Скачать 142.81 Kb.
|
Конкурс между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга Итоговый ОТЧЕТ о реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2013 Полное наименование общеобразовательного учреждения Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга ФИО руководителя ОУ Сергеева Светлана Петровна Почтовый адрес образовательного учреждения 198264, Санкт-Петербург, Проспект Ветеранов, дом 135, литер. А Контактный телефон/ факс (812)744-00-47 licei395spb@mail.ru Адрес сайта ОУ в Интернете www.licey395.ru Название конкурсного материала с указанием темы инновационного проекта Инновационная образовательная программа «Сетевая компетентность педагога в современном информационном обществе» Авторский коллектив Сергеева Светлана Петровна, директор Зверева Марина Геннадьевна, заместитель директора, Гусарова Елена Валентиновна, заместитель директора, Мальцева Галина Петровна, заместитель директора и другие Форма инновационного продукта
Область применения инновационного продукта (в соответствии со Стратегией 2020) Направление Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» «Кадровый капитал», задачи усиления статуса профессии, развития сетевых и корпоративных моделей повышения квалификации. ЧТО? Инновационные продукты 1. Методическое пособие по организации работы педагога в сетевых сообществах. В данном пособии раскрывается суть понятия «профессиональное сетевое сообщество», дается классификация существующих сетевых сообществ, сформулированы общие и специальные правила работы в сетевых сообществах, обеспечивающие безопасную и продуктивную работу педагога, предложены формы обобщения опыта работы и виды результатов деятельности педагога в сетевых сообществах на примере работы учителей лицея. Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Профессиональное сетевое сообщество учителей - это база образовательных информационных ресурсов, это место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации. Цели сетевого сообщества:
С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества. Анализ деятельности различных сетевых профессиональных сообществ показывает, что успеху социально-педагогической сети способствуют следующие факторы:
2. Программа повышения квалификации по формированию сетевой компетентности у педагога. Сетевая компетентность – это умение решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием сетевых технологий и сетевых ресурсов. Слагаемые сетевой компетентности: Приступая к проектированию программы повышения квалификации педагога, мы выделили следующие уровни формирования сетевой компетентности: 1. элементарная ИКТ-грамотность; 2. наличие опыта работы в сети (поиск информации, социальные сети, использование электронной почты); 3. большой опыт работы в существующих сетевых сообществах Целевая установка программы: создание условий для формирования у педагогов сетевой компетентности, обеспечивающей эффективное использование социальных сервисов Интернет, учебных материалов и инструментов организации образовательного процесса нового поколения в профессиональной деятельности. Задачи обучения:
Каждый модуль программы включает время на индивидуальную или групповую рефлексию, осуществляемую с помощью изучаемых инструментов и сервисов Интернет (блог, вики-страница, журнал курсов, рефлексивный форум и т.д.). Оценивание результативности обучения осуществляется по наличию индивидуального продукта повышения квалификации педагога в сетевом сообществе (проекта, инновационного продукта, статьи, мастер-класса). Инвариантная часть включает 4 темы: 1. Информационно-коммуникационные технологии: социальные сервисы Web2.0. 2. Идеология социальных сетей и обзор существующих профессиональных сообществ педагогов. Практическая деятельность: регистрация в выбранных профессиональных сообществах, участие в активностях данных сообществ. 3. Основы поведения в сети и возможности повышения квалификации в сетевом сообществе. 4. Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Результативность работы педагога в сетевом сообществе. Вариативная часть зависит от целевой группы педагогов. 3. Модели школьных сетевых сообществ педагогов. Помимо участия педагогов во внешних сетевых сообществах федерального, регионального и городского масштаба повышающих социальный имидж профессии педагога в обществе, важным условием повышения качества работы школы является создание педагогическими коллективами внутришкольных сетевых сообществ, позволяющих выявлять инновационные способы работы отдельных учителей и делать их достоянием всех педагогов школы. Лицей №395 обладает опытом работы в направлении организации сетевых форм взаимодействия. В настоящее время педагоги школы активно работают в различных профессиональных сетевых сообществах: Среди педагогических сетевых сообществ учителей можно выделить несколько видов. Блог (сайт) учителя-предметника является удобной Интернет-платформой, позволяющей размещать актуальные мультимедийные материалы для уроков и внеурочной деятельности, а также полезные ссылки на образовательные ресурсы Интернет, тем самым расширяя информационное пространство учителя и повышая его квалификацию с учетом личностных приоритетов. Кроме того, использование учителем в своей работе собственного блога (сайта) выводит взаимодействие с другими участниками образовательного процесса на качественно новый уровень. Сетевое взаимодействие «учитель-ученик» Такой вид сетевого взаимодействия предполагает наличие блогов (электронных тетрадей) у учащихся. В них учащиеся размещают выполненные задания по различным школьным дисциплинам, а также информацию о себе, своих интересах, обмениваются актуальной информацией с одноклассниками. Для некоторых уроков создаются отдельные блоги, а также блоги (сайты) внутри - или межпредметных проектов. В этом случае все материалы проекта собраны в одном месте, а его участники имеют возможность в режиме реального времени наблюдать за этапами работы над проектом, выкладывать свои результаты, исследовательские работы, подводить итоги. Сетевое взаимодействие «учитель-учитель» Обмен информацией с коллегами способствует созданию внутришкольного сетевого учительского сообщества, которое дает возможность учителю получить оценку своих материалов и рекомендации по их улучшению, а также позволяет выявить инновационные способы работы отдельных учителей и сделать их достоянием всех педагогов школы. Сетевое взаимодействие «учитель-класс-родители» Отдельные составляющие внеклассной работы также можно перенести в сеть путем создания блога класса. Такой блог носит информационный характер для учеников и их родителей, а также содержит фотоальбомы классных мероприятий, дискуссии, обсуждения различных тем, планы, электронные опросы, познавательные материалы, полезные ссылки для родителей и коллег. Блог класса является «учебной» точкой выхода в Интернет – место в сети, где ученикам класса комфортно и безопасно. Также такой блог решает задачи своевременного интерактивного взаимодействия между классным руководителем и родителями учащихся. Сетевое взаимодействие «учитель-администрация ОУ» Мы пришли к необходимости разработки доступной и максимально эффективно организованной информационной среды в образовательном учреждении. Такой средой является внутренний (закрытый) сайт лицея «Виртуальная учительская». Именно этот продукт является самым значимым результатом работы по инновационной программе «Сетевая компетентность педагога в современном информационном обществе». С помощью внутришкольного сайта реализуется переход на электронный документооборот. На нем размещены школьные инструкции, планы, графики, отчеты, ссылки на сайты с нормативными документами и пр. Все вышеописанные виды сетевого взаимодействия осуществляются через активное использование его участниками разнообразных Интернет-сервисов. В первую очередь это удаленная работа с Google-документами (с различными уровнями доступа), в том числе для организации коллективной работы. Используя новые веб-инструменты в своей работе, участники сетевого взаимодействия непрерывно совершенствуют свои ИКТ-навыки. Посредством различных видов внутришкольного сетевого взаимодействия можно организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администраторов образовательных учреждений, учителей-предметников, руководителей методобъединений, классных руководителей, а также учащихся и их родителей. ДЛЯ ЧЕГО? В Стратегии «Петербургская школа 2020» говорится о формировании «открытой школы» – развитии социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных, культурологических проектов, исследования процессов, происходящих в образовании, как формата открытости и гласности. Направление «КАДРОВЫЙ КАПИТАЛ» включает тему развития сетевых и корпоративных моделей повышения квалификации. Каждая школа заинтересована в подготовке и постоянном обучении педагога, способном обеспечивать современное качество образования. Инновационный продукт школы позволяет вывести процесс подготовки и повышения квалификации педагога школы в новую форму работы в профессиональном сетевом сообществе, вооружить его современной технологией реализации индивидуального маршрута профессионального развития – сетевой технологией, сформировать его готовность к работе в сети – сетевую компетентность, научить новым формам презентации своего инновационного опыта работы. КАК? Реализация инновационной образовательной программы и разработка инновационных продуктов осуществлялась по следующим направлениям:
Распространение инновационных продуктов школы в системе образования Санкт-Петербурга может осуществляться путем проведения обучающих семинаров для руководителей и педагогов системы образования города на базе лицея по темам:
Проведение семинаров может осуществляться с использованием дистанционного обучения, онлайн консультирования, проведения вебинаров и т.д. Технология внедрения инновационных продуктов освещалась в рамках работы районной экспериментальной площадки, на конференциях и семинарах различного уровня. По оценкам участников мероприятий разработанные материалы востребованы и могут быть реализованы в любом образовательном учреждении. Условия внедрения инновационных продуктов в образовательный процесс: Нормативно-правовое обеспечение:
Кадровое обеспечение:
Организационное обеспечение:
Материально-техническое обеспечение:
Информационное обеспечение:
ЧТО ДАЕТ? Итог - образовательный ресурс, внутри которого новую жизнь и новые форматы получают традиционные школьные способы взаимодействия; ресурс, обеспечивающий полное обеспечение информационной поддержки образовательного процесса: административной, проектной, инновационной, внеклассной и методической работы, и, как следствие, повышение эффективности образовательного, воспитательного, управленческого процессов на базе образовательного учреждения. ЗА СЧЕТ ЧЕГО? Новизна представленных инновационных продуктов заключается в новом взгляде на процесс повышения квалификации современного педагога. Посредством различных видов внутришкольного сетевого взаимодействия можно организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администраторов образовательных учреждений, учителей-предметников, руководителей методобъединений, классных руководителей, а также учащихся и их родителей. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества выступают в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи сети. Мы убеждены, что сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. Учитель, умеющий работать в сетевых сообществах, не только обладает профессиональной ИКТ-компетенцией, но и формирует умения у своих учеников. Организация их самостоятельной познавательной деятельности при работе с ресурсами Интернета способствует развитию умений работы с информацией. Профессиональное общение, получение квалифицированной консультации специалистов, повышение квалификации, реализация сетевых проектов или конкурсов, привлечение к взаимодействию обучающихся и их родителей – далеко не полный перечень возможностей этих сетевых сообществ. Краткое описание процесса работы школы по заявленной цели: В ходе реализации инновационной образовательной программы были взяты обязательства подготовить три инновационных продукта: • Электронное методическое пособие по организации работы педагога в сетевых сообществах; • Программа повышения квалификации по формированию сетевой компетентности у педагога; • Модели школьных сетевых сообществ педагогов. Итог работы - выполнение обязательств и создание внутреннего сайта лицея «Виртуальная учительская». Обоснованность финансовых затрат на реализацию проекта в соответствии с достигнутыми результатами
Для оценки результативности реализации инновационной образовательной программы и внедрения инновационных продуктов использовались следующие показатели готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах:
Результат участия педагогов в деятельности сетевых педагогических сообществ - рост их профессиональной компетентности, а именно:
Ссылка на продукт инновационной деятельности и место его размещения. Презентация инновационных продуктов – http://goo.gl/nfwsW4 |