Скачать 70.73 Kb.
|
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯМишевич Галина Михайловна Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Шегарская СОШ №1 В числе приоритетных задач школьного образования на современном этапе особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества, и способности быть активным потребителем информации. Поэтому я считаю, что современное образование немыслимо без использования компьютера. С появлением в 2004-2005 учебном году на базе нашей школы ресурсного центра появилась возможность приступить к осуществлению новых подходов в обучении – применение информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности (при проведении медиауроков, создании детских презентаций к исследовательским и проектным работам). Поэтому я изучила и овладела ИКТ для применения в своей работе. Темой моего самообразования, над которой я работаю вот уже несколько лет, является: «Использование информационной технологии в преподавании биологии». Для этого я в 2006 году прошла курсы повышения квалификации «Основы офисных технологий для образовательных учреждений» в ИДО ТГУ; в 2007 году курсы повышения квалификации «Информационные технологии в педагогической деятельности» в ТОИПКРО. В 2007 г. наша школа стала победителем Приоритетного национального проекта образования «Лучшие школы России». В кабинете биологии установлен компьютер, проектор и жидкокристаллический телевизор. Это позволяет сегодня использовать различные методы информационных технологий практически на каждом уроке, а так же во внеурочной деятельности. Гибкая организация учебного процесса с использованием ИКТ позволяет полнее учитывать индивидуальные способности школьников, их интересы и учебные стили. Учащиеся берут на себя ответственность за ход и результаты учебной работы, ее оценку. Путь повышения эффективности своей работы я вижу за счет использования ИКТ. Для меня стал актуальным вопрос о необходимости формирования базы компьютерных медиауроков. Эти уроки придают занятиям эмоциональную окрашенность, возбуждают живой интерес к предмету, расширяют кругозор, повышают уровень наглядности на уроке и производительность труда учителя и учащихся. Мною разработаны авторские обучающие и тестирующие медиауроки: «Строение белка» (общая биология 10 класс)
Разработанные мной образовательные электронные ресурсы размещены на: Российский образовательный портал (Урок-обобщение «Путешествие по клетке» (биология 9 класс)); Официальный сайт Департамента образования Администрации Томской области («Строение белка» (общая биология 10 класс)) Разработанные мной образовательные электронные ресурсы размещены на: Российский образовательный портал (Урок-обобщение «Путешествие по клетке» (биология 9 класс)); Официальный сайт Департамента образования Администрации Томской области («Строение белка» (общая биология 10 класс)) Разработано более 40 образовательных электронных ресурсов, адресованных учащимся средних и старших классов, которые активно используют другие учителя района и учащиеся. В школьной медиатеке имеются электронные учебные пособия, сертифицированные Министерством образования и науки РФ, установочный комплекс «Московской цифротеки школьного наукограда», медиаразработки педагогов и учащихся школы куда вошли разработанные мной электронные пособия и моими учениками». По моему мнению, использование компьютера побуждает ученика к овладению возможностями компьютера в процессе обучения: находить нужную информацию, осваивать навык сворачивания и разворачивания информации (составление и «чтение» таблиц, графиков, схем и т.д.), выполнять различные творческие работы (нарисовать комиксы по теме «Эволюция человека»), создавать творческие презентации по определенным темам урока. На уроке предлагаю несколько тем, ученики выбирают интересующие их темы и работают с ними. В результате созданы презентации к урокам практически по всем темам, например:
С каждым годом число таких работ увеличивается. Накоплено много электронных пособий по всем разделам биологии. Из накопленных электронных учебных пособий я создаю медиатеку. Наиболее яркие разработки медиауроков были успешно реализованы на Межмуниципальной Ярмарке медиапродуктов 2007, 2008 которые проходили на базе нашей школы. Для своих разработок я создала презентацию после знакомства, с которой учителя других школ области проявили живой интерес к моим работам и как результат были разобраны все диски с записями. На старшей ступени общего образования в нашей школе на базе ресурсного центра осуществляется учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий в классно-урочной системе. Вот уже несколько лет преподаватели ТГУ осуществляют дистанционное обучение в профильных школах. Мои ученики проходят обучение в биологической школе. В 2006-2007 году четверо учащихся 10 класса обучались на базе ресурсного центра в профильной школе ТГУ «Юный биолог». Я являлась координатором. В своей работе на уроках и факультативных занятиях широко использую готовые мультимедийные учебные пособия. Их я систематически использую на разных этапах урока. Накопленный и систематизированный дидактический материал перевожу в электронные издания учебного назначения. В нашей школе в старших классах введено предпрофильное обучение. Ребятам предлагается выбрать различные курсы. Для этого мной разработан ряд программ элективных курсов: «Практическая биология» (8 класс), «Глаза…Вооружены и очень полезны» (9класс), «Клумбовое цветоводство» (9 класс). Программы элективных курсов предназначены для учащихся, выбирающих дальнейший профиль обучения в средней школе. Цель курсов – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предполагается путем знакомства ребят с программой элективного курса через презентации, поэтому для каждого курса мной создана презентация. Этот эффективный способ знакомства с информацией дает положительный результат – до 50% учащихся изъявляют желание посещать эти курсы. Практическая значимость курса проявляется в том, что некоторые ребята заинтересовываются в более углубленном изучении тем, проводят исследовательскую работу, которую потом успешно защищают на разных уровнях. Во внеклассной работе мои ученики для поиска и обработки информации при выполнении исследовательских работ и при создании презентаций этих работ используют компьютер, показывая стабильно высокие результаты. Один из немаловажных ресурсов освоение ИКТ- это наличие персональных компьютеров у школьников в домашнем пользовании и возможность ими использовать Интернет-ресурсы. В работе использую сайты: www.museum.ru; сайт музеев, www.povodok.ru; сайт о домашних животных, www.bio.msu.ru; сайт биологического факультета МГУ, www.edu.ru; образовательный сайт, www.fipi.ru; сайт федерального института педагогических исследований (подготовка к ЕГЭ), www.herba.msu.ru; ботанический сервер МГУ, www.luzhok.ru; сайт о декоративных растениях, www.vokrugsveta.ru; сайт журнала «Вокруг света», www.nature.ok.ru; экологический сервер МГУ, www.nature.ru; «Научная сеть», www.bio.lseptember.ru; сайт газеты «Биология – 1 сентября» Наличие персональных компьютеров у школьников в домашнем пользовании позволило мне создать на школьном сайте свою страницу, на которой поместила материал для девятиклассников: экзаменационные вопросы; краткие тезисы по теоретическим вопросам; подробное описание выполнения экзаменационных практических заданий, вопросы для самоконтроля, а так же рекомендации обучающимся как подготовиться к экзамену и родителям как помочь ребенку в подготовке. Это приводит к увеличению доли самостоятельной деятельности ученика, помогает ребятам в самостоятельном продвижении изучения материала при подготовке к экзамену по биологии. Ребята могут познакомиться с этим материалом зайдя на сайт школы, открыв мою страницу дома, либо в ресурсном центре нашей школы. Такая система работы приводит к развитию самостоятельной организации учебной деятельности ребят. Максимальный эффект обучения при применении ИКТ обусловлен не только техническими соображениями, но и соображениями психологического характера. В целях изучения мнения учащихся об использовании ИКТ школьный психолог проводила исследование (в опросе приняли участие учащиеся 5-11 классов – 420 человек – 80% от всех учащихся школы). Вывод: на уроках с использованием ИКТ дети чувствуют себя комфортно, осуществляется индивидуальный подход, меньше утомляются, а это способствует их хорошей работоспособности и своего индивидуального темпа и стиля работы. Анализируя эффективность применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности выяснила, что использование данной технологии имеет существенные преимущества и позволяет решать поставленные мной задачи, так как:
Использование ИКТ в работе дает высокий результат. На протяжении последних лет мои ученики успешно защищают свои исследовательские работы на разных уровнях, показывая стабильно высокие результаты, становясь призерами и победителями. А так же являются конкурентно способными при поступлении в высшие учебные заведения. Информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью в жизни нашей школы и позволяют сделать образовательный процесс максимально приближенным к современным требованиям сегодняшнего дня, что помогает ученикам быть успешными и конкурентоспособными. Я иду в ногу со временем, изучая, осваивая и используя возможности компьютера, мультимедийных технологий. |