьютера для реализации групповой, индивидуальной, коллективной работы учащихся. Оборудование: компьютеры IBM PC AT Celeron 466, 11 мест, локальная сеть, Дидактический материал: Теляковский С. А. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных, учреждений. М.: Просвещение, 1995; Семакин И. Г. и др. Информатика: 7 — 9 классы, базовый курс. М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2001; карточки-задания трех уровней сложности; карточки оценки знаний; компьютерная обучающая программа GRAFIK; методический материал для учащегося по выполнению задание Ход урока 1. Актуализация темы Вопросы и задания для повторения: 1. Какая функция называется линейной? 2. Какой вид имеет график линейной функции? 3. Являются ли линейными функции, заданные формулами: а) у = 2х - 3; б) у = Зх; в)у= -х/2 + З? 4. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения графиков функций с осью ОУ: а) у = -5х + 2; б) у = 1,2 х -3; в) у = -0,7х - 3. 5. Являются ли функциями прямой пропорциональности функции, заданные формулами: а) у = -5х; б) у = х + 5? 5. Какая модель описывает свойства линейной функции? 6. Перечислите способы представления моделей при решении информационных и математических задач. II. Фронтальное решение задач методом подбора с использованием компьютера в качестве средства моделирования После актуализации темы учитель рассказывает учащимся, как будет организована их дальнейшая работа на уроке, записывает план работы на доске, выдает дополнительное задание хорошо успевающим ученикам. План работы учеников на уроке: 1. Самостоятельная работа в среде GRAFIK. 2. Компьютерное тестирование в среде GRAFIK. 3. Подведение итогов урока. 4. Выдача домашнего задания. 5. Выполнение дополнительного задания по теме. Учитель раздает карточки-задания трех уровней сложности и методический материал для ученика. В процессе решения заданий на компьютере заполняется карточка оценки знаний. Учитель. Сегодня решать задачи по алгебре нам поможет графическая среда GRAFIK. Самостоятельную работу и компьютерное тестирование вы будете выполнять, используя учебное пособие по данной теме и карточку-задание для каждого ученика. Пройдите к машинам, проверьте, правильно ли вы сидите. При запуске программы GRAFIK воспользуйтесь навыками и знаниями, полученными на уроке информатики. Перейдите на учебный диск D: и выберите в каталоге D:\INTEG файл GRAFIK.EXE. Вы находитесь в графической среде GRAFIK и можете приступать к решению задач. В карточке предложены задания по обсуждаемой теме. Внимательно следите за подсказками во время выполнения работы. После выполнения последнего задания ответ запишите в карточку оценки знаний ученика. Пример карточки-задания (первый уровень сложности). 1. Постройте график функции, заданной формулой у = 2х +1. 2. Постройте график функции, заданной формулой у = Зх - 2. 3. Постройте график функции, заданной формулой у = -х + 3. 4. Постройте график прямой пропорциональности у = 3x. 5. Постройте график постоянной функции у = 3. 6. Постройте график линейной функции у = х + 1. Выясните с помощью графика, какому значению у соответствуют значения х = 0; 2; -1. Школьники приступают к решению задач в среде GRAFIK, где в наглядной и доступной для понимания форме демонстрируются свойства линейной функции. На уроке учитель может заполнить карточки оценки знаний по данной теме и в дальнейшем провести анализ полученных результатов. III. Контроль качества знаний Учет и оценку знаний учащихся предлагается проводить в учебной среде GRAFIK после выполнения заданий по карточкам. Форма оценивания — компьютерное тестирование. Учитель подготавливает тест, содержащий 10 вопросов по двум дисциплинам — математике и информатике. Пример теста: 1. Если k > О, то график линейной функции проходит через: а) первую и четвертую четверти; б) первую и третью четверти; в) вторую и четвертую четверти. 2. Если k < 0, то график линейной функции проходит через: а) вторую и третью четверти; б) первую и третью четверти; в) вторую и четвертую четверти. 3. Если k = 0, то график линейной функции: а) параллелен относительно оси OY; б) параллелен относительно оси ОХ. 4. Если b > 0, то график линейной функции пересекает ось ОУ: а) в положительном направлении; б) в отрицательном направлении. 5. Если b < 0, то график линейной функции пересекает ось OY: а) в отрицательном направлении; б) в положительном направлении. 6. Если b = 0, то линейная функция называется: а) функцией прямой пропорциональности; б) постоянной функцией. 7. Если b0 и k0,то линейная функция: а) не постоянна; б) постоянна. 8. График — это: а) словесная модель; б) графическая модель; в) математическая модель. 9. Модель — это: а) объект неживой природы; б) процесс или явление; в) упрощенное подобие объекта. 10. Математическая модель — это: а) вычислительная задача; б) информационное описание явления, процесса. В конце тестирования на экран дисплея выдается одно из сообщений: «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно», «Плохо». IV. Подведение итогов урока Учитель. Сегодня на уроке вы могли наглядно изучить и проанализировать свойства, которыми обладает функция вида у = kx + b. Графическое представление функции средствами компьютера позволило вам самостоятельно поучаствовать в процессе моделирования объектов и получить начальные навыки исследовательской работы. V. Домашнее задание 1. Повторить определения по теме «Линейная функция»: С. А. Теляков-ский. Алгебра. § 5. 2. Повторить определения по теме «Что такое модель»: И. Г. Семакин. Информатика. § 24. 3. Решить задачи: 1) С. А. Теляковский. Алгебра. § 5, № 344. Построить в одной и той же координатной плоскости графики функций, заданных формулами: а) у = Зх + b при b = 1,2; -4; 0; б) у = kx - 2 при k = 1; 0,4; 2) С. А. Теляковский. Алгебра. § 5. № 297. Длина прямоугольника — х см, а ширина на 3 см меньше. Задайте формулами зависимость периметра прямоугольника от его длины и зависимость площади прямоугольника от длины. Какая из этих зависимостей является линейной функцией? Дополнительное задание После обсуждения домашнего задания можно предложить учащимся выполнить дополнительное задание в рабочих тетрадях: 1. Из учебника «Алгебра», § 5, с. 56, выписать основные определения по обсуждаемой теме и ответить на вопрос: можно ли с помощью углового коэффициента прямой — графика функции у == kx + b — осуществить анализ данной функции? Обосновать ответ. 2. В учебнике «Информатика», § 24, с. 128 — 129, приведены примеры информационных графических моделей. Какие жизненные процессы они отображают? Можно ли, используя данные описания, построить математические модели? Обосновать ответ. |