Скачать 0.56 Mb.
|
Патаракин Е.Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю Красноярск, 2006 Патаракин Е.Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю. – Издательство Красноярского государственного педагогического университета. Красноярск. 2006. 34 с. В руководстве описаны особенности использования современных сетевых сред, прежде всего среды ВикиВики. Среда ВикиВики наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Рассмотрены возможные варианты использования ВикиВики в учебной деятельности, представлены правила редактирования и оформления вики-документов, приведены примеры типичных ошибок. Дополнительно представлены расширения, которые позволяют вести вычисления, строить графики, насыщать гипертекстовую среду графическими и аудио объектами. Данное практическое руководство создано на основе материалов учебного сетевого сообщества школьников, студентов, школьных учителей и преподавателей педвузов. В 2006 году это сообщество работает над созданием открытой гипертекстовой энциклопедии российских городов. Гипертекстовая энциклопедия Летописи.ру создается по инициативе корпорации Intel и компании ЗАО «ТрансТелеКом». Задача проекта - дать школьникам, студентам и преподавателям возможность вместе поиграть и поэкспериментировать с новыми социальными сервисами. Летопись - учебный проект, в рамках которого учителя, студенты и школьники осваивают не только новые технологии, но и новые способы деятельности. Прежде всего, мы играем в учебную Википедию и учимся создавать коллективный гипертекст, соавторы которого собирают и представляют исторические события малых городов, поселков, сел и деревень России на протяжении 2006 года. Мы надеемся на активную поддержку проекта со стороны всех, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях. Для работников образовательных учреждений и всех тех, кто хочется использовать технические средства, помогающие думать и действовать вместе. © Е.Патаракин, 2006 Введение 5 Сетевые сообщества 6 Педагогика сетевых сообществ 7 Социальные сервисы 8 Социальные сервисы и стайные действия 9 Гипертекст - средство коллективной деятельности 11 Примеры сетевых сообществ на базе социальных сервисов 12 Сетевой вики-проект Летописи.ру («Время вернуться домой») 20 Специальные возможности МедиаВики 22 Категории 29 Шаблоны 30 Расширения МедиаВики 31 Летопись к 1 сентября 2006 года 36 Из обсуждения проекта Летописи 36 Введение"Что важно, так это то, что человеческий дух, не принимая во внимание многообразия случайных воплощений, выявляет все более внятную и постижимую структуру по мере того, как развертывается процесс обоюдного мышления, двух мышлений, влияющих друг на друга, каждое из которых может оказаться тем фитилем и искрой, сближение которых может спровоцировать вспышку света. И если этот свет вырвет из тьмы сокровище, то не будет никакой нужды в судебных исполнителях для дележа имущества, ведь с самого начала наследство было признано неотчуждаемым и не подлежащим разделу". К. Леви-Строс Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение "сетевой" логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Вполне оправданно, если и поиск решения этих задач мы будем искать в среде информационных, компьютерных и сетевых дисциплин. Одна из основных тенденций развития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. В учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения сегодня еще мало заметны, но именно сетевые технологии готовят для них почву. В 2005 году учебное сетевое сообщество школьных учителей и преподавателей педвузов – участников программы Intel ® «Обучение для будущего» работало над созданием цифровой карты российских городов (1). Проект предполагал коллективное использование общественных сетевых сервисов и разнообразие игровой и учебной деятельности, связанной с мобильными устройствами. К таким мобильным устройствам относятся наладонные компьютеры, GPS-навигаторы, сотовые телефоны, видеокамеры, цифровые фотоаппараты и системы, которые интегрируют в себе все перечисленные функции. В 2006 году усилия учебного сообщества сконцентрированы на создании гипертекстовой энциклопедии, открытой и доступной для всех заинтересованных участников по адресу http://Letopisi.ru Проект Летописи.ру основан на технологии ВикиВики, получившей широкую известность благодаря всемирной энциклопедии – ВикиПедия. Летопись использует те же принципы и тот же Вики-движок – МедиаВики http://www.mediawiki.org/ Впервые в сетевом пространстве России реализуется проект, который невозможно помыслить вне сети и без поддержки вычислительной техники. В основании проекта лежат современные теории коллективного познания и учения. |