Скачать 60.83 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» села Александровского, Александровского района Ставропольского края Авторская разработка учебного кейса по теме: «Площади многоугольников» в форме деловой игры «Строитель» в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод» Составитель:Пумпулиди Ольга Христафоровна, учитель информатики и математики2012-2013 уч. год. Урок по теме «Площади многоугольников» Предмет - геометрия Класс – 8 класс Время занятия – 45 минут Цели:
Вид кейса – практический Тип кейса – эвристический Проблемное задание. Учитель объявляет, что сегодня все ученики будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75 Х 8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны в Приложении 1. Для этого весь класс разбивается на три бригады – «Столяры», «Поставщики», «Паркетчики». Каждая бригада работает над поставленной перед ней проблемой:
Содержание кейса
Задача Уточнение задания
Формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции Чертежи плиток с размерами
Сам кейс предоставляется учащимся непосредственно на уроке. На его изучение, ознакомление с ним отводится около 16 минут времени урока. Класс разбивается на 3 группы - бригады. Затем организуется работа в бригадах по поиску решения поставленной проблемы. Учитель консультирует учащихся, учащиеся в бригадах обсуждают варианты, объясняют непонятные моменты друг другу. Этот этап занятия имеет длительность около 18 минут. Краткое описание хода занятия:
Учитель: Строительное производство сегодня — это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных - раскрой пиломатериалов, на фуговальных - строгание, на долбежных и шипорезных - выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок. Столяр может выполнять уникальные работы по микромоделированию на деревянной основе. Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.
Задача Уточнение задания Ключевое задание Учитель объявляет, что сегодня все ученики будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75 Х 8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны в Приложении 1. Для этого весь класс разбивается на три бригады – «Столяры», «Поставщики», аркетчики». Каждая бригада работает над поставленной перед ней проблемой: паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в одном ряду всего два. Задача Бригада «Столяры» - нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток, и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций – одинаковое количество. Бригада «Поставщики» - нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку, для этого они рассчитывают это количество. Бригада «Паркетчики» - нужно проконтролировать доставку материала, а для этого надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола. Уточнение задания: 1. Повторение теоретического материала - формулы S для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции (работа с учебником). 2. Проверка готовности бригад. 3. Практические вычисления бригад 4. Учащиеся из каждой бригады дают объяснения около стола учителя, как они вычислили нужное количество паркетных плиток. Дополнительная информация
35 50 20 20 20 15 15 20 Итоговая часть занятия.
Вычисления бригад должны показать следующее: подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине укладывается по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеции. Действительно, площадь одной полосы шириной 20 см и длиной 575 см будет 11500 см2. Если площадь двух треугольников 300 см2 а площадь параллелограмма или трапеции 700 см2 , то в одной полосе по ширине игрового зала поместится по 8 параллелограммов и трапеций: (11500-300):700=16. Таких полос в длине комнаты поместится 800:20 = 40. Следовательно, для настилки пола понадобится 80 треугольников и по 320 параллелограммов и трапеций. Проверкой устанавливается: площадь игрового зала 575 х 800 = 460 000 см2, площадь одной полосы 575х20 = 11500 см2, а таких полос 40, поэтому 11500х40 = 460 000 см2 - площадь паркетного пола. Критерии оценивания предложенных вариантов решений:
Выводы: учащимся понравилось работать в рамках темы «Площади многоугольников резюме при устройстве на работу», они почувствовали себя более взрослыми людьми. Учились работать в коллективе. Список литературы
|