Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.03.2014
Размер94.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии для формирования ключевых компетенций учащихся»


Строганов Александр Иванович

учитель биологии и химии МКООУ Санаторная школа-интернат

р.п. Ордынское Новосибирской области



Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее

однообразием”

К.Д. Ушинский
В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности.

В условиях перестройки системы образования, по мнению Кальнея В. А. и Шишова С. Е. невозможно точно определить перечень ключевых компетенций, можно говорить лишь о некоторой совокупности компетенций. Например: для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  • коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • информационная – владение информационными технологиями;

  • автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;

  • социальная – умение жить и работать в коллективе;

  • нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Я на своих уроках стараюсь развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно, работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Для развития ключевых компетенций на уроках биологии и химии необходимо: создание условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета.

В последнее время происходит падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Я считаю, что падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Поэтому одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам, я считаю, является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

Цели использования мною информационных технологий следующие:

1.     Развитие личности учащихся, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;  развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3.     Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

На уроках по химии и биологии и при подготовке к ним я применяю следующие формы:

- создание презентаций к урокам:

- создание проектных и исследовательских работ:

проведение виртуального химического эксперимента; использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

- решение расчетных и экспериментальных задач;

- осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала,

подготовки к ЕГЭ;

- использую готовые мультимедийные пособия:

- использую для подготовки к урокам Интернет-ресурсы.

При внедрении информационных технологий в учебный процесс предпочтительными для меня оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте. Поскольку частое использование компьютера в индивидуальном режиме каждым школьником невозможно по объективным причинам.

На начальном этапе работы информационные технологии я вводил на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала. И в основном использовались презентации. При составлении презентаций большее внимание уделялось иллюстративному материалу. Надо отметить, что используемый в обучении учебник по биологии недостаточно снабжен иллюстрациями или они слишком мелкие и не понятные. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.

Очень интересны презентации по изучению биологического разнообразия растений и животных. Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал данных презентаций, когда они могут очень хорошо разглядеть, то или иное растение или животное. Вашему вниманию представляется некоторые слайды презентаци к уроку «Органоиды клетки», на ней крупно показаны схемы, рисунки и комментарий к ним.

Затем информационные технологии я стал вводить на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов биологии.

Например, обобщающий урок по теме: “Клеточное строение растений”. В презентацию для этого урока были вставлены интерактивные схемы “Строение микроскопа”, “Приготовление микропрепарата”, “Строение клетки”, “Деление и рост клеток”. С их помощью акцентировалось внимание на основных моментах темы.

На обобщающем уроке по теме «Кислоты» в 8 классе, сначала на слайдах освещается теоретический материал о кислотах классификация, свойства и т.д., а затем в конце приводится небольшой тест, выполнив который учащиеся могут себя проверить.

Проводил интегрированные уроки по химии и биологии по теме «Строение белков» и «Углеводы».

Разработал медиа уроки по химии: «Спирты, кислоты, сложные эфиры – производные углеводородов», «Амины», «Белки», «Жиры», «Дисперсные системы», «Химическая связь»; по биологии «Моллюски», «Строение клетки», «История развития знаний о строении и функциях организма человека», «Клеточный цикл. Деление клетки», «Биосинтез белка», «Органоиды клетки».

Использовал так же презентацию для устной проверки знаний по теме «Происхождение человека».

В прошлом году я проводил несколько уроков в компьютерном классе, использовал электронные учебники для проверки знаний учащихся. Использование дисков дает возможность отследить не только выполнение работы, но и правильность ее выполнения на каждом этапе (учет ошибок). Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала. В этом году я планирую чаще использовать индивидуальную работу учащихся на лабораторных работах по биологии и при проверке знаний, т.е. тестовый контроль.

В 2010 г. в кабинете была установлена интерактивная доска, и мне представилась возможность в широком использовании информационных технологий на уроке. В своей работе я применяю различные мультимедиа технологии, которые позволяют использовать графические возможности, звук, делают содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. При использовании слайдовой презентации злектронная доска позволяет во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде. Часто использую достопримечательность интерактивной доски – возможность управлять готовыми ЦОРами прямо с доски, что здорово акцентирует внимание учащихся. Эстетический аспект: даже тема урока, написанная на интерактивной доске, выглядит намного привлекательнее, чем на меловой. К тому же я, частично, избавился от рук, что вечно перепачканы мелом.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. В своей практике использую:

  • Уроки-лекции

Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки.

  • Урок анализа текста

На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы. Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы.

Сам ученик так же может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы. В конце изучения химии 9 класса провожу конференцию по теме «Химия в жизни общества», на которой учащиеся защищают проекты по темам: «Бытовая химия», «Лекарственные средства», «Химия и пища», «Химия и медицина», «Химия и косметика» и др., с использованием слайдовой презентации. При подготовке творческих работ учащиеся проводят их защиту с помощью презентаций, подготовленных самостоятельно. На уроках биологии в 7 классе при изучении природных экосистем учащиеся делают групповые проекты по экосистемам: «Болото», «Хвойный лес», «Смешенный лес», так же с использованием слайдовой презентации.

Через эту деятельность у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

-умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по

интересующей теме;

-умение работать в группе;

-умение находить информацию в различных источниках;

-коммуникативная компетентность;

-осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление

Использование ИКТ и во внеурочной учебной деятельности также имеет огромное значение. Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер.

Подчас, использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования – ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле, презентация – это самый последний этап работы, и самый сложный из всех.

Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Традиционно любое исследование начинается с какой-либо проблемы, которая существует в интересующей ребёнка области. Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся, на страницах Интернета. Всегда к услугам содержательные, всем доступные Интернет-энциклопедии. Для дальнейшего хода исследовательской работы компьютер даёт поистине безграничные возможности. Составление и размножение теста, анкеты – это простейшие формы использования компьютерных технологий, но и без них исследование было бы затруднительны. Для того, чтобы представить результат исследовательской деятельности, ребята, как правило, создают презентацию своей работы.

Результаты использования ИКТ в образовательном процессе

На практике эффективность использования информационно-комуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями: (за три года)

1       Повышение качества образования по химии и биологии.

2       Повышение познавательного интереса к предмету

Ø Каждый год увеличивается количество учащихся победителей и призеров конференций учебно – исследовательских работ и олимпиад ( 2011-2012 учебный год- 2 победителя, 2012-2013 уч. год -  1 победитель и 1призер, 2013-2014 учебный год – 2победителя и 2 призера).

Ø Проявляется интерес к изучению предметов естественно-научного цикла.

ИКТ легко сочетается с использованием различных технологий.

Хотелось бы отметить и предметные игры, оформленные в электронном варианте. Они позволяют проверить предметные знания, коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний.

Следует признать, что объективно оценить уровень сформированности компетенций невозможно, но, принимая положение “Ключевые компетенции проявляются в форме умений и навыков”, можно по набору умений и навыков отследить личностный рост ребёнка.

Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск