МБОУ « Харовская СОШ № 2»
Конспект урока «Технологии»
в классе коррекции
5 класс
(девочки) Тема урока «Блюда из яиц»
Выполнила учитель технологии
Скворцова Ольга Юрьевна
2013 – 2014 учебный год
Тип урока.
Комбинированный.
Цель урока.
Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении
в питании человека и научить готовить блюда из яиц.
Задачи урока.
Коррекционно - образовательные.
Закрепить знания, полученные на прошлом уроке, посредством выполнения специально – подобранных учебных заданий. Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и научить технологии приготовления, оформлению и подачи блюд из яиц.
Коррекционно - развивающие.
Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Расширять кругозор, развивать эстетический вкус, внимание, память, творческие способности. Корригировать восприятие и мышление учащихся при работе с учебником и дополнительно подобранным материалом.
Создать условия для выполнения самостоятельной деятельности.
Коррекционно - воспитательные.
Воспитывать аккуратность, опрятность в работе, навыки культурного поведения, взаимодействие в коллективе, интерес к изучению предмета. Необходимое оборудование и материалы.
Оборудование кухни – лаборатории, инструменты, приспособления,
посуда.
Куриные яйца для лабораторной и практической работы.
Набор продуктов для практической работы.
Компьютер, проектор, экран.
Слайдовая презентация.
Технологические карты Яйца «Сюрприз»
Таблицы: «Рецепты простых блюд из яиц»
Выставка книг покулинарии
Для учащихся:
учебники «Технология» 5 класс под редакцией Симоненко В.Д. (стр. 146-149),
Таблица «ЗУХ (знаю, умею, хочу) » (приложение №1)
письменные принадлежности.
Методы обучения:
Словесные: беседа, рассказ, объяснение,
Наглядные: демонстрация таблиц, опытов, презентации,
Практические: лабораторная работа, практическая работа по приготовлению блюда.
Методические приёмы:
Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение)
Организационные: фронтальная работа с классом, самостоятельная работа обучающихся)
Технические: раздача дополнительного оборудования, прикрепление таблиц, использование ТСО)
Проведение урока: 1 четверть
Продолжительность урока согласно разработке конспекта: 80 минут
(два урока)
ХОД УРОКА
(Слайд№1)
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Настрой на урок
Добрый день, ребята!
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
На меня все посмотрели, улыбнулись, тихо сели.
Пусть это доброе настроение не покидает нас весь урок и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы.
2. Сообщение темы урока.
Определение цели и постановка задач на урок.
Учитель:
Отгадайте загадку:
Домик круглый, домик белый, Домик был сначала целый, А как треснул наконец, Так и выскочил жилец. (Яйцо)
Прочитайте на слайде (Слайд№2) тему урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Определите задачи, которые будем решать на уроке.
Учащиеся:
Узнаем… (учащиеся называют свои варианты)
Научимся… (На слайде №2)
Учитель:
Сегодня мы будем работать в таблице «ЗУХ», они приготовлены для каждого на рабочем месте.
Приложение 1
Таблица «ЗУХ»
|
|
| Знаю
| Узнала
| Хочу узнать
|
|
|
|
3. Повторение пройденного материала. ( Слайд №3)
Учитель: Чтобы справиться с поставленными задачами необходимо вспомнить, что знаем и что умеем, вставить правильно слова.
Учащиеся: (заполняют первую графу таблицы) 1.Сначала овощи ...................
2. Морковь, картофель ...................
3. В картофеле ................... глазки
4. При обработке капусты .................... верхние грязные листья
5. А затем овощи ..................
Ответы: вырезают нарезают очищают удаляют моют
Подготовка к изучению нового материала.
Немного истории. (Слайд № 4)
- В старину древние народы, считали, что яйцо – это символ вселенной и символ рождения.
Объяснение нового материала: (Слайд №5)
Учитель: (заполняется вторая графа таблицы)
- Посмотрите на картинку – яйца бывают разные: утиные, гусиные, перепелиные и т.д. и все они очень полезные, но чаще всего мы употребляем в пищу куриные яйца.
(Слайд №6)
- Посмотрите на слайд «Питательная ценность яиц», назовите, - какие питательные вещества содержатся в яйце (учащиеся называют).
- Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли, витамины: А, D, Е и В.
Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.
- Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени).
(Слайд №7)
- Давайте посмотрим на строение яйца. Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток. Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%.
(Слайд №8)
Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц. На яйцах, купленных в магазине, стоит штамп.
- Какую информацию он содержит? (Учащиеся высказывают своё мнение).
Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими.
По истечении 7 суток они становятся столовыми. Куриное яйцо (показ учителем образцов яиц) Учитель:
- Крупные яйца массой 45г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории.
- Яйца массой 40г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.
К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.
Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток. 6. Лабораторная работа.
Учитель:
Очень важно, чтобы яйца были свежими.
- Как определить свежесть яйца? (ребята высказывают своё мнение)
Учитель:
Для определения их доброкачественности можно использовать несколько способов.
Просвечивание (с помощью овоскопа). (Слайд №9)
По внешнему виду и запаху. (Слайд №10)
3. Погружение в воду. (Слайд №11)
Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде.
Ход работы.
1. В стакане с водой разведём столовую ложку соли.
2. Опустим в стакан яйцо и определим его качество в соответствии с рисунком на слайде.
3. Оформите результаты опыта в подготовленной таблице (добавляются после лабораторной работы) Приложение 2
Качество яйца
| Положение яйца
| Яйцо свежее
| Опустилось на дно стакана
| Недостаточно свежее
| Плавает чуть выше дна
| Недоброкачественное
| Находится на поверхности жидкости
|
Учитель:
Яйца могут быть источником инфекционного заболевания, в процессе приготовления пищи из них необходимо соблюдать правила.
(Слайд №12)
Сообщение ученицы по правилам приготовления блюд из яиц.
Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца (это снизит возможность попадания вредных микробов со скорлупы в пищу)
Соблюдать режим тепловой обработки яиц.
(Слайд №13)
Сообщение ученицы по способам хранения яиц.
Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.
При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.
(Слайд №14)
- Посмотрите, какие существуют приспособления для приготовления блюд из яиц, их взбивания (для варки и жарки, для нарезки, для употребления)
- Какие приспособления знаете вы? (ответы учащихся)
Физкультминутка (Слайд 15)
Обучающиеся встают со своих мест и, приговаривая стишок «Люди с самого рожденья, жить не могут без движенья» поочерёдно включают в движение всё тело: правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, голова и т.д. - Какие вкусные блюда можно приготовить из яиц? (ответы учащихся)
(Слайд №16)
- Яйца используются в кулинарии очень широко (для приготовления десертов, изделий из теста, в начинках, при украшении, в салатах и в сыром, жареном и вареном виде)
В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.
( демонстрация книг с выставки)
(Слайд №17)
- Как же правильно варить яйца? (ответы учащихся)
Учитель:
Рассмотрим способы варки яиц (таблицы на партах)
Приложение 3
Способ приготовления
| Время приготовления, мин
(заполняют учащиеся)
| Готовность
| Всмятку
| 2
| Белок свернулся наполовину, желток не свернулся
| «В мешочек»
| 4 - 5
| Белок свернулся, желток не свернулся
| Вкрутую
| 7 - 10
| Желток и белок свернулся
| В таблице ЗУХ запишем эту информацию БЛИЦ СООБЩЕНИЕ
(раздать по одному пункту, девочки зачитывают)
Никогда не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.
Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).
Обработка яиц.
Всегда используйте маленькую кастрюлю - когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг о друга и потрескаться.
Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собирается воздух. Во время варки там может собраться давление и скорлупа потрескается. Чтобы этого избежать, проколите яйцо с тупого конца иголкой, чтобы выходил пар.
Яйцо в кастрюле должно быть покрыто водой.
Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.
Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очистились.
5. Подготовка к практической работе.
- Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке? (заполнение третьей графы таблицы)
- Давайте вспомним самые распространенные блюда из яиц: яичницы и омлеты (они тоже бывают разные) (ответы учащихся)
- Яичница «Болтунья» - из взбитых яиц, а «Глазунья» - целые, в яичницу можно добавить разные продукты.
- Омлет может быть «Натуральным» - только яйца и молоко и с гарниром – другими продуктами.
- Сегодня мы с вами приготовим яйца «Сюрприз», но перед тем как начнем работать, давайте вспомним технику безопасности во время кулинарных работ:
(Слайд №18)
Инструктаж по охране труда при выполнении практической работы (на доске плакат)
- При пользовании электронагревательными приборами;
- При работе с горячей жидкостью.
(Слайд №19)
Практическая работа. Приготовление блюда из яиц.
- Что нам необходимо сделать, для того чтобы приготовить данное блюдо?
(ответы учащихся)
Учащиеся выполняют практическую работу, повторяя все действия за учителем, пользуясь технологической картой (стр.148)
- Существуют некоторые тонкости яичного этикета.
Послушаем, как культурно съесть яйцо.
Сообщение готовится ученицей.
Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки.
Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки – это можно делать ножом или вилкой.
8. Подведение итогов практической работы.
Оценка сервировки стола.
Определение качества приготовленного блюда согласно требованиям (самоконтроль и взаимоконтроль).
Анализ допущенных отклонений при приготовлении и оформлении блюда.
Дегустация блюда. Уборка стола, рабочего места и мытье посуды (согласно графику).
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
(Слайд № 20)
Учитель:
Задумайтесь:
- Что я успела сделать на уроке?
- Чего я достигла?
Закончите фразу:
- Я познакомилась…..
- Было непросто…..
- У меня получилось…..
- Мне запомнилось….
Обобщение знаний учащихся. Объявление оценок.
9. Домашнее задание: (Слайд №21) (учащиеся записывают в дневниках)
Повторить изученный материал.
Приготовить омлет, технологическая карта стр.149
(Слайд №22- 24)
10. Дополнительный материал.
- Давайте посмотрим. Какие профессии есть связанными с яйцами: птичница, оператор птицефабрики, повар, кондитер)
1)Интересная информация:
Всемирный день яйца
— неофициальный праздник всех любителей кулинарных блюд, одним из основных ингредиентов которых является яйцо (омлеты, запеканки, глазуньи, сырники и т. д.). Отмечается во вторую пятницу октября.
2)Проверка знаний учащихся.
Учащиеся: с помощью сигнальных карточек показывают свое согласие с ответами.
Красный- неверный ответ,
Жёлтый – неполный ответ,
Зелёный – верный ответ. 1. Какая наиболее ценная часть яйца? (желток)
2. Как называются яйца, поступившие в продажу не позднее 7 сток? (диетические)
3. Как определить качество яйца? (на свет, в соленой воде, по запаху)
4. Какое яйцо варится 10 минут? ( в крутую)
5. Как правильно хранить яйца в холодильнике? (тупым концом к верху) 3) Тест по теме: «Блюда из яиц»
ОТВЕТЬ «ДА» или «НЕТ» на вопросы:
Все яйца хранят не более семи суток?
Очень важно, чтобы яйца для приготовления пищи были свежими?
Яйца употребляют только в свежем виде?
Существует несколько способов варки яиц?
Омлет отличается от яичницы тем, что яйца предварительно взбивают с добавлением молока?
Если в вареном яйце желток свернулся, а белок нет, значит, яйцо сварено «в мешочек»?
Свежесть яйца можно определить, только разбив его?
Чтобы яйцо при варке не лопнуло, нужно добавить в воду сахар?
При взбивании яичного белка получается омлет?
Прежде чем разбить сырое яйцо, его нужно тщательно вымыть?
11.Окончание урока:
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошёл наш урок.
Прошу уберите рабочее место.
Я благодарность вам всем объявляю,
За работу всем спасибо говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!
|