Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ванзетурская СОШ Урок математики
2 класс
Тема: Порядок выполнения действий. Скобки. УМК «Школа России»
Автор: учитель начальных классов
Грознова Л.Р. 2013г.
Цели: познакомить с порядком выполнения действий при вычислениях; учить находить значения выражений со скобками; развивать умение решать текстовые задачи и задачи логического характера; совершенствовать вычислительные навыки.
УУД:
Познавательные: научатся соблюдать порядок действий при вычислениях; находить значения выражений, содержащих скобки;
Регулятивные: использовать графические модели при решении задач;
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог;
Личностные: оценивать себя и товарищей.
Ход урока:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Прозвенел звонок и смолк-
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели. -Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в Тридевятое государство, а отнесут нас туда волшебные пятерки. Чем лучше вы напишите, тем быстрее мы окажемся в сказке.
(Звучит мелодия « В гостях у сказки»)
2. Каллиграфическая минутка.
-Письмо цифры “5” (Ведем от верхней границы клетки линию до середины, прописываем — овал: закругление и еще раз закругление, отрываем руку и прописываем верхний элемент цифры).
3. Устный счет.
-Сказка начинается. В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич (рис.1) и Василиса Прекрасная (рис.2). Однажды Василиса исчезла. Иван Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти? Где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем, если правильно будем считать устно.
а) (Примеры читают по-разному)
12-3= 73-3 = 60-40 =
8+5 = 84-80= 20 + 30=
б) Устные задачи.
На Земле 4 океана, а материков на 2 больше. Сколько материков на Земле?
в) - Найдите “лишнее” число. Расположите числа в порядке убывания.
35 73 33 40 13 23
В порядке убывания: 73 35 33 23 13
-Теперь перевернем карточки. Что получилось? (КОЩЕЙ)
-Кто же похитил Василису? (рис.3) (КОЩЕЙ)
- Иван-Царевич отправился в путь дальше. Но Кощей послал Змея Горыныча (рис.4) погубить Ивана-Царевича. Нужно победить все три головы, Змея.
-Для этого нужно выполнить задания:
1 уч. (у доски):
- Поставь знаки
12 -6 … 14 – 5 12 + 10…10 +12
-А пока мы решим задачи в стихах:
1.Сеть тяну, рыбу ловлю
Попалось немало:
7окуней, 10 карасей,
1 ершок – и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу.
Сколько рыбок я сварю?
2. Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько км пробежала каждая?
3. Определите время (Показываю модель часов)
- Свалили мы Змеиные головы? Молодцы!
- Идет Иван-Царевич. Видит, густой лес. Избушка на курьих ножках стоит, а в ней Баба Яга (рис.5). Баба Яга говорит Ивану: “Если сделаешь то, что раньше никогда не делал, скажу, где Кощей живет. Поможем Ивану-Царевичу?”
В конце урока каждый из вас оценит свою работу. 5.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (На доске записаны примеры.)
12-2+8=18
12-2+8=2
-Рассмотрите примеры. Сравните. Чем они похожи? Чем отличаются?
-Какое равенство верно? (Первое.)
- Как выполняли действия? (Сначала выполнили вычитание, а потом сложение.)
-А кто уже знает, в каком порядке нужно выполнить действия во втором равенстве, чтобы оно стало верным? (Сначала сложить 2 и 8, а затем из 12 вычесть их сумму.) 6.Выявление места и причины затруднения. - Мы поняли, как нужно решать эти примеры. А как показать это другим и Б.-Яге?
- Чего мы не знаем? (Как показать, в каком порядке нужно выполнять действия в некоторых примерах.) 7.Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, задачи, план, способ, средство) - О чём сейчас говорили? (О порядке выполнения действий.)
- Какая тема урока? (Порядок выполнения действий.)
- Значит, надо научиться обозначать в записи порядок действий и показать эти умения Б.-Яге) 8.Поиск решения проблемы. (Учитель выставляет карточку с примером)
10 – 5 + 2
- Прочитайте. Какое действие надо выполнить первым? (Сложение)
- Почему? (Оно выделено)
- Как называется то, что выделено? (Сумма)
- Из числа вычитаем сумму. Для того, чтобы показать, что первым действием будет сложение, в математике используют скобки. По-другому наш пример можно записать так:
10 – (5 + 2)
- Что показывают скобки? (Что данное действие надо выполнять первым).
Давайте вычислим:
10 – 5 + 2 = 3
- Можно не указывать порядок действий и укоротить запись, записав результат, полученный в скобках, карандашом.
- Какие действия выполняют первым, если есть скобки?
( Действия в скобках) -Посмотрите, чем отличаются столбики примеров?
8-3+4=9 8-(3+4)=1
18-8+9=19 18-(8+9)=1 (В первом столбике нет скобок, а во втором есть.)
- Зачем же они нужны?
-Как выполняли действия в первом столбике? (По порядку.)
-Как будем выполнять действия во втором столбике, чтобы получить эти значения выражений? (Сначала выполним действие в скобках.)
-Сравните порядок выполнения действий в первом и во втором столбиках. Что вы можете сказать? ( В первом столбике мы выполняли действия по порядку, а во втором сначала в скобках.)
-Что нам поможет указать на порядок выполнения действий? (Скобки.)
-Сформулируйте правило, как правильно выполнять действия в выражениях со скобками. (Сначала выполняются действия в скобках, а потом по порядку) 9.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Мы получили новое знание. Проверим, правильно ли мы сделали выводы.
Сравним наше новое знание с научным в учебнике. Прочитайте на с.38 выделенное в рамочку.
- Кто уже сможет рассказать правило Б- Яге?
-Попробуем применить наше новое знание на практике.
№ 1 (с. 38).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову.
Наклоны туловища вправо и влево.)
Видишь бабочка летает,
(Взмахи руками.)
На лугу цветы считает:
(Считать пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять —
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Взмахи руками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считать пальчиком.) 10.Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону. №2 (с. 38).
-Решите первый пример. Проверьте, получим ли мы нужный результат, если вычисления будем выполнять по порядку. (Не получим.)
-Измените порядок действий. Какое действие выполним первым? (Сложение.)
-Вычислите. Получился ли у вас нужный результат? (Да.)
-Поставьте скобки.
(Остальные примеры разбираются аналогично. Следует обратить внимание учащихся на то, что, если скобки не меняют порядок действий, их можно не ставить.) 11.Включение в систему знаний повторение. №3 (с. 38).
(Один ученик выполняет на доске с комментированием, остальные— в тетрадях.)
№4 (с. 38).
-Рассмотрите рисунок.
( Составьте задачу по первому решению. (В лодке плыли 5 детей и 1 взрослый. Сколько всего человек плыло в лодке ?)
( Составьте задачу по второму решению. (В лодке было 6 человек. На берег вышли 2 человека. Сколько человек осталось и лодке?)
Можно ли задачи назвать обратными? (Нет.)
-Решите задачи.
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение и ответ на доске. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить составить ко второй задаче обратные задачи.)
-Молодцы! Справились с заданием. Баба Яга сказала, как найти Кощея.
-Добрался Иван-Царевич до Кощея. А он встретил Ивана-Царевича такими словами: “Раз ты смог добраться до меня, выполни мое задание и Василиса твоя! Если не выполнишь, голова с плеч!”
№5 (с. 39).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на экране) Ну, Иван, забирай Василису - сказал Кощей. “Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой. Где она?”
12. Рефлексия.
- Хорошо! Спасли мы Василису? Да! Вот видите, как хорошо мы потрудились! Это потому, что все вместе работали. Для общего дела старались. Спасибо всем, все хорошо потрудились (перечисляю).
- Итак, что нового мы узнали на пути к спасению Василисы?
- В чём испытывали трудности? («Проверь себя» (учебник, с. 39). Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.
- Оцените свою работу.
13.Домашнее задание (по выбору).
Учебник: № 6 (с. 39).
Тетрадь с печатной основой: № 27 (с. 37).
Рис. 1 Рис. 2
Рис.3 Рис. 4
Рис. 5 |